Понятие рекламы и ее виды

Существует более 2000 определений понятия «реклама», слово реклама происходит от латинских глаголов «reclamo» (выкрикивать) и «reclamare» (откликаться, требовать).

По определению Американской Ассоциации Маркетинга, реклама представляет собой «… любую форму неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг, оплачиваемую точно установленным заказчиком» и служит для привлечения внимания потенциальных потребителей к объекту рекламирования, используя при этом наиболее эффективные приемы и методы с учетом конкретной ситуации.

Закон РФ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38 - ФЗ дает следующее определение рекламы: реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Изучая определения рекламы, можно выделить основные черты рекламы, к которым относятся следующее:

1) реклама – это оплаченная четко определенным субъектом форма коммуникации;

2) неперсонифицированность - реклама направлена обычно не на отдельных конкретных ее потребителей, а на значительные группы людей, именуемые в маркетинге целевыми группами; т.е. реклама не имеет индивидуального характера.

3) односторонняя направленность рекламного обращения от продавца к покупателю;

4) опосредованность, т. е. реклама передается через систему посредников (СМИ, разнообразные рекламоносители);

5) четкое определение цели - любое рекламное объявление выходит, чтобы ознакомить, убедить, повлиять на поведение покупателя и др.);

6) отсутствие беспристрастности.

Различают экономические и коммуникативные цели рекламы: пер­вые прямо направлены на покупку товара (увеличение объема прибыли, объема продаж), вторые – опосредованно (формирование образа товара или фирмы).

Основные задачи рекламы:

1) информирование, то есть формирование осведомленности о новом товаре;

2) убеждение (увещевание) – последовательное, постепенное формирование предпочтения к товару;

3) напоминание – поддержание осведомленности потребителя о товаре.

В таблице 25 раскрыто содержание задач рекламы.

Ежедневно воздействуя на человека, реклама является его постоянным спутником. След­ствием этого стала та важнейшая роль, которую играет реклама в жизни общества.

Рекламная деятельность многофункциональна, основные функции рекламы включают следующие:

1) экономическая – развитие торговли, ускорение получения прибыли, снижение издержек, ускорение оборачиваемости оборотных средств;

2) коммуникативная – возможность передачи широкой массе людей сведений о товарах и услугах, происходит общение людей, которые в принципе не могли быть связаны;

Таблица 25 – Возможные задачи рекламы

Задача рекламы Содержание задачи рекламы
Информирование Рассказ рынку о новинке или о новых применениях существующего товара; информирование рынка об изменении цены; объяснение принципов действия товара; описание оказываемых услуг; исправление неправильных представлений или рассеяние опасений потребителя; формирование образа фирмы.
Увещевание Формирование предпочтения к марке; поощрение к переключению на вашу марку; изменение восприятия потребителем свойств товара; убеждение потребителя совершить покупку не откладывая; убеждение потребителя в необходимости принять коммивояжера.
Напоминание Напоминание потребителям о том, что товар может потребоваться им в ближайшем будущем; напоминание потребителям о том, где можно купить товар; удержание товара в памяти потребителей в периоды межсезонья; поддержание осведомленности о товаре на высшем уровне.

3) образовательная – воздействие рекламы в качестве средства обучения, то есть реклама учит правильному использованию товаров, ускоряет научно-технический прогресс;

4) социальная – воздействие на общество, способствует развитию средств массовой информации, общественных организаций, формирует культурный, правовой и экономический менталитет каждого члена общества;

5) психологическая функция - участие в формировании психологических установок человека, системы его оценки окружающей среды и самооценки, характера реакций на различные раздражители и т. п.;

6) эстетическая функция - реклама является зеркалом тенденций в моде и дизайне, вносит вклад в наши эстетические представления.

Классификация рекламы представлена в таблице 26. Виды рекламы непрерывно меняются, и поэтому данная классификация справедлива для настоящего времени.

Таблица 26 – Классификация рекламы

Классификационный признак Вид рекламы
Тип инициатора рекламы - реклама от имени производителей и торговых посредников - реклама от имени правительства - реклама от имени частных лиц
Направленность аудитории - реклама потребительских товаров - бизнес-реклама
Концентрированность на определенном сегменте - селективная - массовая
Широта охвата аудитории - локальная - региональная - общенациональная - международная
Предмет рекламной коммуникации - товарная реклама - престижная реклама - реклама личности - реклама территории
Цели и задачи рекламы - информативная - увещевательная - напоминающая
Способ воздействия - зрительная - слуховая - зрительно-обонятельная - зрительно-слуховая
Характер воздействия на аудиторию - жесткая - мягкая
Средства распространения рекламного обращения - печатная - в СМИ - наружная - сувенирная
Размещение рекламы и использование творческого подхода - ATL – реклама - BTL- реклама

Средства распространения рекламной информации – материальные носители, которые передают рекламное сообщение и способствуют достижению необходимого рекламного эффекта. В таблице 27 представлена сравнительная характеристика средств распространения рекламы.

Таблица 27 - Сравнительная характеристика средств распространения рекламы

Средства рекламы Преимущества Слабые стороны
     
Газеты Оперативность; многочисленность аудитории; высокий уровень охвата местной аудитории; высокая достоверность; относите-льно низкие расходы на один контакт. Кратковременность существования; низкое качество воспроизведения; незначи-тельная аудитория «вторичных читателей»; помещается рядом с рекламой других отправителей.
Журналы Высокое качество воспроизведе-ния; длительность существования; многочисленность «вторичных читателей»; достоверность; престижность. Относительно длительный временной разрыв между покупкой места и появлением рекламы; соседство рекламы конкурентов; потери при невос-требованности части тиража.
Реклама в справочниках «Желтые страницы» Массовость аудитории; изначальная ориентированность получателя на конкретную ассортиментную группу; низкая стоимость. Наличие рекламы конкурентов; ограничения по качеству воспроизводимых материалов.
Телевидение Широта охвата; многочисленная аудитория; высокая степень привлечения внимания; сочетание изображения, звука и движения; эмоциональное воздействие. Высокая абсолютная стоимость; перегруженность рекламой; мимолетность рекламного контакта; слабая избирате-льность аудитории.

Продолжение таблицы 27

     
Радио Массовость аудитории; относительно низкая стоимость одного рекламного контакта. Ограниченность звукового представления; невысокая степень привлечения внимания; мимолетность контакта.
Печатная Высокое качество воспроизведе-ния; значительная продолжите-льность контакта у некоторых носителей (плакаты, настенные и карманные календари); отсутствие рекламы конкурентов на конкрет-ном носителе. Относительно высокая стоимость; образ «макулатур-ности».
Наружная реклама Высокая частота повторных контактов; относительно невысокая абсолютная стоимость; слабая конкуренция. Отсутствие избирательности аудитории; невозможность контакта с удаленными аудиториями; ограничения творческого характера.
Реклама в Интернете Высокая сконцентрированность на целевой аудитории; личностный характер коммуникации; возможность интерактивного контакта; гибкость; использование различных средств воздействия (изображение, звук, спецэффекты, движение видео), относительно низкая стоимость контакта, полный контроль эффективности рекламной кампании в Сети. Ограниченность аудитории получателей исключительно пользователями Интернет; недостаточный период времени с момента внедрения в практику коммуникаций для того, чтобы данное средство рекламы стало массовым.
Эмбиент-реклама (нестандартная реклама) Оригинальность, способствующая лучшей запоминаемости и вовлеченности получателя в рекламную коммуникацию. Некоторые виды рекламоносителей (туалеты) могут вызывать негативную реакцию получателя.

Продолжение таблицы 27

     
Реклама на транспорте Многочисленность аудитории; возможность надолго удержать внимание получателя (внутри-салонная реклама); гибкость, возможность расширения географии целевой аудитории; широкий охват; относительно низкая негативная реакция получателей на данный тип медиа. Краткосрочность контакта (наружная реклама на бортах транспорта); достижение только специфических аудиторий для внутрисалонной рекламы (работающие мужчины и женщины, пользующиеся общественным транспортом); слабая дифференциация аудитории.
Мобильная реклама Мобильный телефон является аппаратом, который практически постоянно находится с его владельцем; оперативность; возможность для получателя сохранить полученное рекламное сообщение и обратиться к нему в удобное для него время. Недовольство адресатов мобильной рекламы, связанное с впечатлением нарушения личного пространства, навязчивость SMS-рассылок, которое сродни «спаму».
Сувенирная реклама Сувениры – утилитарные предметы, имеющие самостоятельную ценность; долговременность пользования сувенирами; высокая способность добиться благорасположения получателя; наличие вторичной аудитории. Слишком ограниченное место для размещения обращения; высокие расходы на единичный контакт; ограниченность тиража.

Принятие решение о рекламе – это пятиступенчатый процесс, состоящий из постановки целей и задач, принятия решений о бюджете, обращении и средствах распространения информации, а также из последующей оценки результатов рекламной кампании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: