Прогнозирование производства конкурентоспособной продукции

Прогнозирование новой конкурентоспособной продукции включает в себя проведение экономического анализа, планирование и принятия управленческих решений по маркетингу, проектированию, организации производства, реализации, обновлению или замене товаров и услуг.

В ходе прогнозирования производства конкурентоспособной продукции каждое предприятие определяет на долгосрочный период не только видили типосновных товаров, но и их ассортимент. Ассортимент характеризуется шириной и количеством предлагаемых групп товаров, глубиной и числом позиций в каждой ассортиментной группе.

В основе долгосрочного прогнозирования конкурентоспособной продукции в современном производстве лежит концепция жизненного цикла продукции. При планировании необходимо различать в каждом цикле несколько этапов жизни товаров: внедрение, рост, зрелость, спад.

На этапе внедрения создается рынок для нового товара. Темп роста продаж зависит от новизны, качества, конкурентоспособности, цены продукции и многих других ее показателей, определяющих желание покупателей приобрести данный товар. На этом этапе бывают большие издержки производства, и доля прибыли получается незначительной. В зависимости от вида продукции и выбора потребительского рынка устанавливается цена товара и начинается продвижение товара на рынок.

На стадии роста расширяется сбыт товара и появляется прибыль от его продажи, Проводятся необходимые модификации базовой модели продукта, разрабатывается планируемый диапазон цен, проводится рекламная компания.

На этапе зрелости сохраняются стабилизируется объем продаж. В конце этой стадии происходит насыщение рынка данным товаром, возрастает конкуренция и снижается спрос. В результате сокращается как общая, так и удельная прибыль. На рынке имеется полная ассортиментная группа продукции с разными уровнями цен. Продвижение товара на рынок усложняется и приобретает высоко конкурентный характер.

На этапе спада снижается количество продаж товаров и величина доходов. Сокращается объем производства данного товара, а затем вообще прекращается выпуск этой продукции.

В зависимости от продолжительности тех или иных этапов, объема продаж, уровня конкуренции, массы прибыли и многих других факторов следует различать несколько видов кривых жизненного цикла товаров.

Традиционная кривая включает в себя четыре отчетливых периода жизни продукта: введение, рост, зрелость и снятие с производства.

Классическая кривая описывает чрезвычайно популярный продукт со стабильным сбытом с течении продолжительного периода времени.

Кривая увлечения описывает быстрый взлет спроса на товар и соответствующее падение его популярности.

Сезонная кривая имеет место, когда товар хорошо продается в течение определенных периодов времени.

Кривая возобновления описывает товар, который после падения спроса вновь получил популярность.

Применение данных кривых к описанию жизненных циклов продукции служит основой долгосрочного прогнозирования и планирования. Кривые показывают, что при падении спроса на один вид продукции предприятие должно заблаговременно запланировать выпуск другого вида конкурентоспособного товара. Однако эти кривые не могут с определенной точностью предсказать, когда закончится одна стадия и начнется следующая, как долго она продлится и какого уровня продаж и дохода сможет достичь предприятие. Поэтому долгосрочное прогнозирование конкурентной продукции должно быть дополнено на каждом предприятии краткосрочным прогнозированием и планированием.

Для краткосрочного прогнозирования и планированияможет быть использована матрица Бостонской консультационной группы — БКГ (рис. 7).

Она позволяет классифицировать каждый вид продукции по доле или удельному весу на рынке относительно основных конкурентов или в общем объеме производства данного предприятия.

Матрица БКГ строится на гипотезе в соответствие с которой чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше общая прибыль. В матрице выделяются четыре основные виды продукцииили типа стратегических подразделений: звезда, дойная корова, трудный ребенок (кошка) и собака. Для каждой из них предусматривается своя стратегия развития, которая должна учитываться при планировании.

Рис.7. Матрица бостонской консультационной группы

1. «Звезда» ‑ это товар, занимающий лидирующее положение на рынке (высокая доля и быстрый рост). Он дает значительную прибыль, но требует больших объемов финансирования для продолжающегося роста. Высокую долю на рынке можно поддерживать различными способами. По мере замедления развития производства звезда превращается в дойную корову.

2. «Дойная корова» ‑ товар, который сохраняет ведущее положение на рынке в относительно зрелом или сокращающемся производстве. При этом положении обеспечивается стабильный рост продукции и стабильную прибыль.

3. «Трудный ребенок» ‑ товар, который незначительно воздействует на рынок (малая доля) в развивающемся производстве (быстрый рост). Для поддержания доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Предприятие должно решить вопрос, следует ли увеличивать расходы на продвижение товар и улучшение его характеристик или снизить цены.

4. «Собака» ‑ товар, который имеет на рынке малую долю при сокращающемся или медленном росте. Для этого положения характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста.

Таким образом, прогнозирование конкурентоспособной продукции является основой процесса разработки новых товаров, планирования и управления производства и выпуска продукции на протяжении всего их жизненного цикла и прекращения выпуска нежелательных товаров. Долгосрочное прогнозирование проводится на основе концепции жизненного цикла товара, краткосрочное, которое дополняет долгосрочное, может проводиться на основе матрицы Бостонской консультационной группы

! Задание3. Приведите примеры кривых жизненного цикла товаров.

Контрольные вопросы и задания:

1. Каковы прогнозные составляющие стратегического маркетинга?

2. Приведите примеры и покажите область применения эвристических и экстраполяционных методов.

3. Какие методы прогнозирования, основанные на суждении, используются для прогнозирования спроса?

4. Приведите примеры индикаторов, определяющих индекс потребительской способности (ИПС)

5. В каких формах проводится прогноз финансово-экономического состояния предприятия?

6. В каких случаях увеличивается вероятность получения точного прогноза финансового состояния предприятия, проведенного стохастическим методом.

7. Почему в современном мире возрастает роль концепции жизненного цикла товаров?

8. Какие задачи позволяет решать матрица Бостонской консультационной группы?

9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: