Экономический механизм управления природопользованием – это система экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, применение которых обеспечивает сохранение природной среды. В зависимости от происходящих в стране экономических процессов структура экономического механизма может существенно изменяться. Условно можно выделить три типа экономических механизмов природопользования:
- стимулирующий механизм с преобладанием рыночных инструментов и созданием благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств;
- жесткий механизм с использованием административных и рыночных инструментов, с подавлением посредством жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей;
- мягкий механизм с установлением ограничительных экологических рамок, слабо влияющих на темпы и масштабы экономического развития.
В России в настоящее время формируется механизм управления природопользованием, включающий как поощрительные, так и принудительные элементы регулирования.
Основу экономического механизма управления природопользованием в России составляют платежи за пользование природными ресурсами и экологические платежи и экономические санкции за экологическое правонарушение.
Существенным недостатком нашего природоохранительного законодательства является отсутствие экономического механизма регулирования отношений между хозяйственной деятельностью человека и природной среды. Эколого-экономический подход к охране окружающей среды, позволил начать формирование такого механизма, и первым официальным результатом было создание временной типовой методики определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству, загрязнением окружающей среды.
Развитие и оформление экономический механизм природопользования получил в Постановлении Совета Министров СССР «Об утверждении на 1991 года нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения». Он закреплен в ныне действующем Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды:
· планирование и финансирование природоохранительных мероприятий, установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
· установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов;
· представление предприятием при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий;
· возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среды и здоровью человека.
Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды производится за счет бюджета субъекта РФ, местных советов, средств предприятий и учреждений, местных экологических фондов, фондов экологического страхования, добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников.