1. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: учеб. / М.И.Бухалков - М: ИНФРА-М, 2007.‑ С.240‑ 270.
2. Бархатов В.И., Горшков А.А., Капкаев Ю.Ш., Усачев М.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. – Челябинск: ЮУрГУ, 2001. – С. 108‑ 120.
3. Тихонов, Э.Е. Методы прогнозирования в условиях рынка: Учебное пособие‑ Невинномысск: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2006 – С. 36‑ 89.
Библиографический список (дополнительный)
1. Бархатов, В. И. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. – Челябинск: ЮУрГУ, 2001. – С. 21-69
2. Ламбен, Ж-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. — СПб: Наука, 1996. — С. 345‑ 457.
3. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — С. 205 ‑270.
4. Румянцев Э.О. Методы прогнозирования финансового состояния предприятий // Российское предпринимательство. — 2008. — № 5 Вып. 2 (111). — C. 64-68.
|
|
Тема 2.2. Планирование на предприятии
План:
1. Виды и показатели планирования на предприятии.
2. Планы, различающие по срокам реализации
3. Финансовое планирование на предприятии.
4. Планирование при разработке инвестиционных проектов.
§ 1. Виды и показатели планирования на предприятии
Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, бизнес-планов.
Структура планов определяется функциями предприятия и его внутренней административно-хозяйственной структурой.
Вследствие того, что план ‑ центральное звено хозяйственного управления, с целью упорядочения руководства каждый цех, отдел, лаборатория разрабатывают свой план, который увязывается с общим планом предприятия. Сбалансированность внутрипроизводственных планов ‑ одна из наиболее сложных задач планирования. В плане поэтапно устанавливаются все необходимые вертикальные и горизонтальные связи между подразделениями на весь планируемый период.
Система планирования обеспечивает наибольшую отдачу и выгоду предприятию при выполнении следующих правил:
· пунктуальная обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана;
· точное исполнение плановых заданий всеми его участниками;
· наличие сплошного непрерывного учета, контроля и корректировки исполнения плана.
Разнообразную по характеру и срокам исполнения деятельность структур и персонала можно измерить, учесть и проконтролировать с помощью не одинаковых, а разнообразных показателей, методов организации и выполнения плана.
|
|
Виды планов, выделенные по разным основаниям, представлены в таблице 1.
Таблица 1. ‑ Виды планов на предприятии
№ | Основание типологии | Типы планов |
Срок исполнения | Оперативно-календарные Текущие Среднесрочные Перспективные (долгосрочные и стратегические) | |
Функции | Производственные (изготовление продукции) Финансовые Коммерческие (сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия) Инвестиционные и способствующие техническому развитию предприятия Планы по труду, заработной плате, социальной поддержке персонала | |
Уровень управления предприятием | Общефирменные Цеховые Планы работы функциональных отделов и лабораторий Планы работ участков и бригад | |
По видам изделий и работ, в том числе по продукции | Освоенной производством, Находящейся в процессе освоения Проектируемой с учетом освоения в будущем |
Характеристикой планов всех видов является их система показателей:
1. Количественные показатели выражаются абсолютными величинами.
þ К ним относятся: объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и т.д.).
2. Качественные показатели являются величинами относительными. Они выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов.
þ Это рост производительности труда, фондоотдачи, рентабельности производства, снижение издержек производства, качество продукции и др. Между количественными и качественными показателями существует взаимосвязь и взаимодействие.
3. Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, участвующих в нем.
þ Например, объем производства в целом, объем механической обработки, сборки, объем трудовых затрат, материальных ресурсов и т.д.
4. Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей.
þ Например, затраты металла на единицу продукции, капитальные вложения на единицу производственной мощности и др.
Для исчисления показателей плана промышленности применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.
Натуральные измерители используются при планировании объема производства, материальных ресурсов.
Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральный измеритель. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по одному из перечисленных выше признаков (как правило, трудоемкости).
þПример условно-натуральных измерителей ‑ тракторы в 15-сильном исчислении; мыло 40 %-ной жирности и др.
Трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используются для исчисления производительности труда, размера оплаты труда, определения норм выработки и др.
С помощью стоимостных (денежных) измерителей определяют динамику развития промышленности, темпы и пропорции, взаимоувязывают все разделы плана.
Итак, эффективность работы предприятия в условиях рыночной экономики напрямую зависит от успешности планирования. Различные цели, задачи и функции в деятельности предприятия требуют разработки различных видов планов. Типы планов можно выделить по различным основаниям: по срокам реализации, функциям, уровню управления и т.д. При разработке плана используются различные системы показателей: количественные, качественные, объемные, удельные. Для исчисления показателей плана промышленности применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.
|
|
! Задание1. Каковы правила эффективного планирования?
Планы, различающие по срокам реализации
Перспективное планирование
В современных условиях перспективному планированию уделяется все большее внимание. Такое планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет, предусматривает разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий. Перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия:
· определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;
· внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;
· диверсификация производства и обновление продукции;
· формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий;
· совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.
Поскольку развитие рынка имеет неопределенный характер, перспективное планирование не может ориентировать предприятие на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах. На основе программы разрабатываются среднесрочные планы, которые уже содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели, детализированные и конкретизированные с точки зрения выбора средств для реализации целей, намеченных в рамках перспективного планирования.
В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование.
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период.
|
|
В основу при разработке плана кладется:
· анализ перспектив развития предприятия, задачей которого является выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
· анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении того, насколько конкурентоспособна продукция предприятия на разных рынках и что оно может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
· выбор стратегии на основе анализа перспектив предприятия в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;
· анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых, более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.
В системе долгосрочного планирования цели претворяются в программы действий, бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемые для каждого из главных подразделений предприятия. Затем программы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных.
В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, т.е. применение результатов прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период.
Среднесрочное и текущее планирование
Среднесрочное планирование проводится, как правило, пятилетний срок как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В планах формулируются основные задачи на установленный период, например производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика (состав и структура штатов, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по видам продукции; данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений в международном масштабе, в частности программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.
Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.
Оперативные планы реализуются через систему бюджетов, или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому подразделению ‑ центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта (главным образом, обеспеченности заказами и распределения ресурсов), что необходимо для достижения намеченных финансовых показателей (например, таких, как объем продаж, чистая прибыль и норма прибыли на инвестированный капитал). При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективным, текущим и другими видами планирования.
Оперативно-календарное планирование
В обязанности работников службы оперативно-календарного планирования (ОКП) входят обеспечение каждого рабочего информацией о его рабочем месте и задании на текущую рабочую смену, на ближайшие дни, неделю, месяц, обеспечение его исправно работающими приборами, оборудованием, инструментом, материалами, заготовками, а также организация согласованной работы всего коллектива, при которой каждый рабочий дополняет другого.
ОКП является развернутым продолжением текущего планирования производства и включает: детализацию текущего плана предприятия и доведение его заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего.
þ Планы и графики при этом составляются на квартал, месяц, декаду, сутки, смену, а иногда на каждый час; организацию доставки на рабочие места материалов, заготовок, инструмента, вывоз готовой продукции, отходов производства, обеспечение исправности оборудования, подачу энергии, топлива, сжатого воздуха, организацию контроля качества; обеспечение сплошного контроля за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев работы на каждом рабочем месте.
Одной из самых распространенных, важных и наиболее сложных функций ОКП является распределение работ по рабочим местам. Оно осуществляется поэтапно: в цехах, затем на участках и, наконец, в бригадах. Основная задача распределения ‑ обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад и рабочих.
Более сложным является распределение работ на серийных, мелкосерийных и единичных производствах ввиду необходимости учета различной индивидуальной производительности действующего оборудования и труда рабочих, так как одну и ту же работу рабочие одной и той же профессии, даже имея одинаковый квалификационный разряд, с помощью различных технических средств выполняют за разное время. Объясняется это тем, что производительность рабочего места определяется множеством факторов, включая профессиональные навыки и индивидуальные способности рабочих, исправность оборудования, наличие инструмента и др.
Классификация планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный в определенной мере носит условный характер. Их различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется. Одно и то же изделие по элементам может включаться во все виды планов.
þ Например, подготовка производства и продажи нового изделия включается в долгосрочный план; проектирование изделия, закупка оборудования и материалов для его производства ‑ в текущие планы; распределение персонала по объектам, связанным с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы
Таким образом, перспективное планирование подразделяется на стратегическое и долгосрочное. В стратегическом планировании принимаются решения относительно сфер деятельности и выбора новых направления. В долгосрочном планировании цели претворяются в программы действия и бюджеты. Конкретизацией долгосрочных планов являются среднесрочные и оперативные планы
! Задание2. Покажите, чем отличается стратегическое и долгосрочное планирование
§3. Финансовое планирование на предприятии
Финансовое планирование связано с планированием доходов и расходов предприятия.
þ В процессе разработки финансового плана определяются: затраты на реализуемую продукцию, выручка от реализации, денежные накопления, амортизация, объем и источники финансирования намечаемых на планируемый период инвестиций, потребность в оборотных средствах и источники ее покрытия, распределение и использование прибыли, взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами, банками.
Финансовые планы на предприятии разрабатываются с целью:
1. Обеспечения финансовыми ресурсами и денежными средствами.
2. Увеличения прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место.
3. Организации финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами.
4. Обеспечения реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов.
5. Обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
Традиционной формой финансового плана является баланс доходов и расходов. [37].
В целях большей оперативности и с учетом инфляции целесообразно составлять баланс доходов и расходов по кварталам планируемого года.
Баланс доходов и расходов может быть составлен в разрезе следующих статей.