Рынок туризма: сущность, характеристика, виды рынков

Рынок туризма - общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского про­дукта в данное время и в определенном месте[41]. Сущность рынка выражается в его функциях:

Ø реализация стоимости и потребительной стоимости, заключенных в ту­ристском продукте;

Ø организация процесса доведения турпродукта до потребителя;

Ø экономическое обеспечение материальных стимулов сотрудников турист­ского предприятия к повышению качества и совершенствованию ассор­тимента услуг, предложению их в соответствии с запросами потребите­лей, росту производительности труда.[42]

При характеристике рынка туризма необходимо учитывать, что:

Ø основным предметом купли - продажи являются услуги;

Ø кроме покупателя и продавца, в механизм рынка включаются посреднические звенья, обеспечивающие связь спроса и предложения;

Ø спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, воз­расту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой заменяемостью; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;

Ø туристское предложение характеризуется следующими отличиями: товары и услуги в туризме имеют тройственный ха­рактер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокую фондоемкость туристской индустрии; низкую эластичность; комплексность

В соответствии с рекомендациями ВТО выделяют:

Ø рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района по этому району;

Ø рынок въездного туризма, включающий путешествия по какому-либо району лиц, не являющихся его жителями;

Ø рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района в другой район.

Сочетание терминов «внутренний» и «въездной» туризм позволяет получить следующие виды рынков туризма:

Ø рынок туризма в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;

Ø рынок национального туризма, охватывающий внутренний туризм и выездной туризм;

Ø рынок международного туризма, состоящий из въездного и выездного туризма

В зависимости от целей путешествия выделяют рынки рекреационного, лечебного, культурно-познавательного, делового, религиозного, этнического, транзитного туризма.

По характеру организации путешествия делятся на организованные и неорганизованные; числу участников путешествия — индивидуальные и групповые; соотношению спроса и предложения — рынок продавца (характеризуется высоким спросом и ограниченностью предложения) и рынок покупателя (характеризуется превышением предложения над спросом). Самостоятельными считают рынки экологического, приключенческого и др. видов туризма.

С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки:

Ø целевой - рынок, на который направлена маркетинговая деятельность предприятия исходя из поставленных перед ним целей;

Ø бесплодный, не имеющий перспектив для реализации услуг;

Ø основной, на котором реализуется основная часть услуг;

Ø дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;

Ø растущий - имеющий реальные возможности для роста объема продаж;

Ø прослоенный, отличающийся нестабильностью коммерческих операций.

При классификации рынков по их качественной структуре, основанной на стратификации потребителей выделяют: потенциальный рынок, его клиенты, проявляют интерес к приобретению туруслуг.

В состав действительного рынка входят платежеспособные потребители, имеющие доступ к туристским услугам, способным удовлетворить их потребности.

В состав квалифицированного рынка входят те, которые реализуют свою заинтересованность в туристских услугах.

О бслуживаемый рынок образуют клиенты, имеющие возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе и у конкурентов.

Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия.

Изучение рынка туризма конкретной страны рекомендуется проводить по ряду направлений (табл. 35.).

Таблица 35. Направления исследований рынка туризма страны

Направление исследований Показатели
Население Общая численность населения. Половозрастная структура. Струк­тура населения по отдельным категориям (учащиеся, работающие, пенсионеры). Количество и структура семей
Социально-экономические условия Сложившаяся структура платежеспособного спроса населения. Структура доходов и расходов населения. Структура затрат на отдых, в том числе на туризм. Уровень социального обеспечения. Система отпусков и каникул, включая их продолжительность и оплату. Соотношение рабочих и нерабочих дней
Отношение населения к туризму Туристская подвижность населения. Мотивация поездок (виды туризма). Сезонность поездок. Соотношение внутреннего и въездного туризма. Средняя продолжительность поездок. Структура расходов туристов
Туристская индустрия Наличие и структура туроператоров и турагентов. Средства размещения и питания (число, вид, местонахождение, уровень качества). Средства транспорта. Инфраструктура (банки, магазины, связь, медицинские объекты, службы туристской информации) и т. д. Использование современных компьютерных технологий, в том числе автоматизированных систем бронирования
Туристское предложение Туристские ресурсы (природно-климатические, культурно-исторические, национально-этнографические и др.). Виды предложений. Соответствие предложений международным стандартам. Уровень цен на туристские услуги, в том числе гостиничные тарифы, цены на питание, транспорт, связь и т. д.
Направление исследований Показатели
Организация и уровень развития туризма Туристская политика государства. Развитие национального и международного туризма. Статистика туризма. Туристский имидж страны. Безопасность поездок. Роль туроператоров и турагентов. Общественные туристские организации. Туристские формальности. Правила въезда и выезда

Изучение рынка предполагает анализ:

Ø общих характеристик, тенденций и факторов развития рынка;

Ø субъектов рынка (деловые партнеры, производители туристских услуг, потребители, конкуренты);

Ø объема, структуры и динамики предложения и спроса;

Ø состояния конкуренции;

Ø динамики цен;

Ø особенностей сбытовой и рекламной деятельности и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: