Управление эффективностью бизнеса

В результате интеграции аналитических систем, BI-систем и аналитических приложений появилось новое направление — управление эффективностью бизнеса (Business Performance Management — ВРМ). ВРМ — это целостный процессно-ориентированный подход к принятию управленческих решений, направленный на улучшение способности компании оценивать свое состояние и управлять эффективностью своей деятельности на всех уровнях путем объединения собственников, менеджеров, персонала и внешних контрагентов в рамках общей интегрированной среды управления.

Суть концепции ВРМ

Business Performance Management — это методология, направленная на оптимизацию реализации стратегии. ВРМ состоит из набора интегрированных циклических аналитических процессов, поддерживаемых соответствующими технологиями и имеющих отношение к финансовой и операционной информации. ВРМ позволяет предприятию определять, измерять и управлять эффективностью своей деятельности, направленной на достижение стратегических целей. Ключевые финансовые и операционные процессы ВРМ включают в себя планирование, консолидацию и отчетность, анализ ключевых показателей эффективности и их распространение в рамках организации.

ВРМ — часть системы корпоративного управления, объединяющая вопросы обеспечения соответствия нормативным требованиям, управления эффективностью деятельности и управления рисками.

ВРМ-систему применяют как концепцию управления (определенный подход к принятию управленческих решений и их практической реализации) и как информационную систему (комплекс программных и технических средств, поддерживающих идеологию ВРМ и обеспечивающих ее практическую реализацию).

В настоящее время существуют несколько аббревиатур термина «ВРМ-системы»:

- управление эффективностью бизнеса (Business Performance Management — ВРМ);

- управление эффективностью деятельности предприятия (Enterprise Performance Management — ЕРМ);

- управление эффективностью деятельности корпорации (Corporate Performance Management — СРМ);

- стратегическое управление предприятием (Strategic Enterprise Management — SEM).

Функциональность ВРМ-систем

ВРМ-системы включают в себя следующие процессы: формализация стратегии; планирование; мониторинг и анализ; корректирующие воздействия.

В процессеформализации стратегии менеджеры с помощью ВРМ-систем разрабатывают стратегии и доводят их до подразделений компании, выявляют возможности создания стоимости и формируют системы метрик, которые позволяют оценивать эффективность бизнеса и его динамику.

Формализация стратегий состоит из таких приложений:

- построение метрик (средства для построения метрик, библиотеки, визуализация метрик в виде панелей индикаторов);

- обеспечение коллегиальности стратегического управления, организации управленческих коммуникаций и распространения соответствующей информации в корпоративной среде управления, а также портальные технологии и средства организации совместной работы;

- формирование и поддержка системы стратегических целей;

- автоматизация формирования корпоративной стратегии и обеспечение ее связи с ключевыми показателями эффективности, а также средства формирования стратегических счетных карт.

В процессе планирования ВРМ-системы позволяют менеджерам всех подразделений компании устанавливать свои локальные цели, разрабатывать и моделировать сценарии планирования, программы и бюджеты, поддерживающие стратегию, а также формировать целевые значения определенных показателей для различных временных периодов.

Планирование стратегий состоит из следующих приложений:

- формирование, сбор, обобщение плановых данных и их представление в виде отчетов, а также средства управления процессами планирования. При этом планы могут включать в себя бюджеты (финансовые планы), планы использования мощностей, планы по персоналу, производству и поставкам;

- изменения по мере получения фактических данных (включая средства прогнозирования и планирования проектов и процессов);

- предпосылки, бизнес-правила и логика обработки входной информации (включая средства моделирования процессов).

В области мониторинга и анализа ВРМ-системы позволяют оценивать индивидуальную и групповую эффективность с применением соответствующих ключевых показателей на всех организационных уровнях.

Мониторинг состоит из таких приложений:

- консолидация данных, полученных из различных трансакционных систем; мультивалютность финансовой информации; элиминирование внутригрупповых операций; выполнение журнальных проводок и формирование финансовой отчетности;

- многомерный анализ обобщенных трансакционных данных с возможностью план-факт-анализа;

- технологии создания централизованных витрин данных, содер­жащих плановую или фактическую информацию;

- создание панелей индикаторов, позволяющих организовать мониторинг метрик и сопутствующих комментариев (включая счетные карты, отражающие приемлемость значений ключевых показателей);

- технологии проектирования, создания, редактирования и рас­пространения отчетов, относящихся к эффективности деятельности предприятия;

- формирование запросов и отчетности на раз­ных уровнях управленческой информации — от счетных карт до де­тальных трансакционных данных.

В области корректирующих воздействий ВРМ-системы помогают менеджерам своевременно реагировать на возникающие ситуации и состоят из следующих приложений:

- создание и управление уведомлениями (включая описание причин формирования уведомлений, типов уведомлений, адресатов рассылки и способов представления информации);

- управление панелями индикаторов, которые обеспечивают визуализированные сигналы при получении уведомления;

- автоматизированные средства поддержки корректирующих воздействий, такие, как запуск определенных процессов, рассылка сообщений или инициирование каких-либо действий;

- технологии, позволяющие формулировать новые цели и (или) изменять существующие целевые значения показателей.

Приведенная классификация построена в соответствии с циклом стратегического управления: первые две группы процессов связаны с формированием и реализацией стратегий (целеполагание и транс­формация стратегий в планы), вторые две группы — с обеспечением обратной связи (контроль, корректировка целей и планов). В этом отношении классификация детально отражает структуру функциональных областей ВРМ.

Архитектура ВРМ-систем

Функциональность отдельных ВРМ-компонентов и необходимость их интеграции между собой и с другими информационными системами определяют технологическую архитектуру комплексного ВРМ-решения.

В соответствии с разработкой группы по стандартизации ВРМ все технологии, задействованные в комплексном ВРМ-решении, можно подразделить на основные и дополнительные; среди последних выделяют смежные приложения и инфраструктуру ВРМ.

Основные технологии обеспечивают ключевые процессы ВРМ: формализация стратегии (включая цели и метрики); планирование (финансовое и операционное); мониторинг и анализ (включая сбор фактических данных и их сравнение с плановыми); корректирующие воздействия.

К смежным приложениям относятся информационные системы, с которыми ВРМ-система взаимодействует в процессе работы. Такие приложения могут быть трансакционными (системы для выписки счетов, управления поставками или обслуживания клиентов), аналитическими (анализ продаж, поставок, клиентской базы) либо сочетать в себе трансакционную и аналитическую составляющие (системы управления взаимоотношениями с клиентами или цепочками поставок).

Примеры смежных приложений: системы логистики, обнаружения случаев мошенничества, анализа кредитных рис­ков, управления операциями (производство, финансы, персонал), приложения для управления цепочками стоимости (CRM, SCM) и техническими системами.

ВРМ – инфраструктура включает в себя три категории решений:

- интеграция и хранение данных (хранилища данных, реляционные и многомерные базы данных, средства извлечения, преобразования и загрузки данных, обеспечения качества данных, моделирования данных);

- аналитическая инфраструктура — средства отчетности, анализа, интеграции с электронными таблицами и другими персональными системами, средства интеллектуального анализа данных, панели индикаторов, средства мониторинга в режиме реального времени;

- IТ-инфраструктура — серверы, технические средства хранения данных, вычислительные сети, операционные системы, средства управления вычислительными системами, приложения для планирования и анализа использования вычислительных мощностей.

Технологическая инфраструктура ВРМ-комплекса показана на рис. 3.2. Она позволяет обеспечить логическую связь и потоки данных между трансакционными системами, ключевыми процессами ВРМ и средствами пользовательского интерфейса.


Поддерживающие технологии
Поддерживающие технологии
Электронные таблицы
Другие интерфейсы
Браузер
Генераторы запросов и отчетов, порталы, средства коммуникаций, панели индикаторов
Мониторинг и анализ
Планирование
Формализация стратегий
Витрина данных ВРМ Фактические Реляционные Структурированные и плановые и многомерные и неструктурированные
Средства извлечения, преобразования и загрузки данных (ETL)
EPR, CRM, SCM
Внешние данные
Прочие системы
Смежные анали- тические приложения
Электронные таблицы, офисные системы
Храни- лища данных
Корректирующие воздействия
Интерфейс пользователя
Приложения
База данных
Источники данных
 
   
 


Рис. 3.2. Технологическая архитектура BPM-систем



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: