Существуют два типа выступлений: логический и психологический (воздействует на сферу эмоций). Для выступления необходимо:
- доскональное знание материала;
- убежденность;
- свободное владение мастерством устной речи.
Для воздействия на аудиторию применяется ряд приемов.
1. Привлечение литературного образа:
- стихи;
- проза – короткая, четкая, яркая;
- имена нарицательные;
- пословицы, афоризмы, образы (2-3); чувство меры, такта должно быть обязательно;
- эпитеты, метафоры.
2. Подача цифрового материала:
- привлечь внимание аудитории к цифре;
- дается замедленным темпом, выделяется интонацией;
- не следует вводить дробные числа (либо округлять, либо вводить с половиной);
- если приводится много цифр, следует пользоваться таблицей, доской;
- стремиться под каждую цифру подобрать эмоцию.
3. Шутка - как средство эмоционального воздействия на аудиторию:
- готовить заранее;
- учитывать контингент аудитории;
- обновлять;
- вводить с серьезностью.
4. Находчивость.
5. Импровизация (должна быть подготовлена заранее).
|
|
6. Диалогизация речи (диалог с воображаемым оппонентом).
7. Парадоксальное цитирование (примеры даются без имен, но раскрываются после того, как аудитория выразила к ним свое отношение).
Составными частями, из которых слагаются логические приемы доказывания, являются тезис, аргумент, демонстрация.
Тезис - это мысль или положение, истинность которого необходимо доказать. При этом необходимо четкое формулирование тезиса; его истинность; отсутствие внутренних противоречий; постоянство в ходе всего доказывания.
Аргумент (довод) – это мысль или положение, истинность которого для слушателей очевидна или известна. При этом он должен быть истинным или достаточным для доказывания данного тезиса.
Демонстрация – форма логической связи тезиса с аргументом.
С точки зрения эффективности коммуникационного процесса лектор должен обладать определенными умениями (мастерством).
1. Умение подобрать материал для речи:
1 шаг – выбор темы. На него влияют ряд факторов:
- внутренние потребности;
- актуальность проблемы;
- производственная или общественная необходимость.
2 шаг – выбор формы выступления (лекция, доклад, речь).
3 шаг – определение времени выступления. Обычно на раскрытие вопроса достаточно 12-15 мин.
4 шаг – выяснить состав аудитории (профессиональный, возрастной, однородность, побудительные мотивы, отношение к оратору).
5 шаг – определение цели (конкретная или общая).
6 шаг – подбор материала.
2. Мастерство устной речи (голос, жесты, культура речи, приемы и методы эмоционального воздействия на аудиторию и т.д.).
3. Мастерство ответов на вопросы:
- никогда не следует показывать, что вопрос неприятен;
- ответ давать по существу вопроса;
- если существо проблемы не известно, обходить ее надо легко. Только один раз лектор может сказать «Не знаю». В противном случае к нему не будут обращаться за разъяснением непонятного материала либо вообще не будут его слушать.