Формы и методы эмоционального воздействия на аудиторию

Существуют два типа выступлений: логический и психологический (воздействует на сферу эмоций). Для выступления необходимо:

- доскональное знание материала;

- убежденность;

- свободное владение мастерством устной речи.

Для воздействия на аудиторию применяется ряд приемов.

1. Привлечение литературного образа:

- стихи;

- проза – короткая, четкая, яркая;

- имена нарицательные;

- пословицы, афоризмы, образы (2-3); чувство меры, такта должно быть обязательно;

- эпитеты, метафоры.

2. Подача цифрового материала:

- привлечь внимание аудитории к цифре;

- дается замедленным темпом, выделяется интонацией;

- не следует вводить дробные числа (либо округлять, либо вводить с половиной);

- если приводится много цифр, следует пользоваться таблицей, доской;

- стремиться под каждую цифру подобрать эмоцию.

3. Шутка - как средство эмоционального воздействия на аудиторию:

- готовить заранее;

- учитывать контингент аудитории;

- обновлять;

- вводить с серьезностью.

4. Находчивость.

5. Импровизация (должна быть подготовлена заранее).

6. Диалогизация речи (диалог с воображаемым оппонентом).

7. Парадоксальное цитирование (примеры даются без имен, но раскрываются после того, как аудитория выразила к ним свое отношение).

Составными частями, из которых слагаются логические приемы доказывания, являются тезис, аргумент, демонстрация.

Тезис - это мысль или положение, истинность которого необходимо доказать. При этом необходимо четкое формулирование тезиса; его истинность; отсутствие внутренних противоречий; постоянство в ходе всего доказывания.

Аргумент (довод) – это мысль или положение, истинность которого для слушателей очевидна или известна. При этом он должен быть истинным или достаточным для доказывания данного тезиса.

Демонстрация – форма логической связи тезиса с аргументом.

С точки зрения эффективности коммуникационного процесса лектор должен обладать определенными умениями (мастерством).

1. Умение подобрать материал для речи:

1 шаг – выбор темы. На него влияют ряд факторов:

- внутренние потребности;

- актуальность проблемы;

- производственная или общественная необходимость.

2 шаг – выбор формы выступления (лекция, доклад, речь).

3 шаг – определение времени выступления. Обычно на раскрытие вопроса достаточно 12-15 мин.

4 шаг – выяснить состав аудитории (профессиональный, возрастной, однородность, побудительные мотивы, отношение к оратору).

5 шаг – определение цели (конкретная или общая).

6 шаг – подбор материала.

2. Мастерство устной речи (голос, жесты, культура речи, приемы и методы эмоционального воздействия на аудиторию и т.д.).

3. Мастерство ответов на вопросы:

- никогда не следует показывать, что вопрос неприятен;

- ответ давать по существу вопроса;

- если существо проблемы не известно, обходить ее надо легко. Только один раз лектор может сказать «Не знаю». В противном случае к нему не будут обращаться за разъяснением непонятного материала либо вообще не будут его слушать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: