В занятиях гимнастикой применяются самые разнообразные упражнения, которые редко встречаются в жизненной и трудовой практике. Они состоят из сложных двигательных действий, а их выполнение связано со специфическими условиями.
К наиболее существенным факторам, определяющим эти условия, относятся:
1. Наличие большого количества разнообразных по форме и содержанию движении, выполняемых на снарядах, специальных конструкциях.
2. Преобладание движений вращательного характера, с постоянно изменяющимся положением тела в пространстве.
3. Умение управлять движениями в полете и при приземлениях.
На занятиях по гимнастике должны предприниматься все меры, направленные на соблюдение техники безопасности во избежание травм.
К основным причинам травматизма относятся:
1. Несоблюдение правил организации и методики занятий.
2. Несвоевременная проверка оборудования и инвентаря.
3. Нарушение санитарно-гигиенических условий.
4. Отсутствие или несистематическое проведение врачебного контроля.
|
|
5. Недостаточная воспитательная работа с занимающимися.
В целях профилактики травматизма до занятий и соревнований необходимо:
А) подготовить учебную документацию (планы, конспекты);
Б) проверить соответствие мест занятий санитарно-гигиеническим требованиям, исправность оборудования и инвентаря, соответствие спортивного костюма и обуви каждого занимающегося требованиям безопасности и гигиены;
В) проверить наличие визы врача, разрешающего допуск к занятиям после перерыва, вызванного болезнью гимнаста или какими-либо другими причинами, а также допуск к соревнованиям.
Во время занятий следует:
А) соблюдать все правила их организации;
Б) проверять перед началом занятия на каждом снаряде исправность креплений, расположение матов возле снарядов, качество магнезии, канифоли;
В) использовать современные методы обучения, умело применять помощь и страховку.
Одна из наиболее распространенных причин травматизма – плохая организация занятий.
Преподавателю рекомендуется:
1. Строго соблюдать расписание и план каждого занятия.
2. Воспитывать у занимающихся сознательную дисциплину, требовать от них выполнения всех указаний.
3. Обеспечивать постоянный контроль за действиями каждого из обучающихся, запрещать им самостоятельно переходить от снаряда к снаряду.
4. Правильно размещать занимающихся, обеспечивая хорошую видимость снарядов, мест отталкивания и приземления. Устанавливать снаряды с таким интервалом, чтобы избегать столкновений занимающихся.
4. Программа по физической культуре для учащихся общеобразовательной школы (раздел "Гимнастика").
|
|
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, чем хотел бы молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент, иначе называемый ядром, составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.
Программный материал по гимнастике усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе ypоков, так и отдельно один час в четверти. Обучающиеся должны знать:
5-7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе "Демонстрировать", что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся сдает дифференцированный зачет.
Задачи физического воспитания учащихся 1—4 классов:
· укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
· овладение школой движений;
· развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
· формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
· выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
· приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
· воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
|
|
Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов:
· на содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия; на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации, на здоровый образ жизни;
· на обучение основам базовых видов двигательных действий;
· на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
· на формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем организма;
· на углубленное представление об основных видах спорта;
· на приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятиям любимым видом спорта в свободное время;
· на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
· на содействие развития психических процессов и обучение психической саморегуляции.