На уроках физической культуры

Основные причины травматизма и правила безопасности:

1) Учащиеся плохо знают причины травматизма и правила безопасности на уроках.

2) В школе нарушаются сроки проведения медицинских осмотров, поэтому учителя физической культуры не всегда точно знают результаты распределения школьников на медицинские группы. Учителя не всегда знают о противопоказаниях врачей.

3) Плохая организация занятий, низкая дисциплина на уроках и отсутствие страховки.

4) Отсутствие спортивной формы.

5) Отсутствие надлежащего контроля со стороны учителя за детьми в ходе урока.

6) Допуск к занятиям в болезненном состоянии и с недолеченными травмами.

7) Плохая техническая подготовленность учащихся.

8) Учитель должен знать, что учащиеся лучше выполняют те требования, которые осознают, поэтому в начале учебного года и перед каждым разделом программы на вводных уроках учитель должен рассказывать детям о причинах травматизма на уроках и правила безопасности учащихся. Лучше всего эти беседы проводить в зале, на площадке, чтобы конкретно показать детям причины травм. Учитель несет личную ответственность за жизнь и безопасность детей на уроке. Он не должен разрешать самовольный уход детей с урока.

9) Учащиеся должны знать, что одной из причин травматизма на уроках является плохая разминка перед уроком.

Перед началом учебного года комиссия проверяет готовность школы к началу учебного года и составляет акт, в том числе указывают и подготовку спортивных сооружений в школе.

Правила безопасности учащихся должны висеть в зале на видном месте. Нельзя разрешать учащимся самовольного ухода с урока. Постоянно разъяснять учащимся, что правильное выполнение упражнений является лучшей профилактикой предупреждения травматизма. Хорошая разминка перед занятием, надежная страховка и высокая дисциплина также снижает травматизм в школе.

Требования, предъявляемые к спортивным залам. Спортивный зал должен соответствовать определенным санитарно-гигиеническим требованиям:

- нормальное освещение;

- стены и потолок в зале должны покрашены красителями, устойчивыми к ударам мяча;

- на стенах на высоте 1 м. 80 см. не должно быть выступов и других предметов;

- отопительные приборы должны быть закрыты решетками;

- на окнах должны быть решетки, или натянута сетка;

- приборы освещения чистят и ремонтируют только электрики;

- в зале строго просматривается состояние розеток и выключателей;

- в зале должна быть обеспечена систематическая смена воздуха естественным путем или вытяжка;

- в зале должно быть не менее 2-х дверей: одна с выходом в школу, а другая на пришкольный участок. Эта дверь закрывается изнутри на задвижку и не должна загораживаться оборудованием;

- в коридоре на стене, прилегающей к залу, должен быть огнетушитель;

- температура в зале должна быть не ниже +14º;

- полы в спортивном зале должны быть ровными, к началу занятий чистыми и сухими.

Требования, предъявляемые к открытым спортивным площадкам. Спортивная площадка должна располагаться не менее, чем на 10 метров от учебного корпуса. Она ограждается забором, высота которого 50-80 см. Запрещается площадку огораживать колючей проволокой, колючими и ядовитыми кустарниками, а также с кустарниками с пылящими плодами. Поверхность дорожки должна быть ровной. На расстоянии 2-х метров вокруг площадки не должно быть деревьев.

Прыжковая яма должна быть засыпана на 30-40 см песком, систематически вскапываться, особенно в местах приземления. В прыжковой яме запрещается оставлять шиповки и перевернутыми грабли. Беговая дорожка по прямой после финиша должна иметь продолжение не менее 15 м, чтобы исключить резкое торможение. Сектор для метания должен располагаться вдали от тротуара, здания.

Требования, предъявляемые к местам занятий лыжной подготовкой. Места для занятий должны готовятся с осени. Необходимо убрать предметы, пни, грязевые кочки, чтобы они, будучи под снегом, не были причиной травмы. Место должно быть защищено от ветра. Спуски не должны иметь обнаженных участков. Одежда должна быть достаточно теплой, свободной и защищать от ветра. Дети должны иметь головной убор, варежки и теплые носки. Следует научить детей передвигаться по лыжне на расстоянии 3-4 метров друг от друга, следить друг за другом и при появлении признаков обморожения сообщать учителю. Если ученик почувствовал себя плохо и сошел с лыжни, он должен предупредить учителя.

Ветер во время занятий не должен превышать 1,5-2 м/с. Запрещается выходить на лыжню на неисправных лыжах, а также после спуска останавливаться у подножия горы. Учителю следует помнить: 1) учащиеся лучше выполняют те требования, которые осознают; 2) проводя инструктаж по технике безопасности лучше наглядно показать, что может приводить к травмам, особенно на уроках с младшими школьниками; 3) учитель всегда должен знать количество учащихся до начала урока и в конце его.

Правила безопасности учащихся на уроках лёгкой атлетики. Учащиеся перед изучением раздела легкая атлетика должны хорошо изучить правила безопасности на уроках:

- места занятий тщательно готовятся;

- если погода сырая, то разминка увеличивается по времени;

- обувь должна исключить скольжение;

- запрещается в прыжковой яме приземление на руки;

- во время метаний запрещается: а) стоять справа от выполняющего; б) находится спиной к броску; в) выполнять метание без разрешения учителя; г) ходить в поле за снарядами без разрешения учителя; д) можно ядра только перекатывать друг другу, а если дети их перебрасывают, то запрещается ловить ядро руками, опущенными к земле и в стойке ноги вместе; е) не допускать встречных метаний.

Правила безопасности учащихся на уроках гимнастики. Учитель к началу занятий должен: обеспечить своевременную влажную уборку; правильно распределить в зале снаряды, чтобы учащиеся во время работы не мешали друг другу.

1. На снарядах разрешается работать только в присутствии преподавателя, старших в подгруппах и при надежной страховке.

2. У всех снарядов должно быть достаточное количество матов, особенно в местах приземлений и возможных срывов, например под перекладиной.

3. Под брусьями маты должны закрывать все металлические части, у гимнастического бревна маты кладут с двух сторон.

4. Обязательно иметь маты у гимнастической стенки.

5. Правильно располагать маты у опорного снаряда, следить, чтобы между ними не было расхождений.

6. Не разрешать детям после опорного прыжка, если снаряд близко к стене, и во время эстафет с бегом упор руками в стенку или ставить предметы или ограждение из матов.

Организация занятий с учащимися по плаванию на открытом водоёме. Причины травматизма и правила безопасности. При выборе места для их сооружения необходимо учитывать многие природные факторы, педагогические и гигиенические требования, местные условия. Выбирают место на солнечном озелененном участке.

Места для проведения занятий по плаванию на открытом водоеме готовятся заранее, очищаются от опасных предметов, стекла и коряг. Дно песчаное, берег ровный и пологий, с постепенным увеличением глубины. Глубина – по пояс занимающимся, но не менее 100 см, на расстоянии до 10 м от 20 м от берега, скорость течения воды в этом месте не должна превышать 10 м/мин. Санэпидемстанция определяет химико-биологический состав воды. На берегу должны быть оборудованы временные раздевалки и навесы от солнца, обязательно должен быть спасательный инвентарь, игровой инвентарь, а также свисток. Место для купания огораживаются под водой лицевыми и боковыми щитами, а над водой желательно иметь оградительную сетку, чтобы не было выхода на открытую воду вниз по течению. Не должно быть порогов и водоворотов.

Температура воды должна быть не ниже +20º С. Дети делятся на 3 группы:не умеющие плавать; умеющие держаться на воде; умеющие плавать. Перед входом в воду детей обязательно пересчитывают. Входят группами по 10 человек по свистку и выходят по свистку с обязательным пересчетом. Первое пребывание на воде не более 5 минут. Не допускать переохлаждение и перегревание детей. В особо жаркие дни дети должны иметь светлый головной убор.

Не разрешается: входить в воду вспотевшими и после приема пищи; прыгать с бортиков; толкать друг друга; подплывать к лодкам; «топить друг друга».

Необходимо научить детей приемам самостраховки, транспортировки пострадавшего, поведению при судорогах и выходу из водоворота.

Планирование в физическом воспитании

Планирование физического воспитания - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контин­гентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование - это планирование на длитель­ный срок (например, в общеобразовательной школе на несколь­ко лет с распределением программного материала по годам обу­чения).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе - это планирование на учебную чет­верть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее вре­мя (на предстоящее занятие).

Планирование требует глубоких разносторонних профессиональ­ных знаний и практического опыта, всегда предполагает творчес­кий подход, так как оно не определяется жесткими рамками ме­тодических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании:

1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключает­ся в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.

Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавате­лю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности ее дости­жения (подготовленность занимающихся, затраты учебного вре­мени, наличие материально-технической базы и пр.).

Основой для разработки целевых установок служат программ­но-нормативные положения системы физического воспитаний (разрядные нормы и требования спортивной классификации, тре­бования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (час­тных, промежуточных) педагогических задач с определением пос­ледовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их кон­кретизируют по возможности в количественных показателях (учеб­ных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (получен­ных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровитель­ные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. Планирова­ние только тогда эффективно, когда оно основывается на объек­тивных закономерностях физического воспитания (на закономер­ностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и раз­вития организма человека, возрастные психологические особен­ности.

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям заня­тий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который со­ставляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

Методическая последовательность планирования. При разработ­ке любого плана желательно придерживаться такой последователь­ности основных операций.

1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь опре­деленные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физи­ческой и спортивно-технической подготовленности и др.). Без та­ких сведений нельзя полноценно осуществить планирование. Кроме того, данные нужны для комплектования однородных по состоя­нию здоровья и уровню подготовленности групп при проведении курса физического воспитания в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и других орга­низациях.

Преподаватель получает необходимые предварительные сведе­ния посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных ис­пытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контин­генту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий и расчет учеб­ного времени на разработку теоретического и практического со­держания программы, ее прохождение.

5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по перио­дам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интен­сивность нагрузок.

6. Определяется общая организация работы по реализации пла­на, подбираются методы и формы занятий для решения постав­ленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматри­ваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагру­зок и т.д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют целостно воспринимать различные элементы содержания, пока­затели и представить взаимосвязь между ними.

Таким образом, планирование носит последовательный харак­тер и осуществляется по признаку от обобщенного к более де­тальному.

Характеристика основных документов планирования в физи­ческом воспитании. Основными документами планирования в фи­зическом воспитании являются: учебный план, учебная про­грамма, план-график учебного процесса, тематичес­кий план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в систе­ме планирования, выполняет определенную функцию. В целом реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.

По своему функциональному назначению все документы пла­нирования делятся на три типа.

1. Документы, определяющие основную направленность и со­держание учебного процесса в общеобразовательных школах, кол­леджах профессионального образования, средних и высших спе­циальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и рас­писание занятий).

3. Документы методического характера, в которых преимуще­ственно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учеб­ных заведений, спортивных школ и других организаций разраба­тываются государственными органами (министерствами, комите­тами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и пла­ны-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов - учебного плана и программы.

Учебный план представляет собой основной (исходный) доку­мент, на основе которого осуществляется вся многогранная рабо­та по физическому воспитанию в государственных учебных заве­дениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжитель­ность занятий по физическому воспитанию в общеобразователь­ной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) про­граммного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

Учебная программа - это документ планирования учебной ра­боты, в котором определяются:

а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе - курса физического воспитания, в ДЮСШ - спортивной трени­ровки по избранному виду спорта;

б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подго­товленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образова­тельном учреждении.

Программа по физическому воспитанию состоит в основном из пояснительной записки и 4 разделов:

1) уроки физической культуры;

2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

3) физи­ческая культура во внеурочное время;

4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебные программы имеют следующую типовую структуру:

1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контин­гента занимающихся, характеризуется структура программы, ре­комендуются методы и формы занятий, даются указания по пла­нированию и учету и др.;

2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежа­щих освоению по годам обучения), а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и разви­тию физических качеств;

3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, ти­повой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходи­мого для обеспечения занятий по физической культуре, пример­ные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.

Учебная программа разрабатывается в соответствии с устано­вленным учебным планом содержанием и объемом часов, отве­денных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.

Общий план работы по физическому воспитанию. Общий план физического воспитания является составной частью плана работы образовательного учреждения. Его составляет учитель физической культуры при участии заместителей директора, врача школы, преподавателя-организатора курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

План включает в себя следующие раз­делы: 1) организационная работа; 2) учебная работа; 3) физкультур­но-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 4) физ­культурно-массовая и спортивная работа во внеурочное время; 5) агитационно-пропагандистская работа; 6) врачебный контроль и медико-санитарный надзор; 7) хозяйственная работа.

Общешкольный план физического воспитания согласовывает­ся с администрацией школы, чтобы запланированные мероприя­тия не совмещались в одно и то же время с другой деятельностью школьников. План утверждает директор школы и доводит до сведения всех учителей. Предлагаемый вариант плана следует рассматривать толь­ко как примерный: в каждой школе он составляется с учетом ме­стных условий.

Примерный общий план работы по физическому воспитанию на


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: