И неформальных организаций

Причиной, обуславливающей существование менеджмента, является организация.

ОРГАНИЗАЦИЯ – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Данное определение справедливо для формальной организации, которая создается по воле руководства (руководителя).

Группу людей можно назвать формальной организацией, если она отвечает следующим требованиям:

1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Формальные организации в современных условиях развития рынка имеют несколько взаимосвязанных и взаимозависимых целей. Например, столовая при ВУЗе имеет главную цель – накормить студентов, преподавателей и сотрудников. Для этого руководители структурных подразделений своими целями ставят:

- инженер – технолог – изучение спроса, разработка новых блюд, внедрение нового оборудования, стимулирование сбыта и т.д.;

- заведующий складом – обеспечение бесперебойного снабжения производства сырьем и полуфабрикатами надлежащего качества, в срок и в ассортименте и т.д.;

- директор – создание безопасных условий труда, применение прогрессивных технологий, стимулирование сбыта продукции и т.д.

На эффективность малых формальных групп влияют факторы:

- размер;

- состав;

- групповые нормы;

- сплоченность;

- степень конфликтности;

- статус;

- функциональные роли членов группы.

Самой эффективной считается группа, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности. Как только создана формальная организация, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют вовсе не по предписаниям руководства. Речь идет о создании неформальной организации.

Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды не менее важные для них, чем получаемая заработная плата, которую дает формальная организация.

Причинами вступления в неформальную группу являются: принадлежность, помощь, защита, тесное общение, заинтересованность.

Принадлежность. Работники разных цехов в предприятиях общественного питания лишены возможности социальных контактов. Расположение предприятия на нескольких этажах усугубляет эту проблему, что приводит к неудовлетворенности исполнителей. Вступление в неформальную организацию дает возможность обрести недостающее взаимодействие.

Помощь. Любой человек, прежде чем обратится за разъяснением или поддержкой к своему непосредственному руководителю, подумает над тем, какая реакция на это последует (положительная или отрицательная в виде критики). С другой стороны, исполнитель боится выглядеть некомпетентным. Поэтому он зачастую обращается за помощью к своим коллегам, а не к начальнику.

Защита. В практике деятельности любой организации ее руководитель (или структурные руководители) может принимать решение в виде правил, норм труда и т.д., последствия которых могут навредить исполнителям. Например, если директор принимает решение о наказании повара за опоздание на работу, которое произошло не по вине исполнителя (сломался автобус, несчастный случай в пути и т.д.), то это явится причиной его обращения к другим людям за защитой.

Общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. Но система внутренних контактов, недостаточность, а иногда и скрытие информации приводят к неудовлетворенности исполнителей и возникновению слухов. Общаясь друг с другом, люди стремятся узнать больше.

Люди часто вступают в неформальные группы просто для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют. Более тесные контакты устанавливаются между исполнителями, работающими в непосредственной близости.

Первичные характеристики неформальных организаций:

- социальный контроль;

- сопротивление переменам;

- появление неформальных лидеров;

- слухи.

Неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и начальству. В процессе достижения цели люди вступают во взаимодействие, которое в свою очередь, способствует появлению чувств – положительных и отрицательных эмоций в отношении друг друга и начальства. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем (в соответствии с рисунком 6).

ЭМОЦИИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рисунок 6 – Модель Хоманса

Неформальные группы являются хорошим стимулом деятельности руководителя, чтобы принимаемые им решения обеспечивали эффективность всей организации и способствовали ее сплочению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: