Рынок туризма - общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского продукта в данное время и в определенном месте[41]. Сущность рынка выражается в его функциях:
Ø реализация стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте;
Ø организация процесса доведения турпродукта до потребителя;
Ø экономическое обеспечение материальных стимулов сотрудников туристского предприятия к повышению качества и совершенствованию ассортимента услуг, предложению их в соответствии с запросами потребителей, росту производительности труда.[42]
При характеристике рынка туризма необходимо учитывать, что:
Ø основным предметом купли - продажи являются услуги;
Ø кроме покупателя и продавца, в механизм рынка включаются посреднические звенья, обеспечивающие связь спроса и предложения;
Ø спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой заменяемостью; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;
Ø туристское предложение характеризуется следующими отличиями: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокую фондоемкость туристской индустрии; низкую эластичность; комплексность
В соответствии с рекомендациями ВТО выделяют:
Ø рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района по этому району;
Ø рынок въездного туризма, включающий путешествия по какому-либо району лиц, не являющихся его жителями;
Ø рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района в другой район.
Сочетание терминов «внутренний» и «въездной» туризм позволяет получить следующие виды рынков туризма:
Ø рынок туризма в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;
Ø рынок национального туризма, охватывающий внутренний туризм и выездной туризм;
Ø рынок международного туризма, состоящий из въездного и выездного туризма
В зависимости от целей путешествия выделяют рынки рекреационного, лечебного, культурно-познавательного, делового, религиозного, этнического, транзитного туризма.
По характеру организации путешествия делятся на организованные и неорганизованные; числу участников путешествия — индивидуальные и групповые; соотношению спроса и предложения — рынок продавца (характеризуется высоким спросом и ограниченностью предложения) и рынок покупателя (характеризуется превышением предложения над спросом). Самостоятельными считают рынки экологического, приключенческого и др. видов туризма.
С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки:
Ø целевой - рынок, на который направлена маркетинговая деятельность предприятия исходя из поставленных перед ним целей;
Ø бесплодный, не имеющий перспектив для реализации услуг;
Ø основной, на котором реализуется основная часть услуг;
Ø дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;
Ø растущий - имеющий реальные возможности для роста объема продаж;
Ø прослоенный, отличающийся нестабильностью коммерческих операций.
При классификации рынков по их качественной структуре, основанной на стратификации потребителей выделяют: потенциальный рынок, его клиенты, проявляют интерес к приобретению туруслуг.
В состав действительного рынка входят платежеспособные потребители, имеющие доступ к туристским услугам, способным удовлетворить их потребности.
В состав квалифицированного рынка входят те, которые реализуют свою заинтересованность в туристских услугах.
О бслуживаемый рынок образуют клиенты, имеющие возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе и у конкурентов.
Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия.
Изучение рынка туризма конкретной страны рекомендуется проводить по ряду направлений (табл. 35.).
Таблица 35. Направления исследований рынка туризма страны
Направление исследований | Показатели |
Население | Общая численность населения. Половозрастная структура. Структура населения по отдельным категориям (учащиеся, работающие, пенсионеры). Количество и структура семей |
Социально-экономические условия | Сложившаяся структура платежеспособного спроса населения. Структура доходов и расходов населения. Структура затрат на отдых, в том числе на туризм. Уровень социального обеспечения. Система отпусков и каникул, включая их продолжительность и оплату. Соотношение рабочих и нерабочих дней |
Отношение населения к туризму | Туристская подвижность населения. Мотивация поездок (виды туризма). Сезонность поездок. Соотношение внутреннего и въездного туризма. Средняя продолжительность поездок. Структура расходов туристов |
Туристская индустрия | Наличие и структура туроператоров и турагентов. Средства размещения и питания (число, вид, местонахождение, уровень качества). Средства транспорта. Инфраструктура (банки, магазины, связь, медицинские объекты, службы туристской информации) и т. д. Использование современных компьютерных технологий, в том числе автоматизированных систем бронирования |
Туристское предложение | Туристские ресурсы (природно-климатические, культурно-исторические, национально-этнографические и др.). Виды предложений. Соответствие предложений международным стандартам. Уровень цен на туристские услуги, в том числе гостиничные тарифы, цены на питание, транспорт, связь и т. д. |
Направление исследований | Показатели |
Организация и уровень развития туризма | Туристская политика государства. Развитие национального и международного туризма. Статистика туризма. Туристский имидж страны. Безопасность поездок. Роль туроператоров и турагентов. Общественные туристские организации. Туристские формальности. Правила въезда и выезда |
Изучение рынка предполагает анализ:
Ø общих характеристик, тенденций и факторов развития рынка;
Ø субъектов рынка (деловые партнеры, производители туристских услуг, потребители, конкуренты);
Ø объема, структуры и динамики предложения и спроса;
Ø состояния конкуренции;
Ø динамики цен;
Ø особенностей сбытовой и рекламной деятельности и т. д.