Развития

Для начала полезно разобраться, чем принципиально отличаются понятия «профессиональный выбор», «личный профессиональный план» и «личная профессиональная перспектива».

Профессиональный выбор ориентирован на ближайшую перспективу. Например, выбор конкретного профессионального учебного заведения. Далее может быть выбор (уточнение) специальности, кафедры, факультета… В ходе обучения могут быть и другие выборы: научного руководителя, места производственной практики. Различных спецку4рсов и т.п. По окончании – выбор места работы. Таким образом, вся карьера – это чередующиеся выборы. Следовательно, нельзя утверждать, что неудачный выбор профессии сделает неудачной и всю жизнь. Даже неудачный выбор можно во многом подкорректировать другими (последующими) выборами. Хотя конечно, лучше поменьше делать таких неудачных выборов.

Профессиональный план – это четкая последовательность действий по достижению конкретных целей, вплоть до того, что можно спланировать по конкретным дням и часам посещение «дней открытых дверей»», встречу с профконсультантом и т.п. План часто позволяет представить сложные (на первый взгляд) профессиональные цели в виде более простых действий (или задач), которые вполне понятны и просты в реализации.

Профессиональная перспектива более обобщенна, она обычно бывает ориентирована на отдаленное будущее, поэтому – менее конкретна. Профессиональная перспектива обычно более оптимистична (само слово – «перспектива» содержит в себе что-то хорошее, желательное). Часто именно на основе перспективы разрабатываются различные (более конкретные планы). При этом перспеке5тива может быть одна, а планов для реализации этой перспективы – несколько. И здесь уже возникает проблема выбора наиболее удачных планов.

И в основе профессиональных перспектив, и в основе профессиональных планов, и даже – профессиональных выборов лежат ценностно-смысловые ориентации данного человека. Каждый раз он как бы задает себе вопрос: а позволит ли данный выбор, план или перспектива прийти к желаемому образу жизни, к успеху?

Ниже представлены основные варианты планирования профессионального развития:

1. Целевой вариант, когда человек больше ориентируется на сложные и престижные цели, но мало учитывает свои реальные возможности. Поэтому данный вариант можно назвать «романтическим». Часто такие планы бывают труднореализуемыми, поэтому профконсультанты пытаются переориентировать клиентов на более реалистичные цели. Но иногда, если клиент является сильной личностью, сложные цели могут мобилизовать его и он быстро расширяет свои возможности (работает над собой) для того, чтобы реализовать даже таки сложные планы. Но это получается не у всех.

2. Реалистический вариант. Здесь человек, наоборот, не ставит перед собой сложные цели, а больше учитывает свои реальные возможности и как бы подбирает профессиональные цели под эти возможности. Обычно такие скромные цели человек достигает, хотя нередко и сожалеет о том, что даже не попробовал достичь боле интересные и сложные цели. Иногда бывает и так, что человек, уже начав реализовывать такие планы, обнаруживает в себе более интересные возможности. И тогда возможны другие, более сложные выбор и планы, т.е. вполне допустима корректировка планов.

3. «Событийный подход», в основе которого лежит интересная идея о том, что вся жизнь – это череда взаимосвязанных (и взаимодетерминированных) событий. Событие понимается как относительно компактное по времени, но очень важное (значительное, яркое) дл всей жизни человека. Нередко уже зрелые или пожилые люди, вспоминая свою жизнь, выделяют именно такие яркие события (а всю жизнь во всех ее деталях вспомнить довольно сложно), Иногда даже говорят, что если в жизни не было таких событий, то и жизнь не получилась. Имеется даже интересная методика (см. Головаха Е.И., Кроник А.А., 1984), где из событий прошлого, настоящего и предполагаемого будущего выстраивается «жизненная транспектива», которая потом анализируется вместе с клиентом и определяются (а иногда – и планируются) наиболее важные события жизни.

4. «Сценарный подход», в основе которого – типичные жизненные сценарии, ориентируясь на которые многие люди планируют свою жизнь. Эти сценарии задаются данной культурой и являются своеобразными образцами, по которым можно жить (см. Берн Э., 1988, С.285-351; Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., 2005, С. 154-160). Особенность многих сценариев в том, что общество одобряет большинство из них, поэтому, человек, который планирует свою жизнь по таким образцам понятен для окружающих и у него гораздо меньше проблем, чем у тех, кто планирует жизнь как-то необычно, самобытно, творчески.... С одной стороны, человек не реализует свое право быть «субъектом» самоопределения, поскольку следует уже готовым образцам. Но, с другой стороны, большинство людей не готовы быть полноценными «субъектами» самоопределения - это, к сожалению, реальность, связанная и с недостаточной профориентационной работой. И тогда таким людям готовые сценарии часто помогают хоть как-то самоопределиться в нашем сложном мире. У них правда, еще остается возможность выбора наиболее привлекательного сценария, т.е. хоть какую-то субъектность в самоопределении они проявляют.

5. Творческий вариант планирования профессионального развития. Здесь в основе – стремление построить жизнь самобытную, мало на что похожую. Чем оригинальнее профессиональные и жизненные планы и их реализация, тем они интереснее для окружающих, и тем больше оснований человеку гордиться, что его жизнь уникальна и другой такой жизни ни у кого нет (а значит, он прожил не зря). Главная проблема при реализации такого творческого подхода в том, что окружающим это мало понятно и нередко творческий человек бывает одинок, а то и осуждаем со стороны большинства окружающих. Например, творческому человеку не интересно без переживаний (без «трагедийности» жизни), без «»неожиданных поворотов судьбы», без внутренних или внешних «проблем», которые надо преодолевать (а потом этим гордиться) и т.п. Но всем ли это интересно?

И, тем не менее, именно такой вариант пропагандируется многими мыслителями гуманистического направления и даже рассматривается как некий идеал самоопределения, самореализации, самотактуализации, самотрансцендентности и т.п. Правда, для большинства такой «идеал» сложен и непривлекателен. Поэтому в реальной профконсультационной работе психолог должен говорить о таком варианте планирования профессионального развития очень осторожно. И одновременно, не сказать об этом тоже нельзя. Предлагается примерно такая схема разговора с клиентом. После установления доверительного контакта с клиентом, быть может даже и не на первой консультации, можно кратко обозначить разные варианты (как бы расширить общий кругозор клиента), обозначив «плюсы» и «минусы» каждого варианта. Возможно, клиент заинтересуется какими-то вариантами, и тогда с ними можно поработать подробнее. Вполне возможно, что, начав с привлекательных и сложных вариантов, клиент потом все-таки перейдет к более простым, понятным и доступным. Это ведь тоже процесс поиска и он может не однозначным.

1.7. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры

Е.А.Климов выделяет следующие основные затруднения и ошибки при выборе профессии (Климов, 1990, с. 128-134):

1.Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в мире профессий. Это порождает ощущение «фатальности» выбора. Когда неудачный выбор может перечеркнуть всю жизнь. На самом деле вся жизнь – это постоянно чередующиеся выборы (по Д.Съюперу). Еще К.Маркс выступал против «призвания», закрепляющего человека за определенной трудовой функцией и призывал к тому, чтобы человек в ходе жизни постоянно осваивал все новые и новые виды деятельности и именно это обеспечивает его «гармоничное развитие». Он даже писал, что «природа крупной промышленности требует постоянного движения рабочей силы», когда «каждые пять лет работник вынужден будет менять профессию», что связано с постоянным изменением и развитие самого производства. Частично прогнозы К.Маркса подтвердились и на современных предприятиях успешные карьеры чаще складываются у тех, кто осваивает хотя бы смежные профессии.

2.Предрассудки чести, когда некоторые профессии считаются «постыдными», предназначенными для людей «второго сорта». Данная проблема сложна, но надо понимать, что каждый труд важен для общества. Недаром на цивилизованном Западе все чаще такие непрестижные профессии как «мусорщик» оплачиваются достаточно высоко и, наоборот, работники престижных творческих профессий далеко не всегда получают высокие зарплаты. Одно из объяснений: сама творческая работа уже является высокой наградой и потом. Если все захотят быть престижными творцами, то кто будет мусор убирать?... По поводу мусора можно также заметить, что культура вообще начинается с того, что производимый мусор не оставляется, а убирается или энергия мусора как-то аккумулируется в иное качество.

3.Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. С одной стороны, следует прислушиваться к мнению друзей, которые хорошо знают друг друга и иногда дают честные и обоснованные советы. Но часто, ориентируясь на мнение товарищей, подросток делает такие же профессиональные выборы, как и они – это называется выбор «за компанию». И если сам товарищ даже обосновал для себя свой выбор, то это не означает, что и его друзья должны за ним следовать. Все-таки у каждого человека должен быть свой выбор, свое счастье.

4.Перенос отношения с человека – представителя той или иной профессии – на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый – прекрасный человек, занимающийся наукой. И тогда подросток начинает думать, что все ученые – прекрасные люди. Хотя известно, что часто в творческих профессиях работают люди с очень непростыми характерами, что нередко порождает непростые взаимоотношения в трудовых коллективах (зависть, склоки, откровенную травлю наиболее творческих работников и т.п.). И общаться с такими людьми достаточно сложно. Поэтому в дальнейшем могут возникнуть сильные разочарования. Надо помнить, что далеко не всегда сама профессия собирает в свои ряды наилучших людей. А прекрасные (умные, порядочные) люди есть в каждой профессии, даже в среде ученых.

5.Увлечение какой-то внешней или какой-то частной стороной профессии. Например, в профессии геолог школьника может привлечь возможность путешествовать, но при этом не учитывается, что у геолога много кропотливой и даже рутинной работы, связанной с тончайшими наблюдениями, химическими анализами, записями и обработкой результатов. Поэтому следует учитывать все разнообразные характеристики будущей профессии.

6.Отождествление школьного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей). Конечно, в идеале учебные предметы должны выполнять и профориентационную роль, т.е. ориентировать школьников в соответствующей профессиональной деятельности. Но реально многие учебные предметы преподаются слишком академично и фактически оторваны от практики. Например, история как учебный предмет далеко не всегда соответствует работе настоящего историка, буквально «страдающего» (имеются в виду «творческие муки», которые являются естественным и даже счастливым состоянием для ищущего человека) от неспособности понять специфику той эпохи, в которую он сам живет. Само образование обычно носит более консервативный (и даже догматичный) характер, когда учеников и студентов больше знакомят с консервативной частью данной науки или данной сферы производства, тогда как реальная практика больше ориентирована на решение конкретных проблемных вопросов. И решение этих проблемных практических вопросов предполагает особые сложности профессионального общения с коллегами, руководителями, заказчиками, клиентами и другими людьми, о чем в школе говорят явно недостаточно.

7.Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Е.А.Климов имел в виду то, что многие технические профессии ранее включали значительный элемент «ручного» и даже рутинного труда, а также были связаны с не очень благоприятными условиями (повышенной загрязненностью, шумом, травмоопасностью и т.п.). На многих современных предприятиях работники работают в гораздо более комфортных (эргономичных) условиях и недаром даже появился термин «синие воротнички», когда можно работать, если и не в белых рубашках, но вполне прилично одетыми. Ведь на современном производстве все больше технологических процессов автоматизируются и не требуют, как раньше, больших физических и психофизиологических затрат.

8.Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Конечно, дело это непростое, - отмечает Е.А.Климов. Но явный не учет своих склонностей и своей готовности часто приводит к тому, что намеченные цели не достигаются или за достижения приходится сильно расплачиваться своим здоровьем и нервами, что никак не вяжется с успешным выбором, приносящем удовлетворение и счастье человеку.

9.Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии. Здесь также возможны трудности при достижении намеченных целей и трудности уже в самой профессиональной деятельности. Например, работа, требующая отличного здоровья, выносливости, стрессоустойчивости может вызвать у неподготовленного человека не только нервные срывы и психические заболевания, но и привести к авариям и катастрофам, которые могут иметь весьма тяжелые последствия для окружающих.

10.Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. И тогда возникают ситуации, когда человек хочет правильно выбрать профессию, но действует скорее хаотично, чем энергично, когда при внешней видимости какой-то активности результат может оказаться не удачным. И здесь могут помочь не только отдельные советы и консультации специалистов, но в идеале – систематическая профориентации оная работа. А со стороны самоопределяющегося человека важна активность по поиску тех специалистов, которые могли бы квалифицированно помочь в правильном профессиональном и жизненном выборе.

К типичным ошибкам, выделенным Е.А.Климовым, можно добавить и другие ошибочные действия многих самоопределяющихся людей:

11.В поиске консультантов и советчиков нередко обращаются в коммерческие психологические центры, где с клиентов (школьников и их родителей) берут достаточно высокие гонорары. Дело в том, что не всегда большие гонорары соответствуют качественной помощи.

12.Излишнее доверие к психологам-профконсультантам, которые хотя и стараются оказать эффективную помощь, но тоже не всегда удачно это делают. Например, в платном консультировании, чтобы как-то оправдать высокие гонорары, консультант строит свои взаимоотношения с клиентом на откровенной манипуляции (очаровывает его и навязывает свои выборы или забалтывает его красивыми разговорами, а то и просто банально тестирует его с помощью экзотических зарубежных тестов и выдает наукообразные, но малообоснованные рекомендации). Конечно, мы не советуем настороженно относиться к профконсультантам (в том числе, и к частнопрактикующим), но по возможности, следует иногда и перепроверять их рекомендации, а главное – понимать, что ответственность за выборы лежит на самом самоопределяющемся человеке.

13.Неспособность и нежелание задумываться о перспективах развития общества (и производства). При этом часто выборы делаются с ориентацией на сегодняшний день, когда востребованы одни профессии, но в дальнейшем эти профессии могут оказаться избыточны (по законам рынка, когда чего-то слишком много, то это теряет свою ценность и «рыночную цену») или появится потребность в других профессиях. Сложность подобных прогнозов социально-экономического развития общества связана часто со страхом реально взглянуть на ситуацию в нашей стране. Поэтому полноценное самоопределение – это часто преодоление в себе страха размышлять о проблемах того общества, в котором человек и собирается найти своре место.

Контрольные вопросы к Главе 1:

1.Каковы психологические причины возникновения профориентации как особого научно-практического направления в начале Х1Х века в странах или Западной Европы и Северной Америки?

2.Что важнее для полноценного профессионального самоопределения, нахождение смысла в выбираемой профессии или нахождение смысла в самом поиске смысла? Почему?

3.Каждого ли выпускника школы можно назвать «субъектом профессионального самоопределения»?

4.Какую роль в формировании образа профессионального и жизненного успеха играют современные средства массовой информации?

5.Должен ли психолог-профконсультант рассматривать сомнительные варианты планирования карьеры (криминальные или предполагающие сильные унижения при совершении карьерных шагов)?

Можно ли считать «ошибкой» при выборе профессии ориентацию школьника на любимый предмет или на любимого учителя, преподающего определенный предмет? Почему?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: