Мероприятия стимулирования сбыта

Стимулирование сбыта – это кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара. Эти средства носят характер дополнительных льгот, удобства, экономию.

В то время как реклама призывает: «Купите наш товар», стимулирование сбыта, основано на призыве «Купите наш товар сейчас». Особенно это оправдано на этапах внедрения товара на рынок, а также на рубеже этапов зрелости и спада.

К средствам стимулирования сбыта прибегают: производители, торговые, оптовые и розничные посредники, некоммерческие организации.

Цели стимулирования сбыта:

- увеличить число покупателей;

- увеличить количество товаров, купленных одним и тем же покупателем.

Стимулирование влияет на поведение потребителей, превращая его из потенциального в реального покупателя.

Основные характерные черты стимулирования сбыта:

1) привлекательность – потребители, посредники и сотрудники получают дополнительные бесплатные блага, что всегда воспринимается положительно;

2) информативность – в некоторых случаях получение бесплатного образца товара или дегустации несут больше информации потребителю, чем можно было бы передать другими средствами системы маркетинговых коммуникаций;

3) кратковременный характер эффекта в росте продаж;

4) многообразие средств и приемов.

Преимущества и недостатки стимулирования сбыта представлены в таблице 28.

Таблица 28 - Преимущества и недостатки стимулирования сбыта

Преимущества Недостатки
возможность личного контакта с потенциальными покупателями; стимулирование сбыта оказывает краткосрочное действие на увеличение объема продаж
большой выбор средств стимулирования сбыта выступает в качестве поддержки других форм продвижения; требует наличие рекламы
покупатель может получить что-то ценное и больший объем информации о фирме; имидж фирмы может быть подорван низким качеством элементов стимулирования.
возможность увеличить вероятность импульсной покупки решение задач стимулирования сбыта достигается с помощью разнообразных средств

Направления стимулирования сбыта включают:

1) стимулирование конечных потребителей, которые используют продукт частично или полностью его уничтожая (распространение образцов, купонов, дегустации, компенсация каких-либо затрат, снижение цен, премии, призы, дополнительное количество товаров, гарантии);

2) стимулирование торговых посредников, то есть организаций, приобретающих товары для последующей перепродажи с выгодой для себя (снижение цен, рекламные и демонстрационные скидки, соревнования коммерческих представителей, образцы товара, конкурсы, игры);

3) стимулирование собственного торгового персонала фирмы, то есть продавцов, являющихся штатными и зависимыми работниками (целевые премии, конкурсы, проводимые внутри предприятия, материальное и моральное поощрение).

Средства стимулирования сбыта изученных направлений, которые могут быть объединены в три большие группы: предложения в денежной форме, предложения в натуральной форме, предложения в активной форме, представленные на рисунке 28.

Основные средства стимулирования сбыта
Предложения в денежной форме
Предложения в натуральной форме
Предложения в активной форме


Рисунок 28 – Основные средства стимулирования сбыта

Предложения в денежной форме (ценовое стимулирование сбыта) – это средство стимулирования сбыта, которое предполагает снижение стоимости покупки (скидки, купонаж, снижение цен с отсрочкой получения скидки).

Приемы снижения цены очень многообразны, наиболее часто применяемым приемом стимулирования является скидка с цены. Предоставление скидок в рамках стимулирования сбыта предполагает кратковременное снижение цены товара в месте его продажи.

Виды скидок:

- скидка за упаковку– это скидка, представляемая с условием приобретения оговоренного количества товаров;

- бонусные скидки предоставляются отдельным клиентам;

- сезонные скидки;

- скидки при покупке нового товара в обмен на старый;

- скидка определенным категориям потребителей(дети, военнослужащие, студенты);

- скидки по случаю юбилея фирмы, национального праздника;

- скидка-сконто, предоставляемая при покупке товара за наличные деньги;

- скидки по случаю ненастья(дождь, слякоть, буран, снег) и пр.

Купоны – это своеобразный сертификат, выдаваемый фирмой покупателю и дающий ему право на определенную экономию при покупке конкретного товара. Купоны вкладывают в упаковки товара, печатают в газетах, журналах вместе с рекламными объявлениями, помещают в каталоги, рассылают по почте.

Существенным недостатком ценового стимулирования является то, что не создается круг постоянных надежных клиентов, поэтому размеры снижения ценыдолжны быть:

- достаточно ощутимыми, чтобы на них строить рекламные обращения;

- достаточно стимулирующими спрос, чтобы компенсировать падение прибыли связанные со снижением цены;

- достаточно привлекательными, чтобы заставить прийти потребителя за покупкой.

Предложения в натуральной форме - это средство стимулирования сбыта, которое предполагает предоставление покупателю или другим субъектам маркетинговой деятельности дополнительные премии в виде подарка за совершение покупки.

В практике широко применяются премии в виде предоставляемого продавцом бесплатно дополнительного количества того же товара. Премией может считаться, например, фирменная майка, сумка или что-либо другое, получаемое покупателем бесплатно при условии покупки конкретного количества товарных единиц или товара на определенную сумму. Условием получения премии и доказательством покупки иногда могут служить товарные ярлыки, упаковка, пробки от бутылок, предъявляемые продавцу покупателем. В упаковку товара может быть заранее вложен бесплатный сувенир, например, пробные образцы других товаров фирмы.

Предложения в активной форме - виды стимулирования, требующие активного и избирательного участия потребителя. Выделяют две основные группы этой формы стимулирования сбыта:

а) конкурсы,которые требуют от потребителя наблюдательности, некоторой проницательности и сообразительности; в них побеждает лучший, а не случайно выбранный участник;

б) лотереи и игры,в которых можно участвовать, не покупая товар и которые полностью или частично основаны на случайном выборе победителя.

Деятельность по стимулированию сбыта предполагает постановку целей и задач, выбор средств стимулирования, разработку, предварительное опробование и претворение в жизнь соответствующей программы, а также оценку достигнутых результатов.

При разработке программы стимулирования сбыта необходимо определить:

- календарные сроки проведения программы;

- длительность программы стимулирования;

- интенсивность стимулирования;

- условия участия;

- средства распространения сведений о программе стимулирования;

- сводный бюджет на стимулирование сбыта.

О результатах проведения мероприятий стимулирования сбыта можно судить по показателям объема продаж и получаемой прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: