Элементы и этапы коммуникационного процесса

В процессе коммуникации выделяют элементы:

1. Отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение – информация, закодированная с помощью символов.

3. Канал – средство передачи информации.

4. Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Этапы коммуникационного процесса:

1. Зарождение идеи.

2. Кодирование и выбор канала.

3. Передача.

4. Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя.

Задача этапов – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Модель процесса коммуникации представлена на рисунке 10.

Кодирует и

Формирует отбирает Выбирает канал

Отправитель
Сообщение
Идея

Передает по

Получатель
Понятна ли идея?
Декодирует каналу


Рисунок 10 – Простая модель процесса обмена информацией

При отборе информации отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Необходимо учитывать, что информация должна быть релевантной (ее отбирают под конкретную задачу, лицо, цель и период времени). Необходимо осознать – какие идеи предназначены к передаче до того, как вы отправляете сообщение, и уверенность в адекватности и уместности ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели.

Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Различают символы вербальные и невербальные. Вербальные символы - это слова. Слова могут иметь разные значения для разных людей. Для эффективного обмена информацией необходимо понять истинное значение используемых слов. Способ использования слов и значения, передаваемые словами, изучает наука семантика.

Невербальные символы (коммуникации) – это символы для трансляции сообщений (все, кроме слов): обмен взглядами, выражение лица, интонация голоса, жесты, позы и т.п. По мнению отдельных авторов, лишь 7 % коммуникаций осуществляется с помощью слов, когда мы говорим; 50 % сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты; 38 % - через интонации и модуляции голоса. Невербальные символы могут затруднять коммуникацию, если они вступают в противоречие со значением слов.

В информационной системе присутствуют шумы – это то, что искажает смысл вследствие языковых различий, различий в восприятии, а также физических взаимодействий. Преодолеть шум помогает обратная связь, т.е. реакция получателя, показывающая, понята или не понята переданная информация.

Отправитель должен выбрать канал. К общеизвестным каналам относятся: передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи (телефон, телеграф, телетайп, компьютер, факс и т.д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: