Для того, чтобы эффективно функционирования, государственная служба должна носить системный характер.
Еще в конце XIX века были выделены основные характеристики системы государственного управления (равно как и ее подсистем):
· наличие единого управляющего центра в любой системе управления как необходимая предпосылка ее эффективности и ответственности;
· структурная схожесть современных правительств;
· отделение управления от политики;
· профессионализм государственных служащих;
· организационная иерархия как условие финансовой и административной эффективности;
· наличие «доброй» администрации как необходимое условие развития цивилизации и достижения благосостояния.
В общем виде система государственной службы – это совокупность компонентов (подсистем и элементов) государственной службы, взаимодействующих между собой для достижения определенных целей государственного управления. В результате взаимодействия этих элементов государственная служба приобретает новые свойства: целостность, единство, структурность, функциональность, иерархичность, стабильность, эффективность.
Ключевую роль в характеристике российской государственной службы как системы сыграл федеральный закон №58-ФЗ от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы Российской Федерации».
В данном нормативном акте законодатель впервые зафиксировал системный характер государственной службы, указав в качестве ее компонентов виды и уровни госслужбы.
Как уже указывалось выше, структурно российская система государственного управления построена в соответствии с концепцией дихотомии государственной власти, вследствие чего справедливо будет указать, что система государственной службы является одновременно подсистемой системы более высокого уровня – персонала государственного управления (наряду с подсистемой должностных лиц государства).
Следует, однако, признать, что поддержка системного характера построения российской государственной службы до недавнего времени не осознавалась в качестве приоритета ее развития и функционирования. Задачи создания полноценной системы государственной службы ставились еще в 2001 году в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, однако после принятия Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» работа по созданию и совершенствованию именно системных характеристик приостановилась (см. § 4.5.). Вновь вопрос был поднят про разработке Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Целью программы стало «создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики».
При этом в российском государственном строительстве роль системы государственной службы трудно переоценить. Именно единство системы государственной службы обеспечивает единство исполнительной власти в федеративном государстве, единство исполнения и обеспечения исполнения законов, государственное администрирование на основе единых в масштабе всей страны правовых и процессуальных норм, что является фундаментом единого правового пространства Российской Федерации.
Законодательство о государственной службе Российской Федерации образуют нормативные правовые акты, регулирующие образование ее системы, организацию и правовое положение государственных служащих - условия и порядок их работы, права и виды поощрения, обязанности и ответственность, прекращение ими государственной службы и т. п.
Основные источники этого законодательства - это Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003).
Система законодательства о государственной службе является двухуровневой. Первый из уровней - федеральный. Здесь речь идет о Конституции РФ, указанных выше Федеральных законах, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Второй уровень - законодательство субъектов Федерации: их конституции, законы, уставы и т. п. Все это законодательство имеет конституционное происхождение.
Правовую основу государственной службы в Российской Федерации регламентируют следующие нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003);
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Рос-сийской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.