Современные предприятия и фирмы представляют собой сложные организационные системы, отдельные составляющие которых (основные и оборотные фонды, трудовые и материальные ресурсы и другие) постоянно изменяются и находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами, а также трудовыми ресурсами.
Рыночная экономика приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации современной автоматизированной информационной системы (ИС).
Информационная система предназначена для обработки информации, поддержки процесса принятия управленческих решений. Она включает совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств.
Информационная система, используемая в управлении, должна решать текущие задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления фирмой. Многие учетные задачи (бухгалтерского и материального учета, налогового планирования, контроля и т. д.) решаются без дополнительных затрат путем вторичной обработки данных оперативного управления. Учет является необходимым дополнительным средством контроля. Используя оперативную информацию, полученную в ходе функционирования автоматизированной информационной системы, руководитель может спланировать и сбалансировать ресурсы фирмы (материальные, финансовые и кадровые), просчитать и оценить результаты управленческих решений, наладить оперативное управление себестоимостью продукции (товаров, услуг), ходом выполнения плана, использованием ресурсов и т. д.
Информационные системы позволяют:
• повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;
• обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;
• добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;
• согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;
• за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т. д.
2. Классификация информационных технологий
Основной составляющей частью автоматизированной информационной системы является информационная технология (ИТ), развитие которой тесно связано с развитием и функционированием ИС.
Основная цель информационной технологии – получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости, использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления.
Информационная технология справляется с существенным увеличением объемов перерабатываемой информации и ведет к сокращению сроков ее информационных ресурсов в управлении. Автоматизированные информационные системы являются для информационной технологии основной средой, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных. Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в ИС, и зависит от многих факторов, которые систематизируются по различным классификационным признакам (рис 1.2):
По классу решаемых задач предметной области следует выделить:
- обеспечивающие или ба зовые ИТ, решающие задачи обработки без привязки к проблемной области;
- функциональные или прикладные ИТ, реализующие процедуры обработки в конкретной проблемной области.
К обеспечивающим или базовым информационным технологиямотносятся:
• ИТ описания предметной области (SADT, CALS);
• ИТ разработки программного обеспечения;
• ИТ текстовой обработки;
• ИТ работы с базами данных;
• ИТ работы с графическими, аудио- и видеоданными;
• ИТ распределенной обработки данных;
• ИТ передачи данных по линиям связи;
• ИТ защиты данных и информационной безопасности.
Рис.1.2. Классификация информационных технологий
В функциональных или прикладных ИТ следует выделить:
• офисные ИТ;
• финансовые ИТ;
• ИТ бизнес-приложений, обеспечивающие рекламу, маркетинг, управление персоналом, управление запасами и т.д.;
• ИТ автоматизированного проектирования;
• ИТ автоматизированных систем управления предприятиями;
• ИТ автоматизированных систем управления технологическими процессами;
• ИТ управления машинами и аппаратами;
• ИТ в медицине;
• ИТ в космических исследованиях;
• ИТ в военном деле;
• ИТ в управлении государством и т.д.
По степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии.
Централизованные технологии характеризуются тем, что обработка информации и решение основных функциональных задач производятся в центре обработки ИТ (например, центральном сервере), организованной на предприятии или организации вычислительной сети либо в отраслевом или территориальном информационно-вычислительном центре.
Децентрализованные технологииосновываются на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на рабочих местах пользователей для решения конкретной задачи специалиста. Децентрализованные технологии не имеют централизованного автоматизированного хранилища данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между узлами сети.
Комбинированные технологии характеризуются интеграцией процессов решения функциональных задач на местах с использованием совместных баз данных и концентрацией всей информации системы в автоматизированном банке данных.
По типу предметной области выделяют функциональные классы задач соответствующих предприятий и организаций, решение которых производится с использованием современной автоматизированной информационной технологии. К ним относятся задачи производственной деятельности, решающие вопросы организационного управления производством, управление технологическими процессами, управление финансами, кадровое управление и др.; государственной службы, включающей налоговую деятельность, таможенные службы, социальное обеспечение населения; административного управления различных уровней; сферы услуг, включающие задачи банковской, страховой деятельности и др.
По степени охвата автоматизированной информационной технологией задач управления выделяют автоматизированную обработку информации на базе использования средств вычислительной техники, автоматизацию функций управления, информационную технологию поддержки принятия решений, которые предусматривают использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, применение экспертных систем. К данной классификационной группе относится также организация электронного документооборота как программно-аппаратного комплекса для автоматизации и решения создания, регистрации, хранения и распространения документов.
По классам реализуемых технологических операций ИТ рассматриваются в соответствии с решением задач прикладного характера и имеющимся прикладным программным обеспечением (текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, мультимедийные системы, гипертекстовые системы и др.).
По типу пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии подразделяются в зависимости от возможностей доступа пользователя к информационным, вычислительным и программным ресурсам, соответствующей используемой на объекте автоматизированной информационной технологии. Пакетная информационная технология не предоставляет возможности пользователю влиять на обработку данных, в то время как диалоговая технология позволяет ему взаимодействовать с вычислительными средствами в интерактивном режиме, оперативно получая информацию для принятия управленческих решений.
Интерфейс сетевой автоматизированной информационной технологии предоставляет пользователю телекоммуникационные средства доступа к территориально удаленным информационным и вычислительным ресурсам.
По способу построения сети делят на локальные, распределенные и многоуровневые ИТ. Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это влечет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в ИС организационного управления. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информации.