Глава 24. Преступления против общественной безопасности

Статья 205. Терроризм

1. Терроризм предполагает наличие специальной цели устрашения населения и давления на органы власти путем применения крайних мер насилия либо угрозы применения таких мер для достижения нужных преступникам результатов (дезорганизация работы органов власти, получение уступок со стороны власти и т.д.).

Комментируемая статья предусматривает ответственность только за часть действий, входящих в общепризнанное понятие терроризма.

2. Под иными действиями, кроме взрывов и поджогов, следует понимать любые действия, способные повлечь указанные в ч. 1 комментируемой статьи последствия. В частности, к ним могут относиться: разрушение системы энергоснабжения и жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий, заражение местности радиоактивными или отравляющими веществами, распространение эпидемий и эпизоотий, устройство аварий, затоплений местности и т.д.

3. Применительно к комментируемой статье понятие значительного имущественного ущерба не связано с определенной стоимостью. Определяющим является, насколько уничтожение и повреждение этого имущества либо угроза такого уничтожения способны повлиять на сознание населения или на действия органов власти. Этот признак должен применяться при сравнительно ограниченной ценности имущества в зависимости от того, насколько устрашающим является способ уничтожения.

Например, взрыв в общественном месте автомобиля с целью добиться от властей определенных действий должен квалифицироваться по комментируемой статье, в то же время сожжение валютных ценностей, соответствующих стоимости этого автомобиля, с той же целью при определенных обстоятельствах должно квалифицироваться по ст. 167 УК.

4. Под иными общественно опасными последствиями следует понимать причинение вреда здоровью людей, длительное нарушение работы предприятий, общественного транспорта, связи, значительное заражение местности, дезорганизацию работы органов власти и управления и т.д.

5. Угроза совершить акт терроризма влечет ответственность, предусмотренную комментируемой статьей, независимо от возможности ее реализации, а также от намерения лица привести ее в исполнение. Нужно только, чтобы такая угроза вызывала у властей и населения опасения ее осуществления.

Угроза может быть открытой или анонимной, она может быть обращена как к общественности, так и к государственным учреждениям. Для квалификации преступления не имеет значения форма ее распространения: устно, письменно, с помощью телефона, радиосвязи, средств массовой информации, листовок, надписей на стенах и т.д.

Как правило, в угрозе должны быть два элемента: характер общественно опасных действий, совершением которых угрожают, а также мотивы и цели их совершения (обычно требование совершить те или иные действия).

6. Объективная сторона терроризма во многом идентична диверсии (ст. 281 УК), различие состоит в цели преступлений. Оба преступления совершаются с прямым умыслом, но при терроризме лицо добивается нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а при диверсии умысел направлен на подрыв экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Если лицо, совершая акт терроризма, желает гибели людей или сознательно допускает такие последствия, то его действия подлежат квалификации по совокупности ст. 105 УК и комментируемой статьи.

7. Один из квалифицирующих признаков ч. 2 комментируемой статьи - применение огнестрельного оружия. Оружие может использоваться как для непосредственного исполнения террористического акта, так и для устранения препятствий осуществлению акта терроризма другим способом. В этом смысле как применение огнестрельного оружия должны квалифицироваться демонстративная стрельба, угроза открыть стрельбу по людям, так как такие действия подавляют волю к сопротивлению акту терроризма.

Вместе с тем не образует квалифицирующего признака применение оружия с целью избежать задержания после совершения акта терроризма.

8. Под иными тяжкими последствиями, применительно к ч. 3 комментируемой статьи, понимается гибель по неосторожности людей либо причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью двух или более лиц, эпидемии, невосполнимый ущерб природным объектам, гибель памятников истории и культуры, уничтожение важных народнохозяйственных объектов, отразившееся на экономической безопасности и обороноспособности страны, и т.д.

9. Субъект преступления - лицо, достигшее 14-летнего возраста, независимо от гражданства.

10. В соответствии с примеч. к комментируемой статье лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным путем способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного преступления.

Данное примечание относится к актам терроризма, подготавливаемым группой лиц. Если лицо одно самостоятельно готовится к совершению такого акта, но добровольно отказалось от исполнения своего намерения, оно не подлежит уголовной ответственности на основании ст. 31 УК.

Особенностью данной нормы является наличие ряда условий для того, чтобы сообщение о готовящемся акте терроризма послужило основанием для освобождения от уголовной ответственности за терроризм:

во-первых, сообщение должно быть своевременным, т.е. предоставляющим властям возможность для предотвращения преступления;

во-вторых, сообщение должно быть сделано тем органам власти, которые в состоянии принять меры для предотвращения акта терроризма.

Не имеет значения форма, в которой сделано такое сообщение. Оно может быть как открытым, так и анонимным. Сообщение может быть сделано как лично, так и через других лиц, в том числе и должностных, достаточно только, чтобы сообщивший об акте терроризма был уверен, что о его заявлении будет своевременно сообщено органам власти.

К иным способам предотвращения акта терроризма относятся обезвреживание средств его совершения, психическое и физическое воздействие на других его участников, привлечение к предотвращению акта терроризма должностных лиц и граждан, дезинформация других участников акта терроризма, помешавшая осуществлению их планов, и т.д.

Если лицо участвовало в подготовке или совершении нескольких актов терроризма, оно освобождается от уголовной ответственности только за те из них, совершение которых оно предотвратило.

Статья 205.1. Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению

1. Комментируемая статья предусматривает ответственность за вовлечение лиц в совершение преступлений, предусмотренных ст. 205 (терроризм), 206 (захват заложника), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 211 (угон судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 360 (нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой), либо склонение лиц к участию в деятельности террористических организаций, а также за содействие совершению преступления террористического характера.

Таким содействием является вооружение либо обучение лиц в целях совершения ими действий террористического характера, а также финансирование акта терроризма либо террористической организации.

2. Вовлечение или склонение может проявляться в различных формах: уговоры, подкуп, оказание психического или физического насилия в отношении вовлекаемого и иные подобные действия. Для признания преступления оконченным не требуется, чтобы вовлекаемое лицо совершило действия террористического характера либо вступило в террористическую организацию.

Вооружение выражается в предоставлении холодного или огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Под обучением следует понимать подготовку лица к совершению действий террористического характера, включая владение оружием и взрывчатыми веществами, изучение правил конспирации, правил вождения воздушных, водных, железнодорожных транспортных средств и т.д.

Финансирование может выражаться как в предоставлении собственных средств, так и в организации их сбора у других лиц, а также в незаконном завладении средствами для финансирования террористической деятельности.

3. Квалифицирующим признаком является использование виновным своего служебного положения. Субъектом этого преступления могут быть как должностные лица, так и иные лица, состоящие на государственной и муниципальной службе и имеющие в связи со своими служебными полномочиями возможность совершать действия, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи.

4. Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные комментируемой статьей, наступает с 16-летнего возраста.

5. Преступление совершается с прямым умыслом, т.е. сознанием виновного охватывается, что он вовлекает лицо в террористическую деятельность, обучает или вооружает лицо для совершения актов террористического характера либо финансирует такую деятельность.

6. Об освобождении от уголовной ответственности лица, совершившего действия, предусмотренные комментируемой статьей, см. коммент. к ст. 205.

Статья 206. Захват заложника

1. Захват заложника признается преступлением международного характера. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1979 г.*(199), определяет основные направления противодействия этому преступлению.

В комментируемой статье целью преступления является совершение представителями государства, организациями либо гражданами определенных действий как условия для освобождения заложника. Именно специфичность цели отличает предусмотренное комментируемой статьей преступление от других преступлений, также связанных с незаконным лишением человека свободы.

2. Преступление считается оконченным с момента захвата заложника, а также в случае, если лицо удерживает (т.е. препятствует освобождению) уже захваченного другими лицами заложника независимо от продолжительности удержания.

Захват заложника может осуществляться как открыто, так и тайно, с применением физического насилия либо без такового (например, завлечение заложника с помощью обмана на место его удержания).

3. Захват заложника, как правило, связан с угрозой причинения вреда его жизни или здоровью в случае невыполнения предъявленных государству, организации или гражданину требований.

Для квалификации преступления не имеет значения характер требования, законным или незаконным оно является.

4. Не требуют самостоятельной квалификации угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью при захвате заложника или его удержании, высказываемые как представителю власти или общественности, так и захваченному лицу.

Умышленное убийство заложника либо умышленное причинение вреда его здоровью квалифицируются самостоятельно по совокупности с комментируемой статьей.

5. Сходным по диспозиции с п. "з" ч. 2 комментируемой статьи является п. "з" ч. 2 ст. 126 УК (похищение человека из корыстных побуждений), когда требования корыстного характера предъявляются не к потерпевшему, а к третьим лицам. Для квалификации действий, связанных с удовлетворением материальных требований, по комментируемой статье требуется, чтобы они предъявлялись открыто, с расчетом на то, что они станут известны общественности и властям, в то время как при похищении человека преступник выдвигает свои требования тайно, не желая, чтобы они получили огласку и стали известны властям.

О других квалифицирующих признаках, предусмотренных в ч. 2 и 3 комментируемой статьи, см. коммент. к ст. 126 УК.

6. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, совершается с прямым умыслом. Если действия, начатые как похищение человека (ст. 126 УК), перерастают в захват заложника (например, предъявление определенных требований работникам правоохранительных органов при блокировании ими преступника вместе с похищенным человеком с угрозой расправиться с похищенным в случае их невыполнения), то они квалифицируются по совокупности преступлений.

7. Субъектом преступления является лицо, достигшее 14-летнего возраста.

8. Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности только за действия, предусмотренные комментируемой статьей. Если же при захвате заложника совершены действия, предусмотренные другими статьями УК (причинение вреда здоровью, умышленное уничтожение чужого имущества, преступное нарушение правил, регулирующих изготовление, приобретение и использование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем и т.д.), то освобождение заложника не освобождает от уголовной ответственности за эти действия.

Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

1. Опасность этого преступления - в дезорганизации деятельности органов власти и охраны правопорядка, отвлечении сил и средств на проверку ложных сообщений, причинении материального ущерба, вызванного нарушением нормального ритма работы организаций, учреждений и транспортных средств.

Состав преступления образуют только заведомо ложные сообщения о готовящемся акте терроризма. Поэтому не влекут ответственности по комментируемой статье заведомо ложные сообщения о якобы совершенных актах терроризма или о намерении определенных лиц совершить такой акт (в последнем случае наступает ответственность за заведомо ложный донос - ст. 306 УК).

2. Поскольку способы совершения преступления при терроризме и диверсии в основном совпадают, а комментируемая статья указывает на наступление ответственности за ложную информацию о готовящихся взрывах, поджогах или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, не связывая их с информацией о целях готовящихся актов, ответственность по комментируемой статье наступает и за заведомо ложное сообщение о готовящемся диверсионном акте.

3. Не влияют на квалификацию преступления формы и способы сообщения заведомо ложных сведений, достаточно, чтобы лицо было уверено, что его сообщение достигнет цели.

Преступление считается оконченным с момента сообщения адресату.

4. Заявление о готовящемся террористическом акте, сделанное публично с целью опорочить гражданина без расчета на реагирование органов власти и управления по его предотвращению, влечет ответственность за клевету (ст. 129 УК).

Если же сообщающий о готовящемся акте допускает действия органов власти и управления по его предупреждению и одновременно ложно обвиняет конкретных лиц, его действия подлежат квалификации по совокупности комментируемой статьи со ст. 129 УК (клевета) или ст. 306 УК (заведомо ложный донос), или ст. 282 УК (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды), в зависимости от обстоятельств дела.

5. Заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма, сделанное с целью отвлечь внимание от действительно готовящегося акта терроризма, лицом, участвующим в его подготовке, не требует дополнительной квалификации по комментируемой статье. Эти действия охватываются диспозицией ст. 205 УК (терроризм) как часть подготовки или совершения акта терроризма.

6. Преступление совершается с прямым умыслом. Лицо, передающее заведомо ложное сообщение, рассчитывает на соответствующее реагирование властей или нарушение общественного спокойствия.

7. Заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма, сопровождающееся выдвижением условий органам власти либо переданное в целях нарушения общественной безопасности или устрашения населения, образует состав преступления, предусмотренного ст. 205 УК.

8. Субъект преступления - лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем

1. Незаконное вооруженное формирование (НВФ) - это ycтойчивое объединение лиц, обладающих оружием. Для них характерна внутренняя организация, наличие командования. НВФ могут быть разной степени организованности, численности и оснащенности, для квалификации действий это значения не имеет.

Комментируемая статья предусматривает ответственность за создание, руководство вооруженным формированием, а также за участие в нем.

Общий признак, характерный для данной нормы, - создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом.

2. НВФ могут быть оснащены как военным вооружением и техникой, так и другими видами оружия (Закон об оружии).

3. Создание НВФ означает организационную деятельность, способствующую их образованию и функционированию. Она может выражаться в идейном обосновании необходимости создания НВФ, планировании работы по их формированию, приобретению оружия и боеприпасов для НВФ, вовлечении людей в их состав и т.д.

Для квалификации действий не имеет значения, является ли лицо, занимающееся созданием НВФ, его членом.

Руководство НВФ выражается в осуществлении управленческих функций как в отношении всего формирования, так и его части.

Участие в НВФ может выражаться в двух формах:

а) непосредственное вхождение в его состав;

б) работа по обеспечению его деятельности.

4. НВФ могут создаваться для достижения различных целей: политических, религиозных, сепаратистских, коммерческих и т.д. Создание устойчивой вооруженной группы с целью нападения на граждан или на организации квалифицируется по ст. 209 УК (бандитизм).

5. Преступление считается оконченным с момента организационного оформления формирования и вооружения хотя бы части ее членов. Предшествующая организаторская деятельность либо объединение лиц, желающих создать НВФ, но без их вооружения, образует покушение на создание и руководство таким формированием. Приготовление к созданию НВФ (например, высказывание намерения образовать его, сговор на его создание) состава преступления в силу ч. 2 ст. 30 УК не образует.

6. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, совершается с прямым умыслом. Лицо осознает, что создает вооруженное формирование, либо руководит им, либо участвует в его деятельности, несмотря на то, что оно не предусмотрено федеральным законом.

7. Действия в связи с участием в НВФ, содержащие другие составы преступления (убийства, уничтожение имущества, захват заложников и т.д.), квалифицируются для участников НВФ, их совершивших, по совокупности с комментируемой статьей. Лица, создавшие НВФ и руководившие ими, несут ответственность за преступления, совершенные его участниками, если они охватывались их умыслом.

8. Субъектом преступления являются лица, достигшие 16-летнего возраста.

9. Согласно примечанию к комментируемой статье от уголовной ответственности по этой статье освобождается лицо, добровольно прекратившее участие в НВФ и сдавшее оружие.

Добровольное прекращение участия в НВФ следует отличать от вынужденного прекращения такого участия в силу обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью участника НВФ (например, при блокировании силами охраны правопорядка), которое не влечет освобождения от уголовной ответственности.

Если участник НВФ не был вооружен, для освобождения его от уголовной ответственности достаточно факта добровольного прекращения участия в НВФ.

Упомянутые в примечании лица освобождаются от уголовной ответственности только за действия, предусмотренные комментируемой статьей.

Совершение иных преступлений в связи с участием в НВФ влечет уголовную ответственность по соответствующим cтатьям УК.

Статья 209. Бандитизм

1. Для признания группы лиц, объединившихся в целях нападения на граждан или организации, бандой необходимы два признака:

а) устойчивость;

б) вооруженность.

Об устойчивости банды могут свидетельствовать такие признаки, как стабильность ее состава и организационных структур, сплоченность ее членов, постоянство форм и методов преступной деятельности (постановление Пленума ВС РФ от 17.01.97 N 1).

2. Вооруженность банды означает наличие оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленность об этом других членов банды, осознающих возможность его применения.

Оружие - боевое и охотничье огнестрельное и холодное оружие промышленного или кустарного изготовления, а также различные взрывные устройства и газовое оружие.

3. Создание банды - любая работа по ее организации, в том числе сговор, подыскание соучастников, приобретение оружия, разработка планов и распределение ролей среди ее участников и т.п.

4. Преступление считается оконченным с момента создания банды независимо от того, были ли совершены запланированные ею преступления. Если активные действия по созданию устойчивой вооруженной группы не были доведены до конца в силу их пресечения органами власти либо по другим, не зависящим от воли организаторов причинам, они должны квалифицироваться как покушение на организацию банды.

5. Под руководством бандой имеется в виду выполнение одним или несколькими лицами командных функций внутри банды по соглашению между ее членами.

6. Участие в банде предполагает вхождение в ее состав независимо от участия в совершаемых ею нападениях. Субъектом участия в таких нападениях могут быть как члены банды, так и присоединившиеся к ним лица, сознающие, что они участвуют в нападении, совершаемом вооруженной бандой.

7. Нападение, согласно комментируемой статье, сопровождается реальной опасностью немедленного применения насилия. Применение находящегося у членов банды оружия или угроза его применения не обязательны, для квалификации по комментируемой статье достаточно, чтобы при нападении оружие находилось у одного или нескольких членов банды с целью его применения и его участники были осведомлены об этом.

8. Участие в банде может также выражаться в укрывательстве ее членов, оружия, имущества, добытого преступным путем, создании условий, облегчающих нападение, устранении обстоятельств, препятствующих нападению, и иных активных действиях, обеспечивающих ее деятельность.

9. Если лицо, не являясь членом банды, содействовало ее преступной деятельности, сознавая характер этой преступной организации, то такое содействие квалифицируется как пособничество бандитизму (ст. 33 и комментируемая статья). Если лицо содействовало нападению банды, не сознавая, что помогает устойчивой вооруженной группе, то его действия квалифицируются как соучастие в преступлениях, которые охватывались его умыслом.

10. Конкретные цели осуществляемых вооруженной бандой нападений не определены законом и могут быть различны: убийство, завладение чужим имуществом, изнасилование, вымогательство, уничтожение чужого имущества и т.д.

Совершенные в процессе организации и функционирования банды, в том числе при нападениях, любые преступления квалифицируются самостоятельно по совокупности с комментируемой статьей.

11. Преступление совершается с прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что оно участвует в деятельности устойчивой вооруженной группы, создает ее либо руководит ею.

12. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица от 14 до 16 лет несут ответственность только за те преступления, в совершении которых они участвовали в составе банды и которые предусмотрены ч. 2 ст. 20 УК.

Статья 210. Организация преступного сообщества (преступной организации)

1. Понятие тяжкого и особо тяжкого преступления дается в ст. 15 УК, понятие организованной группы и преступного сообщества - в ст. 35 УК (см. коммент. к этим статьям).

2. Особенность комментируемой статьи состоит в установлении уголовной ответственности за сам факт организаторской деятельности по созданию преступного сообщества (преступной организации) либо участия в нем независимо от совершенных им преступлений.

Создание преступного сообщества предполагает деятельность по его организации. При этом лицо осознает, что преступное сообщество создается для совершения тяжких и особо тяжких преступлений. Преступление считается оконченным с момента создания преступного сообщества, что может выразиться, в частности, в получении согласия членов сообщества на совместную преступную деятельность, разработку планов совершения преступлений, в заключении соглашения о разделе зон деятельности и т.д. В равной мере это относится и к созданию объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.

3. Руководство преступным сообществом или входящими в него структурными подразделениями означает выполнение управленческих и командных функций в отношении членов сообщества или структурного подразделения как при совершении преступлений, так и при обеспечении функционирования преступного сообщества.

4. Участие в преступных формированиях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, может выражаться в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а также в деятельности по обеспечению функционирования таких формирований.

5. Преступление совершается с прямым умыслом, который включает и осознание того, что целью деятельности преступного формирования является совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

6. Освобождение лица, совершившего преступление, предусмотренное комментируемой статьей, от уголовной ответственности наступает при наличии двух условий: добровольное прекращение участия в деятельности преступной организации и активное способствование ее раскрытию и пресечению ее деятельности. Активное способствование может выражаться в направлении компетентным органам информации о существовании преступного сообщества, его структуре, руководителях и членах, совершенных ими преступлениях и т.п. Такая деятельность может иметь место как после прекращения участия в деятельности преступной организации, так и в период формального пребывания в ее составе, когда лицо использует полученную им информацию для прекращения деятельности этой организации.

7. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет.

8. Другие преступления, совершенные перечисленными в данной статье лицами, квалифицируются самостоятельно в совокупности с комментируемой статьей.

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. В комментируемой статье не указывается цель угона либо захвата перечисленных в ней транспортных средств, она может быть любая: совершение акта терроризма, пересечение границы, хищение этих средств или имеющихся на них грузов и т.д.

2. К воздушным судам относятся самолеты, вертолеты и другие приводимые автономными двигателями в движение летательные аппараты, а также различные воздухоплавательные аппараты - воздушные шары, планеры и т.д., предназначенные для перемещения людей и грузов.

Суда водного транспорта - это плавательные средства, приводимые в движение автономными двигателями или силой ветра. К ним не относятся гребные лодки и другие плавательные cpедства, приводимые в движение мускульной силой человека.

Под железнодорожным подвижным составом имеются в виду локомотивы, вагоны и дрезины.

3. Как угон, так и захват транспортного средства с целью угона предполагают установление контроля над этим средством, с этого момента преступление считается оконченным.

Если контроль над транспортным средством независимо от воли угонщика не установлен, его действия квалифицируют как покушение.

Контроль может состоять как в личном управлении транспортным средством, так и в понуждении его экипажа под угрозой насилия выполнять действия по угону.

4. Угон, совершаемый с целью совершения другого преступления (хищение транспортного средства, похищение человека и т.д.), квалифицируется по совокупности комментируемой статьи и соответствующих статей УК.

5. Угон объективно связан с нарушением правил безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК), с наличием на борту людей, незаконно лишенных свободы (ст. 127 УК), поэтому подобные преступления самостоятельной квалификации не требуют.

6. Применительно к ч. 2 комментируемой статьи следует иметь в виду, что насилие, опасное для жизни и здоровья, или угроза применения такого насилия выступают как квалифицирующий признак, если оно применяется для угона или захвата воздушного судна, включая насилие для удержания контроля над экипажем. Применение насилия с иной целью (например, убийство пассажиров по политическим мотивам после установления контроля над судном) не образует квалифицирующего признака ч. 2 комментируемой статьи и должно квалифицироваться самостоятельно.

Требование преступника предоставить предусмотренное комментируемой статьей транспортное средство под угрозой применения к захваченным заложникам насилия, опасного для жизни и здоровья, должно квалифицироваться по совокупности ч. 2 комментируемой статьи и ст. 206 УК.

О применении оружия или предметов, используемых в качестве оружия, см. коммент. к cт. 162.

7. Преступление совершается с прямым умыслом.

8. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 212. Массовые беспорядки

1. Массовые беспорядки - это совершаемое большой группой людей (толпой) посягательство на общественную безопасность, сопровождающееся насилием над людьми, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Во время массовых беспорядков нарушается общественный порядок на значительной территории, парализуется деятельность органов власти и управления.

2. Организация массовых беспорядков может выражаться в различных формах: планирование и подготовка этих действий, создание групп людей для провоцирования и разжигания массовых беспорядков, подстрекательство к их совершению, руководство действиями участников массовых беспорядков с целью вовлечения их в погромы, поджоги, вооруженное сопротивление представителям власти и т.д.

Руководство массовыми беспорядками не обязательно связано с непосредственным участием в их совершении.

3. Под участием в массовых беспорядках имеется в виду непосредственное выполнение деяний, предусмотренных в диспозиции ч. 1 комментируемой статьи, либо содействие их выполнению.

Иные преступления, совершенные участником массовых беспорядков, квалифицируются самостоятельно по совокупности с комментируемой статьей (например, умышленные убийства, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование и т.д.).

4. Под призывами к активному неповиновению законным требованиям представителей власти следует понимать распространение таких призывов в письменной (листовки, плакаты, надписи на стенах и т.д.) или устной форме (выступление перед толпой по радио и т.д.). Для квалификации таких призывов требуется, чтобы призывы были направлены не на гражданское неповиновение, а на активные действия против представителей власти, чтобы требования представителей власти были законными.

Призывы к массовым беспорядкам направлены на вовлечение толпы в действия, предусмотренные диспозицией ч. 1 комментируемой статьи.

Если призывы к насилию над гражданами сопряжены с подстрекательством толпы на их убийство, причинение их здоровью тяжкого или средней тяжести вреда, на изнасилование, то такое подстрекательство квалифицируется самостоятельно по совокупности со ст. 312 УК.

5. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

6. Преступления, предусмотренные комментируемой статьей, совершаются с прямым умыслом.

Статья 213. Хулиганство

1. Уголовная ответственность за хулиганские действия предусмотрена только в тех случаях, когда применяется оружие или предметы, используемые в качестве оружия. Посягательства на личность во время хулиганских действий, если побои или вред здоровью причинены без применения оружия или предметов, используемых в качестве оружия, квалифицируются как преступления против личности, где хулиганские побуждения выступают в качестве квалифицирующего признака.

2. Обязательным признаком хулиганства является грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу.

Общественный порядок - это сложившийся в обществе комплекс отношений между людьми, обеспечивающий общественное спокойствие, неприкосновенность личности и целостность собственности, нормальное функционирование государственных и общественных институтов. С точки зрения комментируемой статьи не важно, установлены ли нормы соблюдения общественного порядка государством либо требованиями морали.

Явное неуважение к обществу означает умышленное нарушение установленных в нем правил поведения, которое носит демонстративный характер. Оно может проявляться, например, в бесчинстве, унизительном обращении с гражданами, длительном характере посягательств, упорном, несмотря на замечания, совершении общественно опасных действий.

3. Нельзя насилие как квалифицирующий признак хулиганства сводить только к нанесению побоев или телесных повреждений. Насилие может проявляться и в других формах (например, в сталкивании в нечистоты), но в любом случае оно состоит в оказании физического воздействия на потерпевшего.

4. Хулиганство совершается с прямым умыслом. Поэтому не может квалифицироваться по комментируемой статье насилие с применением оружия, совершенное на почве неприязненных личных взаимоотношений в кругу близких людей, в безлюдных местах и т.д. В то же время, если такие действия совершаются в общественных местах и сознанием виновного охватывается, что они грубо нарушают порядок в общественных местах, ведут к срыву общественных мероприятий, нарушению нормальной работы предприятия, учреждения, общественного транспорта и т.д., то их следует квалифицировать как уголовно наказуемое хулиганство.

Также должны квалифицироваться как хулиганство действия, предлогом для которых послужил малозначительный повод, несоразмерный причиненному насилию (например, случайный толчок, отказ уступить место в общественном транспорте).

5. Для признания хулиганства совершенным группой лиц по предварительному сговору требуется наличие договоренности между ними до начала хулиганства. На применение оружия сговора не требуется, но если член группы увидел, что при хулиганстве применяется оружие, и не прекращает хулиганские действия, он подлежит ответственности по ч. 2 комментируемой статьи.

6. К представителям власти относятся работники милиции, народные дружинники и военнослужащие, привлеченные к охране общественного порядка, а также иные лица, на которых возложены функции представителей власти.

Ответственность по ч. 2 комментируемой статьи за сопротивление представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, наступает при физическом противодействии таким лицам в процессе пресечения ими хулиганских действий.

Пресечение может выражаться как в прямом применении силы к хулигану, так и в иных действиях (например, попытка вызвать наряд милиции, защитить потерпевшего). Просьбы и увещевания со стороны посторонних лиц не могут рассматриваться как пресечение хулиганских действий.

7. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Ответственность по этой статье наступает не только при применении огнестрельного, холодного, пневматического или газового оружия, но и при использовании предметов хозяйственного и бытового назначения, которыми хулиган вооружился в процессе совершения преступления и которые были использованы им в качестве оружия, т.е. для поражения живой силы.

Под применением оружия и иных предметов понимается не только нанесение телесных повреждений потерпевшему, но и попытка нанесения таких повреждений.

Вместе с тем не может квалифицироваться по этой статье демонстрация оружия, а также словесные угрозы применить оружие без попытки реального его применения, а равно использование при хулиганстве негодного или незаряженного огнестрельного оружия.

8. Не могут квалифицироваться по ч. 2 комментируемой статьи действия, связанные с сопротивлением представителям власти или иным лицам при задержании после окончания хулиганских действий. Такое сопротивление квалифицируется самостоятельно в зависимости от его характера и тяжести наступивших последствий.

9. Ответственность за преступления, предусмотренные по ч. 1 комментируемой статьи, наступает с 16 лет, а по ч. 2 этой статьи - с 14 лет.

Статья 214. Вандализм

1. Комментируемая статья предусматривает ответственность за два вида посягательств:

а) осквернение зданий или иных сооружений;

б) порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.

2. Осквернение выражается различными действиями, приводящими к обезображиванию пользующихся общественным вниманием зданий и сооружений.

К таким действиям могут относиться: нанесение непристойных изображений и надписей, наклеивание плакатов, репродукций, фотографий аморального содержания, пачкание красками, нефтепродуктами, нечистотами, обезображивание и повреждение памятников истории и культуры, общественно значимых зданий и сооружений.

Осквернение может также заключаться в глумлении над общепринятыми духовными и историческими ценностями (размещение фашистской символики или нацистских лозунгов в местах, связанных с борьбой против фашизма; нанесение изображений и надписей, оскорбляющих чувства верующих, на культовых зданиях и сооружениях и т.д.).

Не образуют состава преступления действия по нанесению надписей, рисунков и других изображений, не оскорбляющих общественной нравственности (коммерческая реклама, информационные сообщения, политическая или религиозная пропаганда, рисунки и надписи, не имеющие аморального содержания, и т.д.).

Также не образует состава преступления нанесение надписей и изображений, хотя и нарушающее нормы морали, но не рассчитанное на значительную общественную реакцию (написание легкоустранимых отдельных нецензурных слов, размещение безнравственных изображений в малодоступных или безлюдных местах). В этих случаях в зависимости от характера содеянного может наступать материальная или административная ответственность.

3. По целям и характеру с вандализмом сходно надругательство над местами захоронения умерших. Поэтому осквернение надмогильных сооружений квалифицируется по ст. 244 УК.

4. Сооружениями называют построенные людьми недвижимые объекты, находящиеся в коллективном или индивидуальном пользовании, - стадионы, мосты, ограды, путепроводы и др. Осквернение движимого имущества, без его порчи, а также природных объектов состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, не образует.

5. Порча имущества заключается в приведении его в полную или частичную непригодность. По комментируемой статье наступает ответственность за порчу имущества, предназначенного для общественного использования независимо от формы собственности.

Способы порчи могут быть различными: нанесение механических повреждений, покрытие красящими или клеющими веществами, заливание нечистотами и др.

6. Вандализм, сопряженный с умышленным уничтожением либо повреждением имущества в крупном размере или со значительным ущербом, квалифицируется по совокупности комментируемой статьи и ст. 167 УК.

7. Субъект преступления - лицо, достигшее 14-летнего возраста.

8. Вандализм совершается с прямым умыслом. Его мотивы, как правило, сходны с хулиганскими: неуважение к обществу, озорство, пренебрежение общественными интересами.

Вандализм может также сочетаться с корыстными мотивами, когда ради незаконного приобретения незначительного имущества причиняется существенный ущерб общественным интересам (например, отрезается часть театрального занавеса, срезается кожезаменитель с сидений в общественном транспорте, похищаются детали из электроприборов, электронных устройств, из-за чего они выходят из строя). Такие действия могут квалифицироваться по совокупности с преступлениями против собственности.

Статья 215. Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики

1. Правила безопасности на объектах атомной энергетики определяются Федеральными законами: от 21.11.95 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 11.11.03)*(200); от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"*(201); от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"*(202), а также специальными нормативными актами, устанавливающими правила строительства и эксплуатации объектов атомной энергетики.

2. Круг объектов ядерной энергетики, определенный Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", следующий: ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных отходов.

Ядерные установки представляют собой сооружения и комплексы с ядерными реакторами, как стационарные, так и перемещающиеся; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях, а также содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортировки ядерного топлива и ядерных материалов.

Радиационными устройствами называют комплексы, не относящиеся к ядерным установкам, а также аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

Под пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных отходов имеются в виду не относящиеся к ядерным установкам и радиационным устройствам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и захоронения радиоактивных отходов.

3. Не могут квалифицироваться по комментируемой статье такие нарушения правил безопасности на этих объектах, которые создали угрозу для жизни и здоровья людей по причинам, не связанным с ядерным поражением (механические повреждения, поражение электротоком, отравление промышленными ядовитыми веществами).

4. Не связанные с соблюдением правил безопасности на объектах атомной энергетики незаконные приобретение, хранение, использование, передача или разрушение радиоактивных материалов квалифицируются по ст. 220 УК (см. коммент. к этой статье).

Не образуют состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, такие нарушения правил строительства и эксплуатации объектов ядерной энергетики, которые не угрожают наступлением последствий, предусмотренных в диспозиции этой статьи.

5. Часть 1 комментируемой статьи охватывает случаи причинения по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью одному или нескольким лицам. Дополнительной квалификации этих действий по ст. 118 УК не требуется.

6. Части 2 и 3 комментируемой статьи предусматривают ответственность за реальное наступление вредных последствий.

Субъект преступления - должностное лицо либо лицо из обслуживающего персонала, в служебные обязанности которых входит соблюдение правил безопасности, предусмотренных комментируемой статьей.

Преступление совершается умышленно по отношению к соблюдению правил безопасности; по отношению к наступившим либо возможным последствиям их нарушения вина выступает в форме неосторожности.

Статья 215.1. Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения

1. Ответственность за незаконное прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения может наступать в тех случаях, когда такие действия не были разрешены нормативным актом либо договором между снабжающей организацией и абонентом.

Вопросы, связанные с прекращением или ограничением подачи энергии, урегулированы в ст. 546 ГК. Отключение источников энергоснабжения с нарушением установленного в ней порядка в случае наступления последствий, предусмотренных ст. 215 УК, образует состав преступления, определенного этой статьей.

2. Другие источники жизнеобеспечения - газ, теплоснабжение, водоснабжение и т.д. Важно только, чтобы на снабжающую организацию обязанность по их поставке была возложена в установленном порядке, в частности на основании договора, нормативного или специального акта органов государственной власти или местного самоуправления, принятого в пределах их компетенции.

3. Под иными тяжкими последствиями следует понимать причинение многим людям тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, прекращение деятельности объектов здравоохранения и образования, нарушение нормального функционирования оборонных объектов и т.д.

4. Президентом РФ, Правительством РФ определены объекты, электроснабжение которых осуществляется независимо от погашения ими задолженности за потребленную электроэнергию.

5. Субъект преступления - должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, осуществляющей поставку энергии либо иных средств жизнеобеспечения.

6. Преступление совершается с прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что с нарушением установленного законом порядка принимает решение о прекращении или ограничении подачи электрической энергии либо отключает потребителя от других источников жизнеобеспечения. По отношению к последствиям таких действий умысел выступает как форма неосторожности.

Статья 215.2. Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения

1. К объектам энергетики по смыслу комментируемой статьи относятся электростанции и иные сооружения и устройства, обеспечивающие электроснабжение, а также системы газоснабжения, снабжения жидким топливом.

К объектам жилищного и коммунального хозяйства относятся системы тепло- и водоснабжения, канализации и т.д. К другим объектам жизнеобеспечения можно отнести, например, системы транспорта и связи.

2. Состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, похож по объективной стороне на терроризм (ст. 205 УК) и на диверсию (ст. 281 УК) и отличается от них прежде всего направленностью умысла.

Указанное преступление совершается с прямым умыслом, при этом лицо не посягает на общественную безопасность и не преследует цели подрыва экономической безопасности и обороноспособности государства.

3. Корыстные побуждения могут быть различными. Например, стремление причинить ущерб конкуренту, уклониться от уплаты платежей, получить страховое вознаграждение и т.д.

Совершение указанных действий с целью хищения цветных металлов и иных материалов, приборов и иного оборудования должны квалифицироваться по совокупности комментируемой статьи и статей, предусматривающих ответственность за хищение чужого имущества.

Если лицо совершает предусмотренные комментируемой статьей действия за вознаграждение, получаемое от организации или физического лица, преследующего террористические или диверсионные цели, его действия должны квалифицироваться соответственно по ст. 205 или 281 УК.

Хулиганские побуждения могут проявляться в озорстве, стремлении нарушить общественный порядок, они характеризуются явным неуважением к обществу.

4. Один из квалифицирующих признаков - совершение преступления с использованием своего служебного положения. При этом субъект преступления должен иметь по службе доступ к указанным в статье объектам, он может быть как должностным лицом, так и другим работником.

5. Уголовная ответственность за данное преступление наступает с 16-летнего возраста.

Статья 216. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ

1. Горными работами называют работы, связанные с выемкой горных пород на объектах открытого типа (разрезы, карьеры и т.д.) либо на подземных объектах (шахты, тоннели и т.д.). Они включают проходку и поддержание в надлежащем состоянии горных выработок.

Правила ведения таких работ устанавливаются нормативными актами Госгортехнадзора России и другими нормативными материалами.

2. Строительные работы - это работы по сооружению, реконструкции, ремонту, сносу зданий и других сооружений.

Правила их ведения регулируются Строительными нормами и правилами, государственными стандартами и другими нормативными материалами.

3. Комментируемая статья охватывает также те случаи, когда нарушение правил безопасности при ведении горных и строительных работ выражается в несоблюдении общих норм охраны труда или правил пожарной безопасности. Такие действия квалифицируются по комментируемой статье и дополнительной квалификации по ст. 143 и 219 УК не требуют.

Комментируемая статья охватывает наступление вредных последствий как в процессе проведения работ, так и в процессе эксплуатации горных объектов, зданий и сооружений в будущем, а также после прекращения их эксплуатации, если смерть человека, причинение вреда здоровью или иные тяжкие последствия наступили в результате нарушения правил безопасности при ведении горных или строительных работ.

4. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при ведении указанных работ, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью либо причинило ущерб на сумму свыше 500 тыс. руб. По ч. 2 комментируемой статьи квалифицируется деяние, повлекшее гибель одного человека, по ч. 3 - двух и более лиц.

5. Вина по отношению к наступившим последствиям выступает в форме неосторожности.

6. Субъектом преступления могут быть как должностное лицо, так и любой другой работник, на которого возложена обязанность по соблюдению правил безопасности при производстве горных или строительных работ.

Статья 217. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах

1. Особенностью комментируемой статьи является установление ответственности не только за наступление, но и за возможность наступления последствий в результате нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах, что объясняется высокой степенью вероятности наступления вредных последствий в результате нарушений правил безопасности на таких объектах.

2. Под взрывоопасными объектами имеются в виду цеха и установки по производству взрывчатых и взрывоопасных веществ, боеприпасов, места их хранения, а также производства, на которых используются взрывоопасные вещества.

К взрывоопасным объектам также относятся предприятия, цеха и установки, на которых в процессе производства создается взрывоопасная среда.

Взрывоопасными могут быть как отдельные вещества, так и их смеси, а также выделяющиеся в процессе производства взрывоопасные фракции, не являющиеся взрывоопасными веществами (например, пары жидкого топлива).

3. Нарушения правил обращения со взрывоопасными веществами за пределами взрывоопасных объектов и цехов не могут квалифицироваться по комментируемой статье.

При наступлении общественно опасных последствий действия виновных в этом случае квалифицируются по иным статьям.

5. Субъектом преступления является как должностное лицо, так и любой другой работник, производственная деятельность которого связана со взрывоопасным объектом.

6. Субъективная сторона преступления по отношению к наступившим последствиям выступает в форме неосторожности. Нарушение правил безопасности может совершаться с прямым либо косвенным умыслом.

Статья 218. Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий

1. Взрывчатыми веществами называют вещества и их смеси, способные взрываться в результате внешнего воздействия (нагревания, удара, взрыва детонатора и др.).

Под пиротехническими изделиями следует понимать осветительные, зажигательные, взрывные, дымовые устройства, предназначенные для иллюминаций, освещения, подачи сигналов и т.д. По смыслу статьи к таким изделиям также относятся боевые устройства, содержащие взрывчатые вещества (гранаты, патроны, бомбы, мины и другие виды боеприпасов и взрывных устройств). В случае совершения действий, предусмотренных комментируемой статьей, военнослужащим или военнообязанным, проходящим военные сборы, они квалифицируются по ст. 349 УК.

2. Под легковоспламеняющимися веществами имеются в виду вещества и их смеси, способные к самовоспламенению при обычной температуре или при механическом воздействии на них, а также вещества и смеси, представляющие повышенную опасность из-за способности к быстрому воспламенению в случае контакта с огнем (бензин, сжиженные горючие газы и др.).

3. Объективная сторона преступления содержит два элемента: нарушение указанных в диспозиции статьи правил; наступление в результате такого нарушения тяжких последствий.

Правила могут содержаться в различных нормативных документах: инструкциях, приказах, положениях и т.д.

4. Субъект преступления - любое лицо, достигшее 16 лет, за исключением военнослужащих и военнообязанных, проходящих военные сборы, несущих ответственность за преступления против военной службы.

5. Субъективная сторона преступления по отношению к наступившим последствиям выражается в форме неосторожности.

Статья 219. Нарушение правил пожарной безопасности

1. Правила пожарной безопасности устанавливаются Федеральным законом от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. от 10.01.03)*(203), а также нормативными актами и инструкциями, обеспечивающими защиту людей и материальных ценностей от пожаров.

2. Места нарушения правил пожарной безопасности могут быть различными: производственные объекты, склады, транспортные средства, объекты культуры, отдыха, жилища, природные объекты (леса, поля, торфяники) и др.

3. Объективная сторона преступления характеризуется тремя элементами: а) нарушение правил пожарной безопасности в форме бездействия или ненадлежащего их выполнения; б) пожар как следствие допущенного нарушения; в) наступление предусмотренных комментируемой статьей последствий возникшего пожара, которые могут возникнуть как непосредственно под воздействием поражающих факторов горения, так и вследствие тушения огня, спасания людей и имущества.

Не образуют состава преступления последствия, не находящиеся в прямой причинной связи с пожаром, например смерть от сердечного приступа случайного свидетеля.

4. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет, обязанное на основе нормативных или специальных актов соблюдать правила пожарной безопасности. Субъектом преступления могут выступать и владельцы имущества, в отношении которого они были обязаны соблюдать правила пожарной безопасности.

5. По смыслу комментируемой статьи в случае причинения материального ущерба виновнику пожара его действия состава преступления не образуют.

6. Субъективная сторона преступления выступает в форме неосторожности по отношению к наступившим последствиям.

Статья 220. Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами

1. Особенность комментируемой статьи - наступление уголовной ответственности независимо от возможности возникновения реального вреда в результате незаконного обращения с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ч. 1 комментируемой статьи). Это связано с повышенной опасностью неконтролируемого ионизирующего излучения в результате нарушения правил работы с такими материалами для нынешнего и будущих поколений.

Правила обращения с радиоактивными материалами установлены Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", другими законами и нормативными актами.

2. К указанным в статье материалам и веществам относятся: материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества; радиоактивные вещества, испускающие ионизирующее излучение, не относящиеся к ядерным материалам; радиоактивные отходы, т.е. вещества и материалы, испускающие ионизирующие излучения, использование которых не предусмотрено.

3. Не образует состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, нарушение правил обращения с материалами, испускающими ионизирующие излучения со значениями меньше установленных норм, в связи с чем для работы с ними не требуется специального разрешения компетентных государственных органов.

Обращение с радиоактивными материалами в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" включает получение, образование, использование, физическую защиту, сбор, регистрацию, учет, транспортирование и хранение этих материалов.

4. Комментируемая статья устанавливает ответственность только за незаконное приобретение, хранение, использование, передачу или разрушение ядерных материалов и радиоактивных веществ, т.е. за те действия, которые создают реальную опасность поражения людей и заражения окружающей среды.

Приобретение включает получение, образование, а также покупку, мену, сбор, получение в дар ядерных материалов и радиоактивных веществ. Приобретение их путем хищения или вымогательства квалифицируется по ст. 221 УК.

Хранение применительно к комментируемой статье подразумевает: а) размещение незаконно приобретенных ядерных материалов и радиоактивных веществ в определенных местах; б) хранение их на законных основаниях, но с нарушением установленных правил радиационной безопасности. Для наступления ответственности за незаконное хранение указанных материалов и веществ лицо либо должно фактически владеть ими, либо осуществлять контроль за ними в силу служебных или должностных полномочий.

Использование ядерных материалов и радиоактивных веществ заключается в их применении как по назначению, так и в иных, включая преступные, целях.

Под передачей имеется в виду продажа, дарение, обмен, передача во временное пользование, залог и т.д. названных в статье материалов и веществ без соответствующего разрешения либо с нарушением правил радиационной безопасности при их передаче лицом, осуществляющим над ними контроль как на законном, так и на незаконном основании.

Под разрушением следует понимать повреждение приборов, установок, хранилищ и других объектов и предметов, содержащих ядерные материалы или радиоактивные вещества. Для квалификации таких действий по комментируемой статье необходимо, чтобы в результате разрушения возникла или могла возникнуть реальная опасность повреждения здоровья людей или радиоактивного загрязнения окружающей среды, превышающего установленные нормативы.

5. Иными тяжкими последствиями признается причинение нескольким людям тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, значительное устойчивое радиоактивное загрязнение окружающей среды, вывод из строя народнохозяйственных объектов и др.

6. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Незаконное обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами совершается с прямым умыслом. По отношению к наступившим последствиям форма вины неосторожная.

Статья 221. Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ

1. Понятие хищения дается в коммент. к cт. 158-162, а понятие вымогательства освещается в коммент. к ст. 163. Особенность комментируемой статьи состоит в наличии специального предмета хищения или вымогательства - ядерные материалы или радиоактивные вещества.

2. О понятии указанных материалов и веществ см. коммент. к ст. 220.

3. Поскольку состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, - специальный по отношению к составам преступлений, предусмотренных ст. 158 (кража), 159 (мошенничество), 160 (присвоение или растрата), 161 (грабеж), 162 (разбой), 163 (вымогательство), дополнительной квалификации преступления по этим статьям, как правило, не требуется.

Однако в тех случаях, когда санкции специальной статьи (ст. 221) ниже санкций этих статьей (ч. 2 и 3 ст. 162; ч. 3 ст. 163 УК), разбойное нападение с целью хищения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо их вымогательство квалифицируются по совокупности с комментируемой статьей.

4. О понятиях группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. коммент. к ст. 35.

5. О понятиях применения насилия, предусмотренного ч. 2 и 3 комментируемой статьи, см. коммент. к cт. 161, 162.

6. Квалифицирующий признак "использование своего служебного положения" (п. "в" ч. 2 комментируемой статьи) относится: а) к должностным лицам и другим работникам организаций (где размещены ядерные материалы и радиоактивные вещества), имеющим в силу служебных обязанностей доступ к ним либо право контроля над ними; б) к представителям властных, правоохранительных или контролирующих структур, которые могут совершить хищение или вымогательство этих материалов и веществ с использованием своего служебного положения.

7. Если хищение или вымогательство указанных материалов и веществ связано с их незаконными хранением, использованием, передачей или разрушением, содеянное квалифицируется по совокупности со ст. 220 УК.

8. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет.

9. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что оно совершает хищение или вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ.

Статья 222. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

1. В отличие от ст. 218 УК РСФСР комментируемая статья устанавливает уголовную ответственность за такие виды незаконного оборота огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, как незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение. В круг предметов предусмотренного комментируемой статьей преступления включены все виды огнестрельного оружия, за исключением гладкоствольного. Следует обратить внимание, что Федеральным законом от 08.12.03 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"*(204) все виды гладкоствольного огнестрельного оружия, а не только охотничьего, исключены из круга предметов преступления, предусмотренного только данной статьей. Все иные статьи УК (ст. 223-226) не содержат такого исключения.

2. В соответствии со ст. 1 Закона об оружии под огнестрельным оружием понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. Сюда относятся все виды гражданского, служебного и боевого огнестрельного оружия, в которых для производства выстрела используется сила пороховых газов.

Под гражданским огнестрельным оружием имеется в виду оружие самообороны - огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия, соответствующими нормам Минздрава России, огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, соответствующими нормам Минздрава России; спортивное оружие - огнестрельное с нарезным стволом, огнестрельное гладкоствольное; охотничье оружие - огнестрельное с нарезным стволом, огнестрельное гладкоствольное, огнестрельное комбинированное (ст. 3 Закона об оружии).

К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. К служебному огнестрельному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное глад


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: