Заключение. Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы и технологии организации обучения

Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы и технологии организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный эмпирический материал в этой области.

Вопрос о необходимости, способах и формах совершенствования юридического образования в нашей стране приобретает все большую актуальность, активно обсуждается в телевизионных программах, на страницах юридической литературы и в иных изданиях, профессионально занимающихся проблемами образования в России.

Высшее юридические образование традиционно, наряду с экономическим, финансовым, банковским и некоторыми другими видами высшего профессионального образования, пользуется среди абитуриентов вузов повышенным спросом. Число дипломированных юристов многократно возросло, чего, к сожалению, не скажешь о качестве их подготовки. Несмотря на перепроизводство выпускников юридического профиля в России, налицо острая нехватка высококвалифицированных специалистов, поскольку потребности экономики и современного государства и общества в целом в квалифицированных юридических кадрах не могут быть удовлетворены. В то же время стремление к знанию законодательства, внимание к защите прав и законных интересов посредством судебных процедур постоянно возрастают, что обусловлено, в том числе, такими факторами, как активная деятельность третейских судов, медиация, являющаяся новой формой урегулирования споров. Граждане предъявляют достаточно высокие требования к специалистам, оказывающим юридическую помощь, а также стремятся самостоятельно овладеть юридическими знаниями для обеспечения защиты прав и правовых интересов. Все это влияет на повышение престижа юридической профессии, что стимулирует молодежь к ее получению. Понятно, что ключевым фактором при определении перспективы юридического образования и необходимого количества юристов является качество юридического образования. Существует прямая зависимость между имеющимся у выпускника образованием и его профессиональной компетентностью. В немалой степени на содержание подготовки юристов влияет система законодательства, правильное представление о котором определяет качество понимания особенностей и свойств права. В соответствии с Указом Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» был определен целый комплекс мероприятий по совершенствованию качества подготовки юридических кадров в стране. В числе мероприятий по улучшению качества образования можно назвать ограничение на подготовку юристов в непрофильных вузах, а также, в целом, сокращение числа вузов, осуществляющих подготовку специалистов в области права, и непрофильных факультетов. Введена общественная аккредитация юридических вузов и факультетов, совершенствуется система лицензирования вузов, приняты новые государственные стандарты юридического образования. Внедрение двухуровневой подготовки юристов посредством замены специалитета бакалавриатом и магистратурой рассматривается Министерством образования и науки РФ как новый значительный шаг на пути повышения качества подготовки юристов высшей квалификации, дающий дополнительные возможности оптимизации образовательного стандарта. Данные возможности связаны с уровнями специализации и структуры знаний, предусмотренными программами бакалавриата и магистратуры. Бакалавриат представляет собой общую юридическую подготовку и специализацию для решения профессиональных юридических задач среднего уровня сложности. Магистратура, в свою очередь, обеспечивает глубокую профессиональную специализацию для решения юридических задач высокого уровня сложности. К сожалению, особенно активно развивают бакалавриат и магистратуру негосударственные и непрофильные юридические вузы. При этом набор в магистратуру осуществляется, в том числе, и при отсутствии базового профильного образования. Имеется острая необходимость в дополнении образовательного стандарта требованием о недопустимости сдачи вступительных экзаменов в магистратуру лицами, имеющими непрофильный диплом бакалавра.

Необходимо также существенное повышение требований к качеству учебного процесса:

· введение инновационных образовательных технологий (электронные курсы, использование мультимедиа-ресурсов и т. д.) Так, например положительные результаты дают интерактивные методы обучения, под которыми понимается обучение, погруженное в общение, оно сохраняющее конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяющее формы и приемы ведения урока. Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи: познавательную; ткоммуникативно-развивающую; социально-ориентационную. Он позволяет: реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности; формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся; усилить мотивацию к изучению предмета; создать благоприятную атмосферу на уроке; исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников; самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения; отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся

· усиление практической направленности обучения (решение практических курсов, увеличение часов практики);

· введение объективных критериев оценки знаний студентов (письменные зачеты и экзамены, электронное тестирование и т. д.). Сегодня оценка эффективности системы образования является одной из ключевых проблем в практике управления, в формировании и реализации образовательной политики; необходимость в качественных экспертных процедурах возрастает с развитием инноваций в сфере образования. Экспертиза сложных социальных систем, к которым относится образование, требует анализа разнообразных теоретических и практических подходов к ее содержанию, типологии, процедуре и организации с целью определения необходимой совокупности элементов, позволяющих с различных позиций рассмотреть эти системы для получения объективной оценки и прогноза развития инновационной деятельности.

В России существуют две концептуальные модели высшего юридического образования: классическая и специализированная. Классическая модель высшего юридического образования, прежде всего, реализуется на юридических факультетах, являющихся структурными подразделениями университетов. Студенты университетов в результате обучения получают классическое, «университетское» образование. Вместе с тем специализированное образование характеризуется более углубленной подготовкой по отдельным предметам, специальными исследованиями в рамках курсовых и дипломных работ, соответствующей профильной и более продолжительной практикой и т. д. Специализированную подготовку студентов в стране осуществляет целый ряд образовательных учреждений, например: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Российская Академия адвокатуры и нотариата (Институт), Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации и т.д.

Итак, сегодня в условиях реформации образования на преподавание правовых дисциплин возлагаются важные задания, связанные с социальной адаптацией личности, подготовкой к активной общественной жизни и воспитанием, с одной стороны, общечеловеческих ценностных ориентаций, а из другого – патриотизма, борьбы с коррупцией, правовым нигилизмом. Становится, очевидным, что традиционная школа, ориентированна на передачу знаний, умений и навыков и не успевает за темпами их нарастания. Преодоление кризиса современного образования возможно благодаря интенсивному реформированию его, соответственно требованиям времени, в процессе формирования принципиально новой системы общего образования, которая постепенно заменяет традиционную. Ее результатом должно стать формирование высоко-адаптированной к изменяющимся условиям, к активно-деятельной, творческой личности, которая умеет анализировать, преодолевать многие трудности.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. Очевидно, что внедрение вычислительной техники в учебный процесс, несомненно, в значительной степени интенсифицирует процесс реализации поставленных педагогом и программой задач. Информационные технологии должны стать инструментом, позволяющим углубить и закрепить экспериментальные умения учащихся, ибо способствует расширению рамок традиционных методов учебного экспериментирования, дополняя их такими важными компонентами, как планирование, моделирование эксперимента, автоматизированная обработка его результатов.

Итак, метод, лежащий в основе той или иной технологии, раскрывает структурный аспект всех выполняемых действий. Методика реализуется в образовательной практике с помощью определенной системы методов и приемов. Технология обладает определенной системой предписаний, га­рантированно ведущих к цели, т.е. инструментовкой всех действий для ее достижения. От понятия «технология» следует отличать термин «техника», который обозначает специфику и уровень исполнения субъектом об­разовательного процесса отдельных видов деятельности (техника об­щения, техника работы с компьютером и др.). Если проанализировать разные трактовки термина «технология» в образовании, то можно обнаружить тенденции в изменении их содер­жания, которое по сути представлено разными аспектами, отражающи­ми направления развития и смыслового обогащения рассматриваемой категории.

Первый аспект — технико-инструментальный. Он характеризует­ся тем, что понятие «технология» по содержанию сводится к техни­ческим средствам, которые применяются в образовательном процес­се, — средства звукозаписи, учебное кино, телевидение и др. Поиск путей использования технических средств в обучении определил возможность выделения особой сферы, которая получила название «технология в обучении». В этом значении разработчики новых технологий отталки­вались от возможностей развивающихся технических средств как ис­ходного момента построения образовательного процесса. Сторонники рассматриваемого аспекта ориентируются на выбор средств, обеспечи­вающих эффективность образовательного процесса, возможность дос­тижения образовательных результатов системой разных, в том числе и технических, средств.

Второй аспект — функционально-процессуальный — по сути и есть собственно технологический подход к построению вузовского образо­вательного процесса, в котором способы, средства и условия могут выполнят разные функции в достижении одной и той же образова­тельной цели. Не случайно сторонники данного аспекта считают, что для достижения одной и той же цели педагог может использовать раз­ные технологии. В рамках функционально-процессуального аспекта технология характеризуется как процесс выбора и использования оп­ределенной системы средств, необходимой для достижения поставлен­ной преподавателем цели в определенной, заданной педагогом логике, эффективность которых будет достигаться только при определенно за­данных условиях. Одним из результатов такого понимания технологии была ориентация педагогов на определение путей заранее спланирован­ного поэтапного и процедурного достижения целей, противопоставлен­ная расплывчатости целевых ориентиров на уровне только идей и дек­лараций. В рамках рассматриваемого аспекта можно сказать, что технологии, применяемые в образовательной практике, раскрывают вос­производимые моменты организации образовательного процесса и про­цесса обучения конкретным учебным дисциплинам, управления процес­сом освоения образовательной программы, их общения или развития. Масштабы воспроизводимых моментов организуемого преподавателем образовательного процесса определяются исходными установками, в качестве которых могут быть социальный заказ, образовательный стан­дарт, модель будущего специалиста, образ современного молодого чело­века, цели и содержание школьного или профессионального образова­ния и т.д.

Сторонники системного подхода под технологиями понимают согласованность точно выраженной цели, средств и условий ее дости­жения, а также способов определения результатов, получаемых в ходе применения такой технологии в образовательной практике. В ходе изучения теории педагогической технологии представленной в научной литературе находит подтверждение тот факт, что в основе становления и развития теоретических основ педагогической технологии лежит междисциплинарный технолого-педагогический комплекс проблем.

Вся отечественная и общеобразовательная, и профессиональная школа длительное время, особенно в застойный период, была ориентирована на обучение молодежи, которая в массе своей учиться не хотела – образование в обществе того времени было фактически не востребованным, мотивация к учению у школьников и студентов была низкой. Отсюда сложилась та ориентация учебно-воспитательного процесса, что педагог «тянет» учащегося, студента к знаниям. В современных социально-экономических условиях ситуация принципиально меняется. В рыночной экономике знания, квалификация становятся главным капиталом специалиста. Во главу угла ставится самостоятельная работа обучающегося, самоорганизация его учебной деятельности. Следовательно, в ХХI веке все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов, обеспечивающих общественное развитие образовательного процесса. Образовательные ориентиры стали иными, чем в традиционной системе. Взято направление на развитие инновационной политики в образовании: информатизация образовательного пространства, социальное партнерство, компетентностный подход, гуманистический, личностно ориентированные подходы, развивающее обучение, создание среды для развития индивидуальности обучаемых субъектов



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: