Международное сотрудничество и обеспечение академической мобильности

Академическая мобильность в настоящее время характеризуется развитием, прежде всего, международной деятельности российской высшей школы в области подготовки кадров для зарубежных стран и экспорта образовательных услуг. Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. В 2002 году Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации одобрили Концепцию государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств в российских образовательных учреждениях. В целях ее реализации осуществлен комплекс мер по расширению приема зарубежных студентов в вузы Российской Федерации, в том числе на коммерческой основе, увеличению числа студентов из государств-участников СНГ, развитию деятельности российско-национальных образовательных учреждений. В российских вузах в 2003/2004 учебном году обучалось около 25 тысяч иностранных граждан за счет федерального бюджета, в том числе 15,7 тысяч граждан из стран СНГ. В настоящее время в России обучаются свыше 80 тысяч иностранных граждан на компенсационной основе. Популярностью в СНГ пользуются филиалы российских вузов как государственных, так и негосударственных.

Свыше двух тысяч российских граждан (студенты, аспиранты, преподаватели и научные работники) ежегодно проходят обучение в более чем 30 странах мира на основе международных договоров Российской Федерации, а также прямых партнерских связей российских и зарубежных учебных заведений по следующим формам: полный курс обучения, включенное обучение, стажировка (в том числе языковая), научная работа, повышение квалификации.

В 2003 году подписаны межправительственные соглашения с Германией, Италией о сотрудничестве в области изучения и преподавания русского языка, а также с Молдовой, Францией, Монголией о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях.

В качестве одного из приоритетов международного сотрудничества российской высшей школы можно выделить подготовку и реализацию целевых программ участия в международных проектах и программах. Министерство в настоящее время сотрудничает и принимает участие в реализации более 70 проектов и программ.

Встречи и переговоры, проведенные с основными партнерами Министерства (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Совет Европы, Европейская Комиссия, Британский Совет, Совет государств Балтийского моря, Форум АТЭС, национальные министерства Нидерландов, Франции, Австрии, Финляндии и др.) продемонстрировали поддержку с их стороны новых объективных подходов российской стороны к вопросам реализации международного сотрудничества. Большую работу по вхождению в единое европейское образовательное пространство осуществляет Центр сравнительной образовательной политики и Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности.

В то время как в последние годы заметно активизируются международные обмены и возрастает международная мобильность российских студентов и преподавателей, внутри страны эти процессы не получили развития. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предоставил возможность студентам изучать отдельные дисциплины в других вузах. Инструкция о заполнении документов о высшем профессиональном образовании позволяет вписывать в приложение к диплому дополнительные изученные дисциплины, а также давать ссылку на вуз, в котором изучены дисциплины основной образовательной программы. Однако нормативными правовыми документами механизм возможности прохождения студентом части основной образовательной программы в другом вузе (кроме перевода из вуза в вуз) не определен. В России только зарождаются процессы поступления бакалавров для продолжения образования в магистратуры других вузов. Это связано с объективными причинами: сложностью переездов, трудностями проживания в крупных городах и т.д.

Отсутствуют нормативные правовые документы, стимулирующие академическую мобильность профессорско-преподавательского состава. Проект Плана мероприятий предусматривает формирование системы институциональных и индивидуальных грантов, направленных на повышение академической мобильности, как внутрироссийской, так и зарубежной. Причем система мер, направленная на привлечение европейских учащихся и преподавателей в российские университеты, имеет не меньшее значение, чем создание механизмов и условий для зарубежной мобильности российских студентов и преподавателей. Межуниверситетский обмен опытом и сотрудничество являются непременным условием для повышения квалификации педагогических и административных кадров, качества образования. Кроме того, полноценное развитие академической мобильности требует разработки прозрачной, понятной и комплексной нормативно-методической основы для перезачета периодов обучения в зарубежных университетах, которая позволит отказаться от повсеместно существующей практики, когда студент после семестрового или годового обучения в европейском университете должен сдавать зачеты и экзамены по всем предметам учебного плана своего университета за пропущенный период, таким образом, выполняя двойную нагрузку. Информационная и организационная поддержка мобильности должна быть обеспечена на национальном, региональном и университетском уровне, а также на уровне округов.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

1. Выразите свое отношение к тезису об актуальности присоединения России к Болонскому процессу и необходимости активного участия в нем, аргументируйте свою позицию. Исходя из Вашей точки зрения, прокомментируйте мнения экспертов по этому поводу:

«Люди являются наиболее универсальными носителями информации по планете. Процессы академической мобильности, обмена и стандартизации являются важной составляющей информационного века, своего рода «человеческим Интернетом». Россия не может оставаться в изоляции от этих поступательных процессов, так же как никто уже не может игнорировать Интернет»

«В современном мире знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим наибольшую отдачу от инвестиций. Болонский процесс является частью зарождающейся экономики знаний».

«Глобализация – это объективный процесс интеграции на новом качественном уровне, когда вся система мирохозяйственных связей приобретает всеобъемлющий и интенсивный характер»; «экономика любой страны требует открытости и интернационализации своего потенциала знаний, рынков кадров и инноваций, а также инвестиций в сферу образования, по темпам опережающих общие темпы роста экономики. По всем этим позициям российская экономика сильно отстает. Болонский процесс может способствовать преодолению этого разрыва».

«Болонский процесс для России становится средством повышения своей привлекательности и конкурентоспособности в мировом масштабе и возможностью использовать свой самый ценный ресурс, человеческий потенциал…... Болонский процесс является вызовом российскому государству на трех уровнях – экономическом, социальном и культурном».

«В рамках Болонского процесса осуществляется большая работа по созданию среды общеевропейского общения, для продвижения диалога и сотрудничества, по разработке методов и механизмов общего образовательного сотрудничества». «Вне зависимости от возможных оценок Болонского процесса со стороны властей, университетов, профессоров и студентов сегодня он представляет собой рабочую среду для высшего образования и в Европе он уже определяет их выбор и их будущее».

«Вопрос не в том, будет ли Россия в нем (в Болонском процессе) участвовать, а в том, как она будет участвовать – активно разрабатывать его политику и повестку дня, определять свое место на общем европейском образовательном рынке или пассивно стоять в стороне и следовать событиям. В своем роде, это ситуация без права выбора: России придется действовать наступательно, определять свои интересы, оценивать риски и затраты своего участия, разрабатывать подходы к своим практическим действиям»,..«что требует опережающей разработки на национальном уровне ключевых вопросов, связанных с современной интеграцией».

2. Выскажитесь по поводу следующих направлений реформирования российского образования в рамках болонского проекта:

- введение многоуровневой подготовки в болонском формате (первый и второй циклы);

- доступность магистерского цикла;

- гармонизация с европейскими требованиями послевузовской подготовки (третий цикл): актуальность, плюсы, минусы;

- расширение институциональной автономии в российских условиях: пределы разумного;

- законодательство в образовательной сфере: переход к рамочному законодательству;

- академическая мобильность студентов и преподавателей: внутренняя, внешняя;

- ВТО и сфера образования.

3. Сравните аккредитационные показатели работы вуза, принятые в развитых странах и России.

США Великобритания Австралия
§ целостность университета; § цели, планирование и эффективность; § управление и администрации; § образовательные программы; § профессорско-преподавательский состав и обслуживающий персонал; § библиотека, компьютеры и другие источники информации; § обслуживание студентов и обеспечение условий для образования; § материальные ресурсы, помещения, оборудование; § финансы. § образовательные программы; § профессорско-преподавательский состав; § информационное обеспечение; § материальная база; § финансы; § внутренняя система гарантий качества образования; § соблюдение прав студентов. § качество начальной подготовки студентов, принятых на обучение в университет; § требования к выпускникам, преподавателям и студентам; § образовательные программы; § профессиональная практика

4. Определите требования и ожидания к качеству высшего образования со стороны различных групп потребителей и заинтересованных сторон.

5. Как Вы думаете, для чего вводится стандартизация в такую многоаспектную, чувствительную и во многом импровизационную сферу, как образование? Возможна ли в принципе стандартизация образования, и как разрешить возникшее противоречие?

6. Что подразумевается под понятием «модель специалиста»? В чем ее назначение?

7. Выделите и обоснуйте основные факторы, влияющие на качество подготовки специалистов в вузе. Какой из выделенных факторов Вы считаете наиболее значимым и почему?

8. Государственный образовательный стандарт, процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации выражают требования к качеству образования с позиций государства и общества. И лишь требования третьего субъекта образовательного процесса – личности(студента) – не оформлены документально и не подлежат официальной проверке. По каким параметрам вы, с позиции студента, оцениваете качество своей подготовки? Исходя из этого, что бы вы внесли дополнительно в представленный перечень аккредитационных показателей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: