МЕНЕДЖМЕНТ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов специальности 271200
«Технология продуктов общественного питания»
заочной формы обучения
Кемерово 2003
УДК: 642.5: 658.5
Печатается по решению редакционно-издательского совета Кемеровского технологического института пищевой промышленности.
Рецензенты: доцент кафедры «Коммерция и маркетинг»
Кемеровского института (филиала) Российского государственного
торгово–экономического университета,
канд. техн. наук И.В.Сандракова,
зав. кафедрой «Экономическая теория»
Кемеровского института (филиала) Российского государственного
торгово – экономического университета,
канд. техн. наук, доцент Л.Л. Харченко
Менеджмент: Учебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов общественного питания» заочной формы обучения / В.А.Волкова, Т.Л. Корчагина. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2003. - 108 с.
ISBN 5-89289-144-5
Учебное пособие включает конспект лекций, методические указания к выполнению контрольной работы, по самостоятельной подготовке к практическим занятиям, экзаменационные вопросы. Предназначено для студентов, преподавателей, может быть полезно практическим работникам.
М ——————
У 50(03)-03
ISBN 5-89289-144-5 © Кемеровский технологический институт пищевой промышленности,
2003.
Введение
В нашей стране сегодня происходят значительные экономические преобразования, суть которых состоит в отказе от прежних, исключительно административных, средств управления экономикой с помощью государственных структур, переходе народного хозяйства на рыночные механизмы функционирования. Появилось много акционерных обществ, фирм, холдингов, коммерческих банков и других предприятий с преимущественно рыночной ориентацией. Эти организации конкурируют друг с другом, активно выходят на рынок товаров и услуг. Вместе с тем изменяется система мотивации и отношений между субъектами рыночных отношений.
В настоящее время трудно найти кого - либо, кто не принадлежит ни к одной организации (группе). Подавляющее большинство членов общества входят в одну или несколько организаций, внутренняя жизнь которых состоит из определенного количества различных действий и процессов. Решение стоящих перед организацией (фирмой, предприятием) задач возможно только при ее эффективном управлении, которое формирует, мобилизует и приводит в движение весь коллектив для выполнения поставленной цели.
Менеджмент – это многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой. Поэтому руководитель должен учитывать в своей работе различные ситуации и действовать с опережением, предвидя будущее и готовясь к нему; он должен сочетать понимание общих истин и значимость многочисленных причин, благодаря которым возникающие ситуации отличаются одна от другой.
Менеджмент – это не только наука о профессиональном управлении, методах и организации управления; это – способы, манеры общаться с людьми; это – величина, определяемая формами государственного устройства, типом собственности, зрелостью сложившегося рынка.