Тема лекции № 8: Экономический механизм управления

Конспект лекций

Существуют различные виды механизмов управления социально-экономическими системами – правовой, организационный, экономический, организационно - экономический финансовый, и т.д. Из всего этого разнообразия здесь рассматривается сущность экономического механизма управления.

В обобщенном смысле понятие «экономический механизм управления» отражаетспецифические особенности применяемого на практике механизма управления,в основу которого положены экономические взаимоотношения между объектом и субъектом управления. В качестве наглядных примеров таких взаимоотношений могут служить экономические взаимоотношения между государством и налогоплательщиками, работодателем и наемным работником, государствами, вовлеченными в систему международной экономической деятельности, и др.

Поэтому, прежде чем говорить о механизме управления, необходимо уточнить - что является объектом и субъектом управления, взаимодействие которых регулируется данным видом механизма управления. Рассмотрим вначале такой сложный и масштабный объект управления, как экономика отдельно взятой страны.

В зависимости от уровня, на котором осуществляется управление экономикой, его можно разделить на макроэкономическое и микро-экономическое. В первом случае объектами управления являются: экономика всей страны, ее крупных регионов, отраслей и сфер хозяйствования, а во втором – организации, предприятия, компании, фирмы, небольшие предпринимательские структуры и территории. В составе макроэкономического управления выделяются отраслевое, региональное управление, а также функциональное управление экономикой всей страны. Последний вид управления включает управление финансами государства, денежным обращением, государственной собственностью и внешнеэкономическими связями.

Субъектами управления на макроэкономическом уровне являются законодательные, исполнительные, правовые органы, имеющие право принимать управленческие решения, действие которых распространяется на экономику всей страны, отраслевую и региональную экономику, а также крупные сферы и виды хозяйственной деятельности.

Субъекты управления на микроэкономическом уровне – это руководящие органы и лица, обладающие правом управлять подчиненными им организациями, предприятиями, фирмами и т.д.

Понятия макроэкономическое и государственное управление не адекватны друг другу, так как государственное воздействие на экономику распространяется как на макроэкономический, так и микроэкономический уровни.

В самом общем виде схема функционирования экономики включает три главных участника экономических процессов: государство, производителей продукции, товаров, работ и услуг и их конечных потребителей. Между ними по многочисленным коммуникационным каналам происходит интенсивное движение товаров, услуг, денежных средств и т.д. Определенная часть производимого экономического продукта продается государству в соответствии с государственным заказом, который финансируется из средств государственного бюджета. Государство оказывает производителям услуги в виде законов, выплат социальных пособий, предоставления производителям государственных заказов на поставку различных видов продукции, оказания прямой финансовой помощи через выделенные субсидии или льготные кредиты. Производители в свою очередь обязаны соблюдать существующие законы, регулярно и в полном объеме уплачивать государству налоги, обязательные платежи и отчисления, своевременно и в полном объеме выполнять государственные заказы и т.д.

Взаимоотношения между государством и населением сводится к предоставлению людям государственных услуг путем защиты их прав, обеспечения безопасности, государственной поддержки культуры, образования и здравоохранения, контроля за соблюдением законности и т.д. Со стороны населения государству поставляются трудовые ресурсы для работы в государственном секторе экономики, уплачиваются налоги и платежи за оказанные ему услуги.

Основными признаками эффективного функционирования экономики страны являются: стабильный рост валового внутреннего продукта, высокий уровень занятости населения, стабильность цен, низкий уровень инфляции, сбалансированность внешнеэкономической деятельности и др.

Однако стабильное развитие экономики не может продолжаться бесконечно долго. Дело в том, что экономические процессы, как правило, являются цикличными, что проявляется в чередовании периодов их подъема и спада. В основе этой цикличности лежат природно-биологические циклы, например,смена времен года, смена дня и ночи,активность Солнцаи т.д. На экономику отдельно взятого человека и семьи большое влияние оказывает их жизненный циклы – рождение, детство, молодость, зрелость, старение, смерть. Экономические продукты тоже имеют свои жизненные циклы, в течение которых происходит их зарождение, становление, развитие, спад, моральная и физическая «смерть», в результате чего происходит замена экономического продукта на аналогичный, модернизированный или новый, более совершенный и привлекательный для потребителей продукт. Экономическая природа цикличности экономических процессов проявляется в чередовании периодов подъема и спада деловой активности, объемов производства, рыночной конъюнктуры и т.д. Различают длинно-периодические экономические циклы с периодом колебаний в десятки лет и кратко-периодические циклы с периодом колебаний до года или нескольких лет.

Воспроизводственные циклы охватывают период от создания продукта до его полного потребления. В течение этого периода происходит последовательная смена стадий воспроизводственного цикла: производство, распределение, обмен, потребление. Данная последовательность является одной из важнейших экономических закономерностей, имеющих принципиальный характер для экономики. Именно поэтому управление экономикой часто трактуется как управление производством, распределением, обменом и потреблением продукции, товаров и услуг.

Управление на стадии производства заключается в том, чтобы найти правильные ответы на следующие вопросы: что производить?, как производить?, сколько производить? На стадии распределения идет поиск ответов на вопросы – как и где использовать произведенный продукт? При этом распределение может происходить как в натуральной, так и в денежной форме путем денежных расчетов с участниками производства. В результате распределения произведенный продукт движется к потребителям. Часть его накапливается на складах, после чего происходит вторичное, третичное и последующие перераспределения произведенного продукта. Затем насту-пает следующая стадия, когда продукт превращается в товар и происходит обмен товара на деньги (операция «товар -деньги») или на другой товар (операция «товар - товар»). Так совершаются операции по купле-продаже товаров на рынке. При этом потоки товаров движутся от продавцов к покупателям, а навстречу им идут потоки денежных средств от покупателей к продавцам.

Управление производством и распределением продуктов осуществляют их производителя, а в управлении обменом товаров на рынках сбыта главную роль играют продавцы.

Далее наступает последняя из указанных стадий воспроизводственного цикла – потребление товара. Оно может быть полным (то есть без остатка) или частичным, когда часть товара накапливается на складах потребителя. Обычно управление потреблением товара осуществляется его потребителем. На макроэкономическом уровне может применяться государ-ственное регулирование объемов потребления товаров.

Воспроизводство может быть суженным, простым и расширенным в зависимости от того, как меняется количество производимого и потребляемого товара от одного цикла к другому. При суженном воспроизводстве это количество уменьшается, при простом остается постоянным, а при расширенном - увеличивается.

Большую роль в процессах воспроизводства играет внешняя среда, из которой черпаются экономические ресурсы и в которую удаляются отходы производства и потребления товаров.

Система управления экономикой обеспечивает взаимное согласование процессов производства, распределения, обмена и потребления товаров в обществе.

Существуют две крайние точки зрения на механизмы управления экономикой - рыноч-ное самоуправление и централизованное управление. Первая основана на теории эконо-мического равновесия А.Смита и Д. Рикардо, в соответствии с которой рынок способен сам отрегулировать происходящие в нем процессы. Этому способствуют свободные цены, свободная конкуренция продавцов и свободная конкуренция покупателей. В результате без какого-либо участия государства достигается равновесное состояние рынка, когда спрос и предложение уравновешивают друг друга. Вторая точка зрения базируется на экономической теории К.Маркса, согласно которой управление экономикой должно осуществляться из единого центра в условиях тотальной государственной собственности на средства производства и на основе государственного плана производства и распределения продукции. Именно такое управление применялось в бывшем Советском Союзе.

В реальной действительности экономика любой страны не является чисто рыночной или полностью централизованной, поэтому она называется «смешанной» экономикой. Даже в советской экономике присутствовали элементы рыночных отношений - работали колхозные рынки, потребительские кооперативы, старательские артели, бригады строителей, функ-ционировал «черный рынок».

Ключевым звеном экономики любого типа является промышленное предприятие, выпускающее продукцию с целью удовлетворения существующих потребностей в этой продукции. Поэтому рассмотрим более детально основные составляющие экономического механизма управления современным предприятием, функционирующим в рыночной среде.

Для любого такого предприятия исключительно важное значение имеет его стратегия, ориентированная на достижение поставленных целей. Именно правильно выбранная стратегия позволяет предприятию выжить в жесткой конкурентной борьбе при быстро меняющейся рыночной ситуации. Все типы стратегий, применяемых в мире бизнеса, можно разделить на три группы: наступательная (стратегия прорыва), оборонительная (стратегия выживания) и стратегия сокращения и смены вида бизнеса. Каждая из них имеет ряд модификаций, определяемых конкретными условиями деятельности предприятия.

Выбор конкретной стратегии осуществляет руководство предприятия на основе анализа ключевых факторов, влияющих на этот выбор. С этой целью используется SWOT-анализ (по начальным буквам английских слов Strengths – сила, Weakness слабость, Opportunities – возможности, Threats - угрозы). При этом анализируются как внутренние факторы деятельности предприятия (его сильные и слабые стороны), так и внешние (возможности угрозы).

На выбор стратегии существенное влияние оказывают финансовые возможности предприятия, квалификация его работников, степень зависимости от внешней среды, интересы руководства, портфель продукции, отношение к риску и пр. Для оценки эффективности выбранной стратегии используют критерии и показатели, отражающие экономический, социаль-ный, экологический, технический и системный (синергетический) эффект.

Так как каждое предприятие является сложной многофункциональной системой, выбранную генеральную стратегию необходимо детализировать с помощью функциональных стратегий, обеспечивающих реализацию генеральной стратегии. Основные виды функциональных стратегий: стратегия маркетинга, финансовая стратегия, инновационная стратегия, стратегия производства, стратегия организационного развития и др.

Для реализации генеральной и функциональных стратегий менеджмент предприятия осуществляет планирование его деятельности в процессе которого определяются пути достижения поставленных целей, а различные виды ресурсов увязываются с этими целями как по времени, так и способам их достижения. Планирование позволяет преодолеть отрицательное воздействие высокой неопределенности и нестабильности внешней среды на деятельность предприятия, придать этой деятельности необходимую устойчивость и надежность. Эффективность планирования определяется его соответствием следующим требованиям:

1. Планирование должно отвечать на вопросы: что?, когда? и как? может произойти.

2. Принимаемые сегодня решения определяют результаты осуществления выбранной альтернативы развития предприятия в будущем.

3. Планирование – это непрерывный процесс принятия решений по установлению и уточнению целей и задач развития в условиях постоянных изменений во внешней и внутренней среде и определения ресурсов для их достижения.

4. Планирование должно обеспечить рентабельность работы предприятия, денежные поступления и прибыль на уровне, необходимом для удовлетворения интересов собственников и государства.

5. Планирование должно подразделяться такие его виды, как стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее и все разрабатываемые предприятием планы должны быть увязаны друг с другом.

Основные принципы, на которых базируется планирование деятельности предприятия: гибкость, непрерывность, коммуникативность, участие, адекватность, комплексность, мно-говариантность, итеративность.

В процессе планирования должен быть определен оптимальный объем производства продукции, который обеспечивает выполнение заключенных с потребителями продукции договоров и обязательств на ее поставку в установленные сроки при минимальных затратах и с максимально возможной эффективностью.

Важным этапом планирования является формирование годовой производственной программы, в которой указываются планируемые объемы производства в натуральном и стоимостном выражении. Она базируется на основе перспективного плана выпуска продукции, разработанного на основе изучения рыночного спроса и конъюнктуры рынка. Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам и кварталам. Гарантированность выполнения производственной программы обеспечивается всесторонним ее обоснованием с учетом наличия производственных мощностей, материальных ресурсов, квалифицированных специалистов всех уровней и договоров со сторонними организациями на выполнение необходимых работ и услуг.

Производственная программа формируется с учетом производственной мощности предприятия, которая определяет максимально возможный объем выпуска продукции в единицу времени в натуральном (или условно-натуральном) выражении в установленных производ-ственной программой номенклатуре и ассортименте при полном использовании производственного оборудования, применении передовой технологии, современной организации труда и производства и обеспечении высокого качества продукции.

Производственная мощность предприятия ограничивается мощностью его ведущих производственных цехов, участков или агрегатов. Различают проектную, входную (на начало года), выходную (на конец года) и среднегодовую производственную мощность. Уровень использования производственной мощности характеризуется соответствующими показателями - коэффициентом использования производственной мощности и коэффициентом загрузки оборудования.

Для того, чтобы разработанные и утвержденные руководством планы были выполнены качественно и в установленные сроки, осуществляется оперативное управление производством. Оно основано на строгом распределении работ, выполняемых в цехах и участках по декадам, неделям, суткам, сменам, четкой организации сбора и обработки информации о ходе производства и нарушениях в нем, постоянным анализом и владением производственной ситуацией в каждом звене предприятия.

Современная рыночная экономика предъявляет исключительно высокие требования к качеству выпускаемой продукции. Поэтому система управления качеством выпускаемой продук-ции является важнейшим звеном экономического механизма управления современным пред-приятием.

Качество продукции – это такая совокупность ее свойств, которая определяет возможность удовлетворения определенных потребностей в этой продукции в соответствии с ее назначением. Эталоном качества могут быть лучшие отечественные и зарубежные образцы продукции. Однако следует иметь в виду, что потребности быстро меняются, а эталоны также быстро устаревают. Поэтому предприятия должны постоянно работать над изучением меняющихся рыночных потребностей и над повышением качества выпускаемой продукции.

Для оценки свойств продукции, определяющих ее качество, применяются следующие показатели качества: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические и безопасности.

На практике применяются государственные, отраслевые и международные стандарты качества – нормативно-технические документы, содержащие комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, утвержденные компетентным и общепризнанным органом. Кроме того, предприятия и объединения выпускают собственные стандарты или технические условия.

В зависимости от специфики и назначения объекта стандартизации стандарты подразделяются на: а) стандарты основополагающие, б) стандарты на продукцию, в) услуги, стандарты на процессы, г) стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализ.

Бурное развитие и расширение международных связей привело к необходимости выработки единого подхода к определению понятия «производство качественной продукции», создания единой методической базы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и сертификации. С этой целью Международная организация стандартизации (ИСО) разработала международные стандарты качества серии ИСО 9000, которые установили единый, признанный многими странами подход к оценке систем качества и регламентировали отношения между потребителями и производителями продукции. В последние годы все большее признание получают международные стандарты серии ИСО 1400, устанавливающие единые требования к системам качества с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Появление этих стандартов означает усиление гуманистической составляющей качества.

Управление качеством продукции – это постоянный, планомерный, целенаправленный процесс воздействия на всех уровнях управления на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. При этом под оптимальностью качества понимается наилучшее соотношение показателей качества и затрат на приобретение и эксплуатацию изделия.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание оптимального уровня качества продукции.

Политика предприятия в области качества формулируется в виде долгосрочной цели по достижению определенного уровня качества выпускаемой продукции и предусматривает реализацию комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение этой цели. В соответствии со стандартами ИСО эта политика охватывает все этапы жизненного цикла продукции (всего этих этапов 11), начиная от маркетинговых исследований рынка и кончая утилизацией продукции после завершения ее использования.

Постоянно растущая требовательность потребителей к улучшению качества товаров и услуг привела к созданию систем тотального управления качеством (TQS), получивших широкое распространение в странах Западной Европы, США и Японии, а в современное менеджменте возникло целое направление – тотальный менеджмент качества (TQM).

Для подтверждения соответствия качества продукции требованиям стандартов и технических условий она должна пройти процедуру сертификации. В зависимости от числа участников, охваченных этой процедурой, онаможет быть национальной, международной, региональной, многосторонней, двухсторонней и односторонней (самосертификация, «заявление о соответствии»). По правовому признаку различают обязательную и добровольную сертификацию.

Качество товаров и услуг является одним из главных факторов, влияющих на к онкурентоспособность предприятия, котораяхарактеризует его преимущество по отношению к другим предприятиям соответствующей отрасли внутри страны и за рубежом. Это относительная характеристика предприятия, так как она может быть оценена только в рамках группы предприятий, выпускающих аналогичные товары или услуги.

Для определения степени конкурентоспособности и оценки конкурентного преи-мущества предприятия, необходимо выбрать предприятие-лидер. Корректность такой оценки обеспечивается тем, что при выборе этого предприятия-лидера учитывается соизмеримость: а) характеристик выпускаемой продукции, б) сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция, в) фаз жизненного цикла, в которых функционируют оба предприятия.

На конкурентоспособность предприятия влияет множество факторов, которые делятся на три группы: технико-экономические, коммерческие и нормативно-правовые.

Одним из важных синтезирующих показателей, которые могут применяться для оценки конкурентоспособности предприятия, является показатель рентабельности производства.

Управление конкурентоспособностью предприятия заключается в разработке и реализации совокупности мер, направленных на систематическое совершенствование выпускаемых изделий, постоянный поиск новых каналов сбыта, новых групп покупателей, улучшение сервисного обслуживания, рекламы и т.д.

Конкурентоспособность предприятия целиком зависит от конкурентоспособности выпускаемой им продукции.

Конкурентоспособность продукции – это такая характеристика товара (услуги), которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Это определение указывает на то, что главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги) являются его потребительские свойства и цена. Однако, говоря о конкурентоспособности товара (услуги) нельзя не учитывать и другие (нетоварные) факторы, такие как имидж фирмы, уровень обслуживания, рекламная деятельность и др.

Управление конкурентоспособностью товара (услуги) заключается в разработке и реализации комплекса мер, направленных на повышение качества выпускаемой продукции, снижение издержек производства и обращения, улучшение обслуживания покупателей.

Действие закона конкуренции заставляет все предприятия, работающие в рыночных условиях, подчинять свои интересы интересам покупателям, постоянно работать над повышением конкурентоспособности выпускаемых изделий.

Большое влияние на конкурентоспособность выпускаемой продукции и всего предприятия оказывает его ценовая политика. Она заключается в установлении таких цен и в таком их регулировании в зависимости от изменений рыночной ситуации, чтобы обеспечить получение намеченных сумм прибыли и решении других задач, стоящих перед предприятием. Ценовая политика предприятия находит свое выражение в соответствующей ценовой стратегии. Существует значительное число таких стратегий - стратегии высоких цен («снятие сливок»), стра-тегия низких цен (стратегия «проникновения»), стратегия дифференцированных цен, стратегия льготных цен, стратегия гибких цен, стратегия стабильных цен, стратегия неокругленных цен, стратегия цен массовых закупок, стратегия увязки цен с качеством товара и др. Выбор конкретной ценовой стратегии зависит от типа рынка, на котором работает предприятие, ситуации на нем и тех целей, которые ставит предприятие в своей деятельности.

При обосновании конкретных значений цен, соответствующих выбранной ценовой стратегии, предприятию приходится решать задачи ценообразования. Типичная последовательность действий, применяемых при решении этих задач, включает следующие этапы: определение спроса на товары, выпускаемые предприятием, оценка издержек производства, анализ цен конкурентов, выбор метода ценообразования, установление оконча-тельной цены на товар.

При обосновании цены могут применяться следующие методы ценообразования: расчет цены по методу «средние издержки + прибыль», расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли, установление цены на основе уникальности выпускаемого товара, установление цены на уровне цен конкурентов и др.

Помимо рассмотренных выше составляющих экономического механизма, функцио-нирующего на каждом предприятии, особого внимания заслуживают инструменты регулирования трудовых отношений между работодателем и наемным работником. Основная задача этих инструментов заключается в мотивации работников предприятия к эффективной трудовой деятельности. От того насколько хорошо работают эти инструменты во многом зависит успех деятельности предприятия. Более детально вопросы мотивации членов трудового коллектива будут рассмотрены при изучении соответствующей темы данной дисциплины.

Основная литература: 3 осн. [ 60-86, 276-311]

Дополнительная литература: 21 доп. [117-125]

Контрольные вопросы:

1. Какие виды механизмов управления социально-экономическими системами вы знаете?

2. Какие виды управления существуют на макроэкономическом уровне?

3. Как строятся экономические взаимоотношения между государством, производителями и потребителями товаров, работ и услуг? между государством и населением?

4. В чем состоит принципиальная разница между рыночным самоуправлением и централизованным управлением экономикой? Что такое «смешанная экономика»?

5. Какие составляющие входят в экономический механизм управления современным предприятием?

6. Какую роль играет стратегия в управлении современным предприятием и как осуществляется процесс выбора конкретной стратегии предприятия?

7. Как осуществляется процесс планирования деятельности предприятия и какие требования предъявляются к планированию?

8. Как осуществляется процесс управления качеством продукции, выпускаемой предприятием, и какие требования предъявляются к качеству продукции?

9. Поясните сущность понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность продукции».

10. Что такое ценовая политика и ценовая стратегия предприятия?

11. Из каких этапов складывается процесс решения задачи ценообразования на предприятии? Какие методы ценообразования вы знаете?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: