double arrow

Понятие коммуникации. Виды коммуникаций

Руководитель организации от 50 до 90 % времени тратит на коммуникации. Коммуникации есть обмен информацией между людьми. Осуществление коммуникаций – это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия.

Обмен информацией происходит между организацией и ее окружением, между выше и ниже расположенными уровнями, между подразделениями организации, между исполнителями (межличностные коммуникации).

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С реальными и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы, пропаганды, выставок – продаж, дегустации продукции и т.п. средств продвижения товара на рынок. С точки зрения паблик рилейшнз (связь с общественностью) коммуникации создают определенный образ, «имидж» организации. Организации подчиняются государственному регулированию, регулированию на местном уровне, поэтому они заполняют и представляют соответствующие отчеты.

Внутри организации информация перемещается с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться как по нисходящей (от руководителя к подчиненному), так и по восходящей (от подчиненного к руководителю).

Директор столовой, например, устанавливает программу действий по организации обслуживания торжества (банкет в данном случае является дополнительным видом услуг), обмениваясь информацией с заведующим производством по вопросам: дата, время, продолжительность банкета; количество участников; ассортимент блюд и кулинарных изделий; время и последовательность их подачи. Программа деятельности доводится далее до непосредственных исполнителей. Это коммуникации по нисходящей.

Коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх, могут информировать руководство о состоянии дел на рабочих местах. Повар, в частности, может внести предложения по повышению эффективности использования оборудования, внедрению передовых приемов труда, рационализации рабочих мест и т.д.

Поскольку организация представляет собой систему взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы они работали совместно, обеспечивая ее эффективность. Поэтому необходимы горизонтальные коммуникации для координации задач и действий множества подразделений.

В общественном питании, к примеру, заготовочные цехи (мясо – рыбный, овощной) должны обеспечить полуфабрикатами горячий цех в строго установленное время, т.к. каждая группа блюд имеет свою продолжительность тепловой кулинарной обработки. В противном случае будет сорвана работа раздачи.

Горизонтальные коммуникации способствуют формированию равноправных отношений. Доказано, что такие отношения являются важной составляющей удовлетворенности работников организации.

На крупных предприятиях общественного питания в случае применения линейно – функциональной структуры управления имеют место коммуникации между руководителем и рабочей группой, состоящей из представителей разных отделов. При этом рабочая группа может собираться как в присутствии руководителя, так и без него в зависимости от сложности проблемы, уровня делегированных полномочий и т.д.

Коммуникации могут быть неформальными. Их канал называется каналом распространения слухов. Слухами общепринято называть неточные сообщения и сведения. Буквальный перевод слова слухи – «виноградная лоза».

Исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т.е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной. Согласно исследованию Кита Дэвиса, 80 –99 % слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании. Он считает, однако, что уровень точности не может быть таким же высоким, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации. Слухи могут затрагивать следующие темы: предстоящие сокращения исполнителей; наказание за опоздание; изменение в структуре организации; грядущие перемещения и повышения; изложение спора руководителей и т.д.

Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: