В чем состоит проблема, в каких вопросах следует разобраться, что должен уметь менеджер дошкольного образования?

Реформирование системы дошкольного образования России, отказ от единообразия, наличие проблем в социальной, экономи­ческой сферах требуют новых подходов к управленческой деятель­ности в сфере образования, высокого профессионализма руково­дителей. Прогнозирование развития системы дошкольного обра­зования, разработка государственных образовательных стандартов, экспертная оценка образовательных программ и педагогических технологий, экспертиза ассортимента детских игр и игрушек в ус­ловиях рынка, государственная аттестация и аккредитация до­школьных образовательных учреждений — все это требует исполь­зования научно-педагогической экспертизы как средства эксперт­ной оценки. В современных условиях педагогическая экспертиза становится одной из важнейших профессиональных функций ме-


неджера дошкольного образования, показателем его профессио­нальной компетенции.

Понятия «экспертные оценки в образовании», «научно-педаго­гическая экспертиза», «мониторинг качества образования» — цент­ральные понятия курса, обеспечивающие успешность его освоения.

В чем суть термина «экспертные оценки в образовании»? Чем вызвана необходимость экспертных оценок и в каких областях применяются экспертные методы в педагогике? В каких значени­ях употребляется в педагогике термин «научно-педагогическая эк­спертиза»? Как экспертные оценки в образовании и научно-педа­гогическая экспертиза связаны с мониторингом качества образо­вательных услуг? Что вкладывается в данное понятие? Чем вызва­на необходимость создания экспертно-диагностической службы? Почему экспертный метод является механизмом научно-педагоги­ческой экспертизы? Какие документы служат нормативно-право­вым основанием для научно-педагогической экспертизы? Какое место занимает педагогическая экспертиза в структуре управлен­ческой деятельности руководителя ДОУ? Из каких квалификаци­онных умений складывается система мониторинговых умений ме­неджера дошкольного образования? Как в управлении дошколь­ным образовательным учреждением используется самоэкспертиза в разных видах контроля (оперативный, тематический, итоговый)?

Задания к занятию

Задание 1. Внимательно прочтите определения и аргументиро­ванно докажите, какие из них наиболее полно раскрывают сущ­ность базовых понятий изучаемого курса.

Экспертные оценки в образовании — мотивированное эксперт­ное суждение о качестве образования.

Экспертные оценки в образовании — результат научно-педагоги­ческой экспертизы.

Экспертные оценки в образовании — мотивированное мнение, суждение специалистов в области образования о качестве, досто­инстве, значении того, что было предметом экспертизы.

Экспертные оценки в образовании — экспертные заключения спе­циалистов о концепциях развития системы образования, государ­ственных стандартах образования, образовательных программах, учебной и методической литературе, методических пособиях и иг­рушках, аттестации образовательных учреждений, профессиональ­ной компетенции педагогов и руководителей системы образования.

Научно-педагогическая экспертиза — исследование специалис­том актуальной педагогической проблемы в целях улучшения ка­чества и обновления содержания образования.

Научно-педагогическая экспертиза — рассмотрение, исследова­ние явлений, процессов, проблем, результатов педагогической дея-

тельности, прогнозирование развития педагогических систем, оцен­ка альтернативных решений и определение оптимальных вариан­тов организации образовательного процесса в целях улучшения ка­чества и обновления содержания образования, а также оказания консультативной помощи авторам и коллективам образовательных учреждений.

Научно-педагогическая экспертиза — это заключение о пригод­ности образовательных программ, учебных планов, дидактических пособий и игрушек.

* Научно-педагогическая экспертиза — комплекс научно-исследо­вательских процедур, направленных на получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с целью принятия компетент­ных решений в области управления образованием.

Научно-педагогическая экспертиза — функция, показатель про­фессиональной компетенции менеджера образования.

Мониторинг качества образования — отслеживание качества об­разовательных услуг, предоставляемых населению.

Мониторинг качества образования — систематическая и регу­лярная процедура экспертизы качества образовательных услуг в целях управления системой образования.

Мониторинг качества образования — контроль со стороны госу­дарства за работой дошкольных образовательных учреждений в це­лях своевременного предотвращения неблагоприятных явлений в сфере образования.

Мониторинг качества образования — способ получения досто­верной информации о работе сотрудников дошкольных образова­тельных учреждений.

Качество образования — степень достижения поставленных об­разовательных целей и задач.

Качество образования — его соответствие требованиям государ­ственного образовательного стандарта или их превышение.

Качество образования — степень удовлетворения ожиданий уча­стников процесса образования от предоставляемых дошкольным образовательным учреждением образовательных услуг.

Качество образования — высокий уровень знаний, умений и на­выков учащихся.

Будьте готовы дать свое определение понятиям «экспертные оценки в образовании», «научно-педагогическая экспертиза», «мо­ниторинг качества образования» и раскрыть их сущность приме­нительно к современной системе дошкольного образования в Рос­сии.

Подсказка. С помощью словарей, энциклопедий выясните смысл понятий «оценка», «экспертиза», «мониторинг», «качество». Концепция дошкольного воспитания, современные нормативно-правовые и научно-методические документы, определяющие стра­тегию развития системы дошкольного образования, помогут вам в

раскрытии сущности данных понятий применительно к дошколь­ной педагогике.

Рекомендуемая литература

Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-пра­вовых документов и научно-методических материалов. — М., 1997.

Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных пси­

хологов. — М., 1995.

Управление качеством образования /Под ред. М. М. Поташника. — М., 2000.

Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. —

М., 1998.

Задание 2. Подготовьте пакет современных нормативно-право­вых и научно-методических документов, необходимых менеджеру дошкольного образования для самоэкспертизы в дошкольных об­разовательных учреждениях России.

Подсказка. Для выполнения задания необходимо изучить го­сударственные документы по образованию, познакомиться с со­держанием сборников и справочников для менеджеров образова­ния, руководителей дошкольных образовательных учреждений. Це­лесообразно сделать выписки или ксерокопии документов, выде­лив те положения, которые наиболее значимы для проведения са­моэкспертизы в ДОУ.

Рекомендуемая литература

Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. документов / Ред.-еост. Р. Б. Стеркина. — М., 1996.

Закон Российской Федерации «Об образовании» // Справочник ме­неджера образования: В 2 т. / Сост. В.Г.Гиршович. — М., 1995. — Т. 1. — С. 5-41.

О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в совре­менных условиях: Метод, письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19—12 // Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-право­вых документов и научно-методических материалов /Ред.-сост. Р. Б. Стер­кина. - М., 1997. - С. 136-146.

Об утверждении Положения о порядке лицензирования образователь­ных учреждений: Приказ МО РФ от 17.11.94 № 442 // Дошкольное обра­зование в России. — М., 1997. - С. 179—190.

Положение о Федеральном экспертном совете по общему образова­нию Министерства образования Российской Федерации // Дошкольное образование в России. — М., 1997. — С. 241—246.

Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работни­ков дошкольных образовательных учреждений // Вестник образования. — 1996. -№10. -С. 11—21.

 

Рекомендации по проведению аттестации и аккредитации дошколь­ных учреждений на территории Российской Федерации // Справочник менеджера образования: В 2 т. / Сост. В. Г. Гиршович. — М., 1995. — Т. 1. — С. 109-132.

3 Круле




Рекомендации по экспертизе образовательных программ для до­школьных образовательных учреждений Российской Федерации: Метод. письмо МО РФ от 24.04.95 № 46/19—15 // Дошкольное образование в России. - М., 1997. - С. 136-138.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование в России. — М., 1997. — С. 148—175.

Задание 3. Игрушке принадлежит особая роль в развитии детей раннего и дошкольного возраста, в формировании их ценностных ориентации, интеллектуальной сферы. В условиях рынка ассорти­мент детских игр и игрушек требует квалифицированной педаго­гической экспертизы для социальной защиты ребенка от неком­петентных педагогических воздействий, охраны физического и эмо­ционально-психического здоровья. Подготовьтесь для участия в деловой игре «Психолого-педагогическая экспертиза игр и игру­шек для дошкольников».

Подготовка к деловой игре идет в рабочих группах (от 3 до 5—6 человек). Члены рабочей группы самостоятельно распреде­ляют игровые роли (эксперты, представители отечественной про­мышленности или иностранных фирм по производству игрушек, торговли и пр.), разрабатывают сценарий и проводят психолого-педагогическую экспертизу одной детской игры или игрушки, выб­ранной ими для экспертизы с целью разрешения ее производства или заключения контракта на поставку из-за рубежа. При этом студенты могут сами выступать в качестве авторов-разработчиков игрушек. В конце игры «эксперты» должны принять мотивиро­ванное заключение по результатам экспертизы, соответствующее нормативным требованиям к оформлению данного документа.

Критерии для определения победителя:

творческая оригинальность в разработке сценария экспертизы;

точность соблюдения процедуры экспертизы;

профессиональная компетентность и этика поведения экс­пертов;

грамотность оформления документации;

технологичность диагностической карты экспертизы;

артистичность участников.

По д сказка. Участие в деловой игре требует тщательного изу­чения рекомендуемых документов о порядке проведения психоло­го-педагогической экспертизы детских игр и игрушек. Это позво­ляет отразить в сценарии всю процедуру экспертизы, грамотно разработать диагностическую карту экспертизы, а также соблюсти все требования к оформлению документов.

При подготовке к игре «эксперты» разрабатывают диагности­ческую карту обязательных требований, предъявляемых к игруш­кам, и проект экспертного заключения. «Представители фирмы или торгующей организации» готовят образец-эталон либо макет


(модель) игрушки и весь пакет документов, необходимых для про­хождения экспертизы.

Рекомендуемая литература

О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в совре­менных условиях: Метод, письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19—12 // Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-право­вых документов и научно-методических материалов / Ред.-сост. Р.Б.Стер-кина. - М., 1997. - С. 136-146.

Задание 4. Исходя из рекомендаций по экспертизе образователь­ных программ для дошкольных образовательных учреждений Рос­сийской Федерации, составьте технологическую карту эксперти­зы и подготовьте на ее основе мотивированное экспертное за­ключение о целесообразности использования выбранной вами пар­циальной образовательной программы в ДОУ конкретного регио­на (города, района).

Подсказка. Выполнение задания требует изучения общих и региональных требований к образовательным программам; выбо­ра парциальной программы на основе ознакомления с реквизита­ми программ, рекомендованных Министерством образования РФ или региональными экспертными советами к использованию в работе с детьми дошкольного возраста.

Разрабатывая технологическую карту и готовя экспертное за­ключение, целесообразно исходить из следующих смысловых па­раметров:

концептуальная основа программы, ее декларируемые цели и

задачи;

основные принципы построения программы;

структура программы, ее основные компоненты;

своеобразие предлагаемой программы, ее оригинальность;

субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

методическое обеспечение программы;

вид и категория дошкольного образовательного учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

прогноз затруднений, которые могут возникнуть у педагогичес­кого' коллектива при реализации программы;

требования к профессиональной подготовке педагогов для реа­лизации предлагаемой программы.

Рекомендуемая литература

О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития: Метод, письмо МО РФ от 24.03.95 № 42/ 19—15 // Дошкольное образование в России: Сб. действующих норматив­но-правовых документов и научно-методических материалов / Ред.-сост. Р.Б.Стеркина.-М., 1997.-С. 134-135.

Князева О. Л. Об экспертизе реализации образовательных программ в ДОУ // Вестник образования. — 1996. — № 11. — С. 73 — 75.


Рекомендации по экспертизе образовательных программ для до­школьных образовательных учреждений Российской Федерации: Метод, письмо МО РФ от 24.04.95 46/19—15 // Дошкольное образование в России. -М., 1997.-С. 136-138.

Современные образователыные программы для дошкольных учрежде­ний / Под ред. Т. И. Ерофеевой. — М., 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: