Характеристика неурочных форм занятий физическими упражнениями (признаки, виды, содержание)

Неурочные формы занятий физическими упражнениями включают: малые, крупные, соревновательные формы. Признаки малых форм: 1) относительно узкая направленность деятельности занимающихся; 2) незначительная продолжительность занятий (от 2-3 минуты - физкультминутка,15- 20 минут - УГ); 3) отсутствие структуры построения занятия (по типу урочной); 4) невысокий уровень функциональных нагрузок.

Малые формы занятий. Виды: 1) утренняя гимнастика до учебных занятий (УГ); 2) физкультминутки и физкультпаузы на уроках; 3) игры и физические упражнения на удлиненных переменах; 4) ежедневные физкультурные занятия в режиме продленного дня (спортивный час). Содержание УГ 7-9 физических упражнений динамического характера, продолжительностью 6-7 минут. Цель - организованное начало учебного дня, повышение работоспособности на первых уроках; 2) физкультминутки - кратковременные перерывы в работе. Цель - с помощью упражнений снять умственное и физическое утомление, возникающее в процессе учебной деятельности (продолжительность 2-3 минуты, 3-5 упражнений). Виды физкультминуток: под счет, под музыку, подражательные, под речевку; 3) игры и физически упражнения на удлиненных переменах. Цель- организация активного отдыха, укрепление здоровья, восстановление работоспособности.

Признаки крупных форм. Крупные формы: 1) самостоятельные тренировочные занятия (например, ОФП, атлетическая гимнастика и др.); 2) занятия оздоровительно-реабилитационного или рекреативного характера (туристические походы, ушу, фитнес и т.п.).

Соревновательные формы:1) собственно спортивные соревнования (официальные, отборочные соревнования, прикидки); 2) соревновательные формы занятий (контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов).

Планирование учебного процесса по физическому воспитанию в школе (определение, виды, требования к планированию).

Планирование физического воспитания - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок, задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся. По срокам планирования различают его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное. Перспективное планирование - это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения). Текущее планирование охватывает определенные этапы работы (например, в общеобразовательной школе - это планирование на четверть). Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящий урок).

Требования к планированию:

1. Целевая направленность педагогического процесса.

2. Всесторонность планирования задач в педагогическом процессе.

3. Учет закономерностей физического воспитания.

4. Конкретность планирования.

Основные документы по планированию физического воспитания в школе.

Планирование физического воспитания - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа:

1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах. К ним относятся: 1) Государственный образовательный стандарт (начального, основного, среднего (полного) образования); 2) базисный учебный план; 3) примерная учебная программа.

Примерные учебные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Примерная учебная программа - это документ планирования учебной работы, в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе - курса физического воспитания, в ДЮСШ - спортивной тренировки по избранному виду спорта; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах, который должны достигнуть занимающийся.

Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней. Учебный план составляется в образовательном учреждении на основе государственного образовательного стандарта и включает: а) общую продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (дисциплины) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий). Планы-графики учебного процесса разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов - учебного плана и рабочей программы. План-график устанавливает последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года с учетом сезонно-климатических условий проведения занятий и материальной базы ОУ. Чаще всего при планировании выделяют этапы учебного процесса: осенний (1 четверть), осенне-зимний (2 четверть), зимний (3 четверть), весенне-летний (4 четверть).

3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочая программа, план-конспект занятия). На основе примерных программ создаются рабочие программы. Рабочая программа непосредственно отражает требования образовательного стандарта, в отличие от примерной, в ней описывается: национально - региональный уровень, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражается специфика обучения в данном образовательном учреждении. Главное назначение рабочей программы - обеспечение гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом и учетом специфики местных условий, позволяющее более, полно реализовать себя. Рабочая программа призвана индивидуализировать примерную программу - с учетом специфики самого ОУ, выбранных учителем методов обучения - с учетом возможностей обучающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: