double arrow

Методика написания обзоров

Основные этапы работ над обзором.

1-й этап. Разработка тематического плана (содержания) обзорного документа, обоснование необходимости написания обзора (1-й раздел): достаточно ли актуальна проблема, которую предстоит осветить в обзоре, на какую категорию потребителей данный обзор будет рассчитан. Заканчивается 1-й этап разметкой пунктов оглавления обзора цифровой или буквенно-цифровой индикацией с тем, чтобы впоследствии в ходе сбора литературы каждый источник можно было бы идентифицировать индексом с соответствующей части оглавления и тем самым сгруппировать источники по разделам обзора.

2-й этап – чисто библиографический: главная задача этого этапа – с максимальной полнотой собрать литературу по теме обзора. Для этого сначала необходимо определить круг библиографических источников, в которых будет осуществляться поиск необходимых документов – в каких каталогах и каких библиотек, в каких реферативных журналах и за какие годы, в каких электронных базах данных и т.д. Источники текущей библиографической информации, периодические и продолжающиеся издания следует просматривать в обратнохронологической последовательности, что обеспечивает первоочередное выявление новых материалов.

3-й этап – аналитический, он включает в себя два подэтапа: а) составление картотеки релевантных документов на основе просмотренных вторичных и первичных источников и б) анализ литературных источников "de-visu”.

В результате выполнения 3-го этапа работы составитель получает два массива документов: 1) библиографический указатель литературы, использованный при анализе первоисточников (указатель располагается, как правило, в алфавитном порядке и предварительно нумеруется. Возможно и систематическое расположение литературных источников – по отдельным разделам и параграфам обзора); 2) конспекты первоисточников, которые располагаются в соответствии с идентификационными индексами по главам, разделам, параграфам. Многие из этих материалов могут иметь пометки, замечания, предложения, исполненные составителем еще на стадии поиска и отбора материалов.

4-й этап - синтетический, этап написания и оформления обзора. Обзор составляется в соответствии с функциональным назначением – библиографическим, реферативным или информационным: обзор как средство ориентации читателя в документальном или информационном потоке. По своему характеру, форме обзоры могут значительно различаться. Каждый квалифицированно составленный обзор наряду с основной частью должен включать также введение (причина появления обзора, читательское назначение, хронологический охват литературы), заключение (выводы) и справочный аппарат, состоящий обычно из библиографического списка источников, предметного и именного указателей, а также оглавления и аннотации.

4-й этап включает в себя также литературно-стилистическую обработку текста, проверку логической последовательности изложения – от исходных посылок, анализа и оценки к выводам и рекомендациям.

ТЕМА: Деятельность международных организаций в области каталогизации.

Сложившееся в настоящее время Международное библиотечное сообщество объединило свои усилия по выработке общих принципов каталогизации документов. Ведущую роль в этой области играет секция каталогизации ИФЛА (Международная федерация библиотечных ассоциаций и организаций). На основе выработанных ИФЛА международных правил каталогизации многие страны мира создают свои национальные правила.

ИФЛА была создана для содействия международного библиотечного сотрудничества в 1927 г.

МФД – Международная Федерация по документации была создана в 1931 г. в результате объединения Международного библиографического бюро и Международного библиографического института (МБИ) – конец XIX века.

ИФЛА и МФД являются двумя международными неправительственными организациями, которые соответствуют целям ЮНЕСКО в области библиотек, архивов и документациям. (ЮНЕСКО – ООН по вопросам образования, науки и культуры).

Деятельность этих организаций направлена на обеспечение всеобщей доступности информации в мировом масштабе. Разрабатываются различные программы, например:

1. ЮНИСИСТ – межправительственная программа сотрудничества в области научной и технической информации.

2. Деятельность в рамках программ «Универсальный библиографический учет» (УБУ) и «Всеобщей доступности программ» (ЮАП).

3. Планирование в международном масштабе - разработка структуры всемирной информационной сети, включающая учет мировой продукции путем использования в международном масштабе стандартных форм БО, обмен библиографическими данными и т.д.

4. Проведение ежегодных сессий, на которых разрабатываются проекты, решения, основные направления деятельности. Благодаря проведению сессий осуществляется международное сотрудничество, обмен опытом. Проведение сессий позволяют совместно разрабатывать, искать новые пути, направления деятельности, совместно осуществлять составление программ.

ИСО (Международная организация по стандартизации) разрабатывает минимум совместимых норм и правил, что является основой международного сотрудничества, так как отсутствие стандартов, различия в правилах каталогизации препятствуют осуществлению кооперированных программ, как в пределах страны, так и при международном сотрудничестве.

ИСО, созданная в Женеве, в настоящее время ее Генеральный секретариат находится в Лондоне. Один раз в три года собирается Генеральная Ассамблея, между ее сессиями работают Совет, Исполнительный комитет. Существует техническая группа по документации, которая подготавливает рекомендации по стандартам в области библиографии и документации. Издает материалы на трех официальных языках: английском, французском и русском.

В России с 1993 г. функционирует Межрегиональный комитет по каталогизации (МКК), называемой ранее Междуведомственной каталогизационной комиссией. МКК включает представителей крупнейших библиотек – РГБ, РНБ, БАН, ГПНТБ России и др., которые занимаются разработкой на основе международных правил ИФЛА отечественных правил каталогизации. В настоящее время – это Российские правила каталогизации.

Тема 4.9. Общая методика систематизации. Этапы систематизации.

Систематизация – вид индексирования, при котором содержание документа и (или) запроса выражено классификационными индексами в соответствии с правилами какого-либо классификационного информационно-поискового языка (ИПЯ), то есть определенной классификационной системы. Систематизация – это отражение с достаточной полнотой и точностью в поисковом образе документа содержательных и формальных признаков документа в виде классификационных индексов. Объектом систематизации может быть отдельное произведение печати, его часть или совокупность однородных документов, анализируемых de visu.

Систематизация состоит из взаимосвязанных и последовательно выполняемых процессов.

1. Анализ содержания документов как объекта систематизации. Анализ документа состоит в выявлении и оценке его основных классификационных признаков на основе непосредственного ознакомления с ним. Источником для анализа служат все элементы документа, позволяющие выявить его содержание, форму, читательское назначение. В результате систематизатор формулирует предварительное классификационное решение в произвольной словесной форме.

Для каждого вида документа программа анализа должна быть специфической, учитывающей те или иные его особенности, требующие отражения в классификационном решении. Например, для книг и брошюр она должна включать изучение данных, приведенных на титульном листе (сведений об авторах, составителях, редакторах; наименования учреждения, при участии которого опубликована книга; сведений, раскрывающих или поясняющих основное заглавие), издательской аннотации, макета аннотированной каталожной карточки, оглавления или содержания книги, вступительной статьи, предисловия, указателей, приложений, списка литературы иллюстративного материала.

При анализе систематизатор должен выявить предмет как основную тему произведения, аспект рассмотрения предмета, отрасль знания, область применения, использования предмета, форму, целевое и читательское назначение документа.

При необходимости систематизатор может подключить к анализу методический и справочный аппарат, обратиться к каталогу, алфавитно-предметному указателю (АПУ). Справочники, энциклопедии, словари, атласы помогут глубже разобраться в содержании документа. При систематизации возможно обращение к специалистам по соответствующей отрасли знания.

2. Принятие классификационного решения - это преобразование предварительного классификационного решения в классификационные индексы, поиск которых производится по таблицам. Классификационное решение выражается одним или несколькими индексами, составляющими полный индекс.

Классификационные индексы могут разыскиваться двумя способами: 1. путем последовательного сопоставления предварительного классификационного решения с таблицами классификации (с углублением по ступеням иерархии, от более общего индекса к более узкому); 2. по АПУ к таблицам с обязательным обращением к основным и вспомогательным таблицам. Прямое (без контроля по таблицам) использование индексов, обнаруженных в алфавитно-предметном указателе, категорически запрещается, поскольку ведет к грубым методическим ошибкам. Систематизатор должен обратиться к самим таблицам, найти индекс, подсказанный АПУ, изучить методические указания (в том числе ссылки) в соответствующем классификационном делении. Полезно также просмотреть ряд вышестоящих и нижестоящих классификационных делений.

Формирование полного индекса должно осуществляться на основе общей и частной методики систематизации. Полный индекс указывает в каком делении СК будет отражен документ и может состоять из нескольких индексов при многократном отражении документа в каталоге. В этом случае особое внимание нужно обратить на выбор первого – основного индекса, который при систематической расстановке определяет место хранения документа в фонде.

3. Составление предметных рубрик алфавитно-предметного указателя к систематическому каталогу. Предметная рубрика – результат процесса предметизации, краткая формулировка факта, события, аспекта и т.п., рассматриваемого в документе, созданная на основе принципов и правил специально разработанного предметизационного ИПЯ. Алфавитно-предметный указатель (АПУ) – вспомогательный аппарат к систематическому каталогу, представляющий собой алфавитный перечень предметных рубрик (ПР), раскрывающих содержание отраженных в каталоге документов с указанием соответствующих классификационных индексов. АПУ выполняет функции «предметного входа» в поисковый массив систематического каталога (СК) и обеспечивает полноту и многоаспектность поиска. Составление предметных рубрик АПУ к СК является одним из процессов систематизации. Особенностью составления ПР для АПУ (в отличие от процесса предметизации для предметного каталога) является активное использование лексики таблиц классификации и иерархического построения индексов. АПУ пополняется за счет включения ПР на все последовательно соподчиненные понятия (звенья классификационной цепи от самого верхнего до нижестоящего понятия).

В большинстве библиотек организуется единый АПУ к СК и систематическим картотекам. Обязательным вспомогательным аппаратом к АПУ является систематическая контрольная картотека (СКК), в которой фиксируются ПР АПУ, организованные в систематическом порядке их классификационных индексов.

4. Редактирование классификационного решения. Задача его состоит в том, чтобы исключить методические и технические ошибки, повысив тем самым качество систематизации, а значит, и качество СК и АПУ. В процессе редактирования проверяется правильность проведенного анализа документа, соответствие отобранных смысловых компонентов его содержанию, оценивается глубина, точность и многоаспектность классификационного решения, его соответствие принятой в библиотеке методике систематизации, техника оформления решения.

Процесс редактирования включает также и редактирование решения систематизатора, принятого в отношении предметных рубрик АПУ. Редактируется обычно не только отдельная рубрика – определяется ее закономерность в общем строе указателя, ее терминологичность, связи с другими рубриками, место в широком и узком комплексе предметных рубрик конкретной предметно-тематической области.

5. Оформление классификационного решения – завершающий технологический процесс, который включает простановку на карточках полного, каталожного и полочного индексов. Предварительное решение в словесной форме переводится по таблицам классификации на язык классификационных индексов, при этом используется методический аппарат (пособия, рекомендации, картотека методических решений), СК и АПУ к СК. Методика многократного отражения применяется в соответствии с методическими указаниями (общее правило: могут быть определены для одного документа не более трех индексов по его содержанию, если нельзя дать обобщающий индекс – на одну ступень выше).

Различаются простые, комбинированные, сложные и со­ставные классификационные индексы. Простой индекс со­держит один код класса (обозначение классификационного деления) без сочетания с другими индексами. Комбиниро­ванный индекс образуется из двух или более индексов и мо­жет быть сложным (сочетание индексов основной таблицы клас­сификации с индексами вспомогательных таблиц классифи­кации) или составным (состоит из двух или более простых или сложных индексов).

На каталожной карточке указываются полный (состоящий из основного и одного или нескольких дополнительных), ката­ложный и полочный индексы. Полный индекс (помещается на основных карточках АК и СК) указывает все деления каталога, в которых отражается данный документ. Основной индекс — пер­вый из входящих в состав полного индекса при многократном отражении, указывающий то деление СК, в котором данный документ отражается в соответствии с его основным содержани­ем. Дополнительный индекс — второй и каждый последующий из классификационных индексов, входящих в состав полного индекса. Указывает деления СК, в которых данный документ от­ражается дополнительно. В качестве дополнительного индекса может выступать аналитический индекс, отражающий содержа­ние какой-либо части объекта систематизации (например, всту­пительной статьи или библиографического приложения в одно­томнике, отдельного тома в комплекте многотомного издания). Каталожный индекс указывает деление СК, в которое должна быть помещена данная каталожная карточка. Полочный индекс указывает место хранения документа при систематической рас­становке фонда (в этом случае он входит в шифр хранения доку­мента). Индексы размещаются в БЗ в соответствии с их назначе­нием: полный индекс — в конце БЗ с правой стороны, каталожный — на уровне полного с левой стороны (под датой заверше­ния обработки документа), полочный входит в состав шифра и занимает первую строчку БЗ с левой стороны (при вводе БЗ в ЭК места размещения полного и полочного индексов сохраняются).

Индексы централизованной систематизации допускается дополнять, уточнять и при необходимости изменять.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: