Этапы становления страхования рисков в России

Для защиты производственной деятельности сельхозтоваропроизводителей от стихийных бедствий и неблагоприятных событий природного, биологического и иного характера в России неоднократно предпринимаются попытки создания системы сельскохозяйственного страхования.

Интересным и полезным с точки зрения дальнейшего развития системы сельскохозяйственного страхования является опыт организации страхования сельхозтоваропроизводителей в дореволюционный период (конец XVIII века - начало XX века, до 1917г).

Значение сельскохозяйственного страхования обосновывается в этот период следующим образом. «Страхующий будет гарантирован лишь в том, что он никогда не ощутит последствий полного неурожая или весьма плохого, а всегда, и, наверное, может рассчитывать на урожай средний, т.е. такой, который даст ему возможность сохранить за собой имение, заплатить проценты по ипотечным долгам, казенные и земские сборы и произвести настоятельно необходимые оборотные по имению расходы. Год, в который землевладелец получит премию, останется для него неудачным сельскохозяйственным годом, но не погубит его в экономическом состоянии».

Несмотря на низкую культуру страхования, недостаточного уровня образования, финансовых возможностей потенциальной массы страхователей, в России предпринимается попытка организации добровольной системы сельскохозяйственного страхования. Но, в то же время, имеет место обоснование обязательной системы страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений.

Объектами аграрного добровольного страхования выступали: сельскохозяйственные животные, посевы сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений. Следует отметить, что наряду с добровольной системой страхования в сельском хозяйстве существовало и обязательное страхование. Так, обязательному страхованию от пожара подлежали сельскохозяйственные строения.

Страхование посевов урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений производилось только от града.

Впервые в России казанским землевладельцем Л.И. Грассом предлагается изменение технологии страхования посевов, так, страховать недобор урожая сельскохозяйственных культур, по его мнению, необходимо от комплекса рисков, от которых они могли бы погибнуть. Для этого Грасс обосновывает перечень страхуемых и не страхуемых рисков, относя к страхуемым неблагоприятные погодные условия, болезни растений, распространение на посевах вредных насекомых. Не страхуемыми, по его мнению, являются риски, связанные с нашествием неприятеля, распоряжениями правительства в связи с военными или иными целями, потравы.

В качестве страховых агентов Грасс предлагал привлекать лиц, уже имеющих практический опыт по страхованию посевов от града, сельских учителей (субагенты) и податных инспекторов Министерства Финансов. Он обосновывает привлечение последней группы к агентской работе следующим: «Учреждение податных инспекторов в настоящее время окрепло, и как установлено, имеющее своей задачей наблюдение за поступлением окладных и неокладных сборов, достигает все большего и большего развития».

Л.И. Грасс предлагал устанавливать два класса страховых тарифов - нормальный и специальный.

Где, нормальный тариф, гарантирует урожай, «не поощряя землевладельца быть нерадивым, избавляя его от полного разорения при неурожае, возвращая ему семена, оборотные расходы и давая средства на продовольствие». Грасс предлагал подход, при котором нормальные тарифы дифференцируются по видам культур, которые в свою очередь зависят от степени устойчивости параметров урожайности. Кроме того, данная технология учитывала степень подверженности местностей к совокупному риску колебания урожайности. В виду этого в разных местностях нормальный тариф по одной и той же культуре может быть разным. Уровень покрытия страхованием при использовании нормального тарифа, по мнению исследователя, составляет от 60% до 80%.

В хозяйствах, в которых устойчивая урожайность выращиваемых культур достигла уровня выше среднего, предлагается использовать специальные тарифы, которые могли быть ниже нормальных. Кроме того, для определения специальных тарифов требуется предоставление сведений о предмете страхования по особой форме, где указывается способ ведения хозяйства, поголовье скота и количество используемых удобрений.

Дискуссии о формах организации системы сельскохозяйственного страхования, в части страхования посевов сельскохозяйственных культур в России поднимались неоднократно. Ф.Н. Берг в своей работе «Обеспечение урожая», датированной (1892г.) говорил: «...Страхование это должно находится непременно в руках правительства, и быть обязательным для всех крестьян - землевладельцев 60 губерний Европейской России».

Первый Проект принудительного страхования в России разработан Оханским земским учреждением Пермской губернии (1905г.). Но он так и не реализован. Накануне Октябрьской революции Киевским губернским земством предпринимается попытка вернуться к вопросу о необходимости обязательного страхования посевов от градобития, но решение так и не было принято.

Одной из причин, отрицательно повлиявших на развитие системы сельскохозяйственного страхования в дореволюционной России, является отсутствие страхового интереса вследствие низкой страховой культуры (крестьянство только освободилось от крепостного права), нехватка финансовых средств, низкая эффективность действующих на рынке сельскохозяйственного страхования страховых учреждений. Кроме этого, отсутствует необходимая теоретическая база: нет должного представления о добровольной и обязательной форме страхования, определений сельскохозяйственных рисков и критериев их оценки. Ввиду этого страховой интерес не поддерживается и не стимулируется.

Создание и функционирование системы государственного обязательного страхования в аграрной отрасли экономики относится к периоду существования Советской власти (1921-1991гг.).

В основу обязательной системы сельскохозяйственного страхования был заложен принцип принуждения в интересах общего блага. «Именно обязатель­ная форма страхования, часто сводившая сущность страховых платежей к налогам, помогала решать задачу концентрации скудных к тому времени финансовых ресурсов. Стремительное увеличение страхового поля при обязательном страховании позволяло аккумулировать огромные финансовые ресурсы, без которых невозможно было реализовать функции государственного управления. Добровольное страхование этой задачи решить не могло».

В тоже время развитие сельскохозяйственного страхования в перспективе рассматривает обязательную форму как вынужденную на начальном эта­пе, «на котором в последствии покоится добровольное (даже в сельских местностях)».

Формой реализации сельскохозяйственного страхования в период становления обязательной системы страхования является окладное страхование. Его принципы определяются не страховым учреждением, а в законодательном порядке, например, страховой тариф устанавливается законом в процентах со 100 рублей нормы страховой суммы. Размер страхового платежа (премии) определяется произведением трех параметров: окладной нормы, страхуемой посевной площади и тарифа.

Следует отметить, что ответственность государственной страховой организации (Госстрах РСФСР) по обязательному страхованию осуществляется независимо от времени наступления страховых платежей в его кассы. Сбор страховых платежей производится в тот период, когда крестьяне были платежеспособны. Начиная с 1928г, вводится механизм предоставления рассрочки по страховым взносам.

Этот период характеризуется упрощением технологий, используемых в сельскохозяйственном страховании. Так, страховые тарифы унифицируются за счет объединения тарифных ставок для не­скольких губерний и ограничиваются тарифными поясами, что представляет собой географическое районирование тарифных ставок. Выделено три тарифных пояса - Нечерноземье, Черноземные губернии и Юг России.

Наряду с расширением охвата страхованием сельскохозяйственных товаропроизводителей наблюдается и расширение перечня страховых рисков для отдельных областей (Украины, Псковской, Северо-Двинской и Сталин­градской) с последующим распространением на остальные.

В 1940г. принят Закон «Об обязательном окладном страховании», где страховые риски распределены по группам. Первая - риски, которым подвержены яровые культуры (градобитие, ливни, бури, огонь на корню). Вторая - риски характерные для озимых культур (вымочки, вымерзание, выпревание, заморозки, наводнение). Третья - риски характерные для выращивания технических культур (первая и вторая группы и засуха). Однако такой вид как страхование от неурожая отменяется.

Введение Закона «Об обязательном окладном страховании» позволяет Совнаркому СССР принять Постановление «О добровольном страховании сельскохозяйственных культур, животных и средств транспорта», что по существу означает попытку ввести добровольное страхование. В соответствии с указанным Постановлением, расширяется перечень, согласно которому производится выплата страхового обеспечения. Функции Госстраха в этот период сводятся к осуществлению контроля за уровнем недоимки по оклад­ному страхованию.

Начиная с 50-х годов, в экономической литературе все чаще появляются мнения о необходимости производить страхование от всех стихийных бедствий, в том числе и от засухи. Авторами этих предложений являются И.Мирошников, Л.А. Мотылев, М. Шерменев, А. Шубинский. Так, в середине 50-х годов в перечень страхуемых рисков вводится засуха. Такой подход обоснован значительными убытками в земледелии именно от этого стихийного бедствия, что предполагает высокий размер тарифа и ежегодные выпла­ты на возмещение ущербов сельхозтоваропроизводителей.

Важный момент для системы аграрного страхования России связан с Указом Президента Верховного Совета СССР и Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1967г. «О государственном обязательном страхова­нии имущества колхозов» с 01.01.1968г.

В систему сельскохозяйственного страхования внесены следующие изменения: отказ от прибыли по страхованию имущества колхозов; временные превышения поступлений платежей над расходами в обязательном порядке резервируются на счетах Госстраха СССР; распределение страхового фонда по новой технологии (91% - колхозам в виде страхового возмещения; 4% -на превентивные мероприятия; 3% - на создание межреспубликанского за­пасного фонда; 2% - на содержание страховых органов и ведение массово-разъяснительной работы).

Неблагоприятные погодные условия перестают выполнять функции страхового риска и играют роль страховых обстоятельств, радикально изменены размеры страховых тарифов. Так, платежи колхозов по сравнению со старыми условиями увеличены в целом по стране на 65%, в т.ч. по страхова­нию сельскохозяйственных культур - в 2,6 раза, платежи по страхованию зданий, сооружений, машин, продукции, сырья и другого имущества сниже­ны в 2 раза, по страхованию животных сокращены в 3 раза.

Переход к новой системе страхования в 70-х г. обусловлен новыми концепциями, авторами которых являются ученые Л.А.Мотылев, Е.В.Коломин, Ю.А. Сплетухов. Так, впервые появляется идея, обосновывающая выплату страхового возмещения при получении ущерба сельскохозяйственным предприятием в целом в растениеводстве, а не по отдельно взятым сельскохозяйственным культурам. В дальнейшем она трансформируется в идею выплаты страхового возмещения в зависимо­сти от средней рентабельности (доходности) по основной деятельности сельскохозяйственного предприятия.Данная концепция служит предпосылкой возникновения современной идеи страхования предприниматель­ского риска сельхозтоваропроизводителей.

Постановлением Совмина СССР № 499 от 1 июня 1978г «О совершенствовании порядка возмещения потерь совхозов и др. государственных сель­скохозяйственных предприятий от стихийных бедствий и иных неблагоприятных условий» вводится обязательное страхование совхозов. В общем, принципы имущественного страхования совхозов не отличаются от имущественного страхования колхозов. Но для уплаты страховых платежей убыточными совхозами предусматриваются ассигнования из бюджета.

Многолетний опыт государственного страхования показывает, что при обязательной системе страхования из общего объема страховых платежей большая часть поступает от страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, и только незначительный процент приходит­ся на страхование сельскохозяйственных животных. Ввиду этого, обоснована современная концепция создания системы страхования в сельском хозяйстве по этапам - первоочередным является создание системы страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений.

Изучение отечественной системы обязательного страхования позволяет оценить присущую ей специфику, так, обязательное страхование не требует предварительного оформления. Условно началом страхования считается начало календарного года, когда колхозы и совхозы еще не знают с достаточной точностью, каким имуществом они будут располагать. Известна только стоимость имущества на начало года и вероятное его изменение за год.

Так, при страховании сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений к началу календарного года большинство культур еще не посеяно и даже точно неизвестно, какие культуры и на какой площади будут размещены. В данном случае известна лишь площадь озимых и многолетних культур посева (посадки) прошлых лет, в связи, с чем предмет страхования заранее не определен. При страховании будущего урожая платежи исчисляются на основании средней урожайности за последние 5 лет и площади предыдущего года. Таким образом, процесс страхования в обязательной государственной системе непрерывный.

Специфика организации страхования животных заключается в следующем: животные считаются застрахованными с момента поступления их в хозяйство; так молодняк животных считается застрахованным с момента получения приплода. В течение года молодняк может быть переведен во взрослое стадо, данные изменения отражаются в условиях страхования, однако при всех обстоятельствах животные считаются застрахованными. Страхование прекращается с момента выбытия имущества из хозяйства (списания, продажи, гибели и т.д.). Сельскохозяйственные животные, домашняя птица, кролики, пушные звери и семьи пчел страхуются на случай гибели (падежа, вынужденного забоя или уничтожения) в результате стихийных бедствий, инфекционных болезней и пожара. Кроме этого, животные, которые записаны в государственную племенную книгу, считаются застрахованными на случай гибели от неинфекционных заболеваний и несчастных случаев. Молодняк, не достигший определенного возраста, страхуется только от стихийных бедствий и пожара. Конкретный перечень инфекционных болезней и стихийных бедствий, от которых проводится страхование, утвержден Минфином СССР и Минсельхозом СССР.

Размер возмещения по наступившим страховым случаям составляет 70% от стоимости животных. В практике государственного обязательного страхования применяются два метода определения страховых сумм. Так, сущность одного метода заключается в установлении страховых сумм на каждый объект страхования в твердом денежном выражении. Данный метод получает название "абсолютный" и применяется до 1968г. Суть другого метода состоит в установлении страхового обеспечения в процентах от балансовой стоимости животных, т.е. в относительном размере. Данный метод характеризуется как наиболее легкий в применении и использовался вплоть до 1991 года, до времени отмены государственного обязательного страхования. В первом случае, при использовании единых абсолютных норм, размер возмещения не зависит от действительного ущерба, страхование выступает как форма оказания финансовой помощи хозяйствам, но не как метод возмещения действительных потерь.

За весь период функционирования системы сельскохозяйственного страхования наблюдается рост тарифов по страхованию сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений для регионов с рисковой системой земледелия. Отрицательным моментом для развития страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений является дифференцирование страховых тарифов по областям, краям и республикам. Данный подход объясняется государственной политикой в советский период.

Важным для страны в целом и для системы сельскохозяйственного страхования в частности является принятие Постановления Верховного Совета СССР «О порядке введения в действие Закона СССР о кооперации в СССР» (1988) [ФЗ]. Данный документ с 1.01.1991г обязывает проводить страхование имущества колхозов на добровольной основе.

Таким образом, государственная обязательная форма страхования обеспечивает вовлечение всех сельхозтоваропроизводителей в эту сферу и позволяет аккумулировать значительные финансовые ресурсы в страховом фонде. В то же время при государственной обязательной системе аграрного страхования наблюдаются и негативные моменты.

Для определения направления развития системы сельскохозяйственного страхования, необходимо использование не только накопленного отечест­венного опыта, но и передовых зарубежных технологий. Этот подход позво­ляет избежать повторения ошибок и создать эффективную систему сельско­хозяйственного страхования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: