Поскольку
,
ось абсцисс графика нужно перенести вниз на величину ординаты, соответствующей начальной кинетической энергии . Однако конкретное значение пока неизвестно; поэтому положение оси абсцисс показано на рис. 24 условно.
Построение графика приведенных моментов инерции и приближенного графика . Для решения уравнения (54) необходимо иметь график кинетической энергии II группы звеньев. Определим кинетическую энергию через приведенные моменты инерции этой же группы звеньев. Для этого построим зависимость . Построение графика разберем на примере кривошипно-ползунного механизма (рис. 22), II группа звеньев которого включает в себя звенья 2 и 3.
Для определения приведенных моментов инерции звена 2 (шатуна), совершающего плоское движение, и звена 3 (ползуна), движущегося поступательно, используем формулы (34) и (32):
,
.
Заменяя , и переходя к отрезкам с планов возможных скоростей, получим
,
.
Еще раз обратим внимание на то, что величины и зависят от отношения скоростей точек механизма, а не от их абсолютного значения. Отношения скоростей, входящие в выражения для определения и , заменяются для каждого положения механизма отношением соответствующих отрезков, взятых с планов возможных скоростей. Выберем масштаб и построим зависимости , и по углу поворота . Сложив их, получим график (рис. 25).
|
|
Кинетическую энергию звеньев 2 и 3 выразим через сумму приведенных моментов инерции этих звеньев:
Кинетическую энергию звена 2 представим в виде двух слагаемых: - кинетической энергии звена в поступательной части движения со скоростью и - кинетической энергии во вращательной части движения вокруг оси, проходящей через центр масс шатуна. В результате получим
Закон изменения еще неизвестен. Поэтому для определения воспользуемся приближенным равенством , поскольку коэффициент неравномерности - величина малая.
Тогда
(57)
Так как , то можно считать пропорциональной , а построенную кривую принять за приближенную кривую . Масштаб графика
(58)
При решении задачи динамики для многоцилиндровых поршневых машин должен быть построен график ,
где n - число рассматриваемых механизмов, равное числу цилиндров машины.
Рекомендуется описанным выше способом получить сначала график для механизма, передающего движение от поршня цилиндра на главный (коленчатый) вал, а затем в каждом положении механизма графически или аналитически просуммировать n ординат этой диаграммы, учитывая угол между осями цилиндров и угол между кривошипами коленчатого вала.
Так, например, на рис. 30 показана схема двухцилиндрового двухтактного двигателя внутреннего сгорания с рядным расположением цилиндров. Рабочий процесс в каждом цилиндре происходит за один оборот главного вала - начального вала 1. Угол между кривошипами коленчатого вала составляет рад, угол между осями цилиндров равен 0. При таком расположении цилиндров и таком угле между кривошипами кинематические процессы механизмов рассматриваемого двигателя сдвинуты друг относительно друга на угол рад. Фазы рабочего процесса в цилиндре 2 сдвинуты по отношению к одноименным фазам рабочего процесса в цилиндре 1 также на угол , т.е. на угол поворота главного вала за время половины цикла.
|
|
На такой же угол сдвинуты изображенные на рис. 30 графики и для механизмов цилиндров 1 и 2. После сложения ординат этих графиков получен график (рис. 30).
Построение приближенного графика . Согласно уравнению (54) имеем
Следовательно, для механизма двигателя (см. рис. 22) при построении кривой необходимо из ординат кривой (рис. 26) в каждом положении механизма вычесть отрезки, изображающие величины ; взятые из графика (рис. 25); вычитаемые отрезка должны быть представлены обязательно в том же масштабе , в каком построена кривая . Полученная кривая (рис. 26) - приближенная, так как построена вычитанием из точной кривой приближенных значений .
г) Определение необходимого момента инерции маховых масс
Построив кривую (рис. 26), найдем на ней точки F и N, соответствующие значениям и , и получим согласно уравнению (55) максимальное изменение кинетической энергии I группы звеньев за период цикла
,
где - отрезок в мм, изображавший в масштабе
Необходимый момент инерции подсчитывается по формуле (53)
.
Допущение, что , при построении графика , не вносит заметной ошибки в расчет при малых значениях . При значениях , чтобы избежать завышения маховых масс, в расчет целесообразно вносить поправку, пользуясь формулой
(59)
где и - значения кинетической анергии звеньев II группы (рис. 25) соответственно в положениях механизма f и n, где кинетическая энергия звеньев I группы имеет значения и (рис. 26).
д) Определение момента инерции дополнительной маховой массы
По формуле (53) подсчитывается тот необходимый момент инерции , который обеспечит колебания угловой скорости в пределах, заданных коэффициентом неравномерности . В I группу звеньев кроме начального звена часто входят еще и другие звенья: роторы различных машин, зубчатые колеса, подвижные части редукторов и т.д. Все эти звенья, связанные с начальным звеном постоянным передаточным отношением, обладают маховыми массами, которые влияют на закон движения начального звена. Если сумма приведенных моментов инерции этих звеньев оказывается меньше значения необходимого момента инерции , то в состав I группы звеньев надо вводить дополнительную маховую массу, момент инерции которой определяют по формуле
(60)
где - сумма приведенных моментов инерции вращающихся деталей, связанных с начальным звеном постоянным передаточным отношением.
Напомним, что если для ротора задан маховой момент (в технической системе единиц), то его нужно пересчитать на момент инерции (см. введение).
Рассмотрим пример. На рис. 27 показана та часть механизма машинного агрегата, которая представляет собой I группу звеньев. Начальное звено - коленчатый вал (в) основного механизма - тихоходный. Поэтому между ним и электродвигателем поставлена понижающая передача, состоящая из редуктора и пары зубчатых колес и . Для нашего примера момент инерции начального звена .
С помощью формулы (60) определим момент инерции дополнительной маховой массы, которая размещается на валу начального звена
.
Необходимый момент инерции получен из динамического расчета. Приведенные моменты инерции остальных звеньев I группы подсчитываются следующим образом:
|
|
;
.
Здесь и - передаточные функции.
е) Определение закона движения механизма
Закон движения начального звена механизма может быть определен по уравнению (42).
Однако определив по этому уравнению угловой скорости затруднено тем, что необходимо знать начальные условия, которые обычно для установившегося движения наперед неизвестны. Поэтому при определении закона движения воспользуемся тем, что при малых значениях коэффициента неравномерности верхняя часть графика (рис. 26), изображающая изменение кинетической энергии , приближенно изображает также изменение угловой скорости .
В точках F и N кривой имеет соответственно значения и . Масштаб графика угловой скорости определяется по формуле
(61)
Чтобы перейти от изменений угловой скорости к ее полному значению, необходимо определить положения оси абсцисс графика . Для этого через середину отрезка, изображающего разность и равного разности ординат точек F и N (рис. 26), проводится горизонтальная штриховая линия, которая является линией средней угловой скорости . Расстояние от линии до оси абсцисс определяется следующим образом:
(62)
Получив положение оси абсцисс графика , можно определить ,а по ней и .