Тема: Дефекты озвончения и оглушения

Цель: знакомство с основными недостатками произношения звонких и глухих согласных звуков и методикой их исправления.

План:

  1. Дефекты произношения звонких и глухих согласных звуков.
  2. Методы исправления дефектов озвончения и оглушения.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте понятия «глухие согласные звуки», «звонкие согласные звуки», «сонор­ные звуки».

2. Какие дефекты озвончения и оглушения звуков вы знае­те? Охарактеризуйте структуру этих дефектов.

3. Будут ли недостатки произношения звонких и глухих звуков отражаться на состоянии письменной речи ребенка?

4. Почему дефекты озвончения взрывных звуков наблюда­ются чаще, чем нарушения щелевых?

5. Почему дефекты озвончения встречаются значительно чаще, чем дефекты оглушения?

6. Какими причинами могут быть вызваны дефекты смяг­чения и озвончения согласных звуков?

7. Раскройте содержание логопедической работы на подго­товительном этапе при недостатках произношения звонких и глухих согласных звуков.

8. Как показать ребенку (или дать ему почувствовать), где образуется голос и где резонирует звук? Опишите методику.

10. В какой последовательности ведется работа над устране­нием дефекта произношения звонких согласных? Обоснуйте свой ответ.

11. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и ог­лушения согласных звуков построены на подражании (с опо­рой на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы)?

12. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и ог­лушения согласных звуков построены на использовании меха­нической помощи? В чем она выражается?

13. Расскажите, какие основные виды работы по автомати­зации и дифференциации звонких и глухих звуков вы знаете. На каких анализаторах базируется эта работа?

Практические задания:

1. Охарактеризуйте с точки зрения соотношения шума и голоса фонемы русского языка. Заполните таблицу 14:

Таблица 14

Голос Голос и шум Шум
     

2. Нарисуйте в своих тетрадях профили правильной артику­ляции звуков [в] — [ф], [с] — [з], [ш] — [ж], [п] — [б], [т] — [д], [к] — [г].

3. Придумайте или подберите из имеющихся у вас пособий игры на дифференциацию различных пар звонких и глухих звуков.

4. Подберите дидактический материал для дифференциа­ции звонких и глухих пар согласных звуков (в изолированном звучании, в слогах, словах, фразах).

Методические указания и дополнительный материал:

Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что в произношении согласных звуков, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения и оглушения.

Звуки каждой пары ([б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [в] — [ф], [з] —[с], [ж] — [ш] и их мягкие пары; у звуков [ш] и [ж] мяг­ких пар нет) имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько мень­шим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков.

Дефекты озвончения и оглушения могут возникать при:

— снижении физического слуха;

— несформированности фонематических процессов;

— нарушениях деятельности голосовых складок, обуслов­ленных органическими или функциональными рас­стройствами.

Виды дефектов озвончения и оглушения

1. Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных зву­ков их парными глухими (Папушка пошла ф паню — «Бабуш­ка пошла в баню»).

Частным случаем этого дефекта может быть так назы­ваемое недостаточное озвончение: например, страдает озвон­чение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло — «У меня заболела голова и горло»).

2. Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда — «В волосах завязана бантом лента»),

Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем оз­вончение глухих.

Отвечая на второй вопрос, перечислите и охарактеризуйте все существующие приемы исправления дефектов оглушения и озвончения. Рассматривая методы исправления указанных дефектов про­изношения, обратите внимание на последовательность работы. Исправление недостатков произношения звонких соглас­ных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него пере­ходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в пос­ледовательности [б] → [д] → [г].

В качестве подготовительных упражнений можно выделить:

а) поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и вы­доха, то стона на вдохе и на выдохе;

б) сопоставление громкого и шепотного произношения глас­ных звуков, как отрывистого, так и длительного.

Все упражнения следует производить контролируя вибра­цию гортани.

Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих. Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешени­ем звонких и глухих парных звуков в речи. Проверка достаточ­ности автоматизации смешиваемых звуков и длительная сис­тематическая работа над их дифференциацией позволяют уст­ранить этот недостаток.

Литература:

1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -М., 1973.

2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 2002.

3. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1987.

5. Филичева Т.Б.и др. Основы логопедии. - М., 1989.

6. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.

.6. Фомичева. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: