Товар и его свойства

Товар - это предмет или услуги, производимые для продажи, для взаимного эквивалентного обмена между собственниками благ.

Товар обладает двумя свойствами. Первое свойство - это потребительная ценность товара, или полезность его. Потребительская ценность это - способность данного товара удовлетворять какую-либо потребность человека, быть нужным для потребителя. Выражением общественной полезности является спрос покупателей на конкретные товары.

Второе свойство - это меновая ценность товара. Любой продукт превращается в товар лишь в процессе возмездного эквивалентного обмена ценностями между различными собственниками. Способность разных продуктов обмениваться в определенных количественных соотношениях (пропорциях) есть меновая ценность. Однако товарный обмен формирует важнейшую проблему экономической науки - что лежит в основе соизмерения различных обмениваемых товаров. Торговля предполагает возмездность и эквивалентность обмена. А что может служить показателями эквивалентности при обмене мяса на бензин, одежды на хлеб и пр.? Для ответа на этот вопрос экономическая наука последовательно сформировала трудовую теорию стоимости и теорию предельной стоимости.

Открывая свое дело, мы хотим получать максимальную прибыль предоставляя людям различные услуги и продавая ценный товар. Также хотим иметь взаимовыгодные партнерские отношения с заинтересованными в этом лицами. Когда между людьми существуют доверительные отношения, можно обойтись договоренностью на словах. Но подобное - крайне редкий случай. Лучше когда все условия прописаны на бумаге и подтверждены участниками деловых отношений. В конце договора, а иногда и на каждой странице ставится печать соответствующей стороны. Так что найдите заранее фирму, которая возьмет на себя изготовление печатей и штампов для вашей оргинизации. Тогда к моменту заключения первого договора вы будете полностью готовы. Кстати, о печатях, они бывают нескольких видов: отличаются по диаметру и форме, материала клеше (чаще всего резина), есть автоматические (когда печать автоматически пропитывается в спокойном положении и раскрывается в момент нанесения фирменной печати). Также существуют печати, в которых можно вручную набирать определенный текст, например, дату и номер офиса.

В процессе труда создается потребительная стоимость и стоимость. Это обстоятельство вытекает из того, что труд всякого производителя носит двойственный характер, выступает как конкретный труд и как абстрактный труд. Открытие и анализ двойственного характера труда – главный вклад К. Маркса в трудовую теорию стоимости.

Конкретный труд – это полезный труд, затрачиваемый в определенной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда (например, труд столяра, пекаря, портного и т.д.). Конкретный труд создает определенную потребительную стоимость. Различие потребительных стоимостей обусловлено тем, что они выступают как продукты совершенно разных видов конкретного труда. Специфический характер конкретного труда каждого товаропроизводителя и порождает его отличие от другого товаропроизводителя.

Абстрактный труд – это труд, выступающий как затраты труда вообще (человеческой энергии, мускульной силы, нервов, работы мозга), независимо от его конкретной формы. Именно абстрактный труд создает стоимость. Его специфическая особенность состоит в том, что он проявляет свою общественную природу на рынке, в процессе обмена.

В условиях товарного производства двойственный характер труда выражает противоречие между частным и общественным трудом. Конкретный труд каждого производителя является его частным делом, он не согласуется с трудом других производителей, осуществляется стихийно, на свой страх и риск, без предварительного знания потребностей общества в данного рода товарах.

С другой стороны, общественное разделение труда обусловливает наличие всесторонней связи между обособленными производителями, так как, производя продукты не для собственного потребления, а для других, они по существу работают друг на друга. Следовательно, труд каждого товаропроизводителя является не только частным, но и общественным.

Однако общественный характер труда проявляется лишь на рынке в процессе обмена: только здесь обнаруживается, является ли труд товаропроизводителя полезным для других, нужным обществу, получает ли он общественное признание. Успешная реализация товаров одними производителями нередко нарушает интересы других, недостаточно приспособившихся к потребностям общества и условиям рынка. В результате одни производители обогащаются, другие – разоряются.

Противоречие между частным и общественным трудом отражается в противоречии между конкретным и абстрактным трудом. Товар, являясь единством потребительной стоимости и стоимости, в то же время заключает в себе противоречие между ними.

Противоречие между частным и общественным трудом является основным противоречием простого товарного производства. В условиях капитализма оно становится еще более острым, трансформируется в противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения (основное противоречие капитализма).

Учет затрат труда на рынке происходит стихийно. Если стоимость представляет собой овеществленный в товаре труд, то ее величину можно определить количеством труда, общественно необходимого для его производства. Очевидно, что величина стоимости измеряется рабочим временем. Однако разные товаропроизводителя могут затрачивать на производство одного и того же товара разное время, и разное количество труда. Это зависит от искусства работника, от совершенства средств труда, уровня производительности труда. Следовательно, мерой стоимости является не всякий труд, а только общественно необходимый. Соответственно, величина стоимости определяется общественно необходимым рабочим временем.

ВОПРОС 2. Налоги и их функции. Принципы налогообложения А. Смита.

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организацийи физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1][2][3]. Налоги бывают официальными искрытыми. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством (см. налоговое право)[2]. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм иметодов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства..

Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций[

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

· Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсовгосударства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

· Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

· Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

· Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

· Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

· Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

· Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

По А. Смиту, налог - это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает и его размер, и порядок уплаты.

Принципы налогообложения – это комплекс устоявшихся правил, положений, которые определяют проведение налоговой политики и реализуются при построении налоговой системы с целью осуществления фискального, регулирующего назначения налогов, а также социальной их функций. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы. Экономические принципы впервые были сформулированы экономистом А. Смитом. Их суть в том, что как бы ни были велики потребности государства на покрытие «мыслимых и немыслимых» расходов налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

1.Принцип справедливости

«Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

2.Принцип определенности

«Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика. Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью».

3.Принцип удобности

«Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его».

4.Принцип экономии

«Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды».

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Смит указывал, что суммы, собранные путем налогов, используются на непроизводительные цели – содержание государя, чиновников, офицеров и др. В связи с этим он отмечал, что налоговая система отрицательно влияет на накопление капитала, ведет к уменьшению фонда, предназначенного для содержания производительных работников.

"Налоги увеличивают доход государя, редко содержащего других работников, кроме непроизводительных, за счет капитала народа, который содержит лишь производительный труд"1.

Ряд критериев, в значительной мере разработанных экономистом Адамом Смитом (1723 - 1790) с целью определения положительного или отрицательного воздействия данного налога или системы налогообложения. К основным принципам относятся положения о том, что налоги должны быть справедливыми и определенными. Суть дополнительных принципов в том, что налоги должны минимально воздействовать на возможности выбора, который бы делался в их отсутствии, и что затраты по их взиманию должны быть максимально низкими. Некоторые экономисты считают, что следует добавить еще один принцип, а именно - воздействие налогообложения на перераспределение доходов.

Б И Л Е Т № 7.

ВОПРОС 1. Развитие форм стоимости и происхождение денег. Сущность и функции денег.

По вопросу происхождения денег в экономической науке существует две концепции: рационалистическая и эволюционная.

Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег установлением особых соглашений между людьми, которые убедились в том, что для движения товарных стоимостей необходимы специальные инструменты.

Впервые данный подход был выдвинут Аристотелем. Он писал: «Все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставимо. Для осуществления обмена должна существовать какая-то единица (измерение), причем основанная на условности». Данные идеи нашли законодательное воплощение в античном обществе. Одна из догм римского права гласит, что император рекретирует стоимость денег.

Субъективно-психологический подход к вопросу о происхождении денег характерен для большинства зарубежных экономистов. Так, в одном из самых популярных учебников по теории денег и банковского дела деньги определяются как «весьма специфический вид экономического блага или редкого товара», причем данный товар, по мнению авторов учебника был «установлен членами общества».

Обмен возник в первобытном обществе и носил случайный характер. Обмен особенно возрос, когда ремесло отделилось от скотоводства и земледелия. Ремесленное производство- это товарное производство. В этот период расширился ассортимент товаров. Но все-таки товаров было не так много, а значит, целесообразен был обмен по бартеру. Поэтому тогда возникла первая – простая, или случайная форма стоимости. Когда один товар выражает свою стоимость в другом товаре. Один товар находится в относительной форме стоимости, и его стоимость выражается в эквивалентной стоимости другого товара. Относительная форма стоимости имеет качественную и количественную определенность. Приравнивание обоих товаров друг к другу говорит о том, что у них есть нечто общее и равное. Качественное общее в них то, что они являются результатами труда и обладают стоимостью, но они равны и количественно, так как на их производство затрачено равновеликое количество труда. У товара-эквивалента есть свои особенности:

1) потребительная стоимость товара-эквивалента служит формой проявления стоимости товара в относительной форме

2) конкретный труд в товаре-эквиваленте становиться формой проявления абстрактного труда

3) частный труд в товаре-эквиваленте становиться воплощением общественного труда

Уже в простой форме стоимости проявляется внутреннее противоречие товара. Так как один товар выступает как потребительная стоимость, то есть способность вещи удовлетворять человеческие потребности, а другой товар как стоимость- количество абстрактного труда, затраченного на производство данного товара.

С развитием разделения труда, развивается и обмен, а также увеличивается предложение товаров на рынках. И простая форма стоимости модернизируется в полную, или развернутую, форму стоимости.

Отличие этой формы от простой в том, что в качестве эквивалента выступает не один, а множество товаров. Но и у этой формы есть свои недостатки, которые заключаются в том, что выражение стоимости товара, стоящего в относительной форме, не получило законченного выражения, так как ряд эквивалентов не закончен, и стоимость не получает единого выражения.

Когда товаров много, бартер неэффективен и возникает проблема промежуточного обмена. На практике это затрудняло обмен, так как владельцу одного товара не нужен другой товар. Поэтому, в результате развития производства на рынке постепенно выделяются в каждом регионе наиболее ходовые товары, которые всегда пользовались особым спросом, или за который можно было приобрести любой другой товар. Таким образом, деньги приобретают товарную форму.

Полную форму стоимости заменяет всеобщая форма стоимости. Произошла экономическая революция в связи с появлением всеобщего эквивалента. Всеобщий эквивалент- это товар, с помощью которого выражается стоимость других товаров. Теперь обмен стал значительно масштабнее, расширились границы рынков. Особенность данной формы стоимости, в том, что все товары находятся в относительной форме и лишь один товар - в эквивалентной. В связи с этим Товар-эквивалент приобретает всеобщую форму. Теперь становилось возможным продавать товар- потребляемую стоимость, а стоимость в виде всеобщего эквивалента оставить у продавца. В новых условиях можно продать товар в одном месте, а купить другой товар в другом месте и в разное время.

Дальнейшее развитие связей между отдельными регионами приводит к выделению единого эквивалента, и всеобщая форма стоимости превращается в денежную. Денежная форма отличается от всеобщей не по вещественным свойствам товара-эквивалента, а по общественной роли. Постепенно, на роль всеобщего эквивалента вышли металлы, и в конечном итоге серебро и золото. Преимущества золота были таковы: однородность, портативность (малый объем, большая стоимость), делимость, сохраняемость. Другие товары не подлежат накоплению во времени. Так и появилась денежная форма стоимости с помощью металла золота и серебра.

Деньги - это разновидность имущества экономических субъектов. От других видов имущества они отличаются двумя характерными свойствами: во-первых, деньги можно моментально и без издержек трансформировать в любое другое благо (они обладают высокой ликвидностью), а во-вторых, при постоянном уровне цен деньги либо вовсе не приносят дохода, либо их доходность существенно ниже, чем других разновидностей имущества. В связи с этим возникает вопрос: почему же люди держат в составе своего имущества деньги?

Функции денег. Полезность денег проявляется через функции, которые они выполняют в национальном хозяйстве. Деньгам традиционно приписывают три функции: средств платежа, счета и сохранения ценности.

Средство платежа. Деньги служат общепризнанным платежным средством при обмене благ и кредитных отношениях. Наличие всеобщего платежного средства позволяет заменить прямой обмен одного товара на другой (бартер) опосредованным обменом-продажей одного товара за деньги и покупкой на них другого. Переход от бартера к купле-продаже облегчает товарообмен за счет того, что индивиду, желающему обменять определенное количество товара А на товар В в определенной пропорции, не нужно искать такого собственника товара В, который в данный момент нуждается в товаре A и согласен с предлагаемой пропорцией обмена.

Наглядным примером трансакционных издержек бартера может служить следующий рассказ англичанина, путешествовавшего по Африке в начале XIX в.: «Забавно было видеть, как мне пришлось платить наемную плату за лодку на рынке в Кавеле, на берегу Танганьики. Агент Саида требовал уплаты слоновой костью, которой, однако, у меня не было; тогда я узнал, что Магомет Ибн-Салиб располагал слоновой костью и желал иметь сукно; однако это известие принесло мне еще немного пользы, пока, наконец, я не услышал, что Магомет Ибн-Гариб имел сукно и желал иметь проволоку. Эта последняя у меня, к счастью, была, и, таким образом, я дал Магомету Ибн-Гарибу требуемое количество медной проволоки, он передал Магомету Ибн-Салибу сукно, а этот последний дал агентам Саида требуемую слоновую кость; тогда только я получил от последнего право воспользоваться лодкой»1.

Подобная ситуация сложилась в России в конце ХХ в., когда товаропроизводители оказались без всеобщего платежного средства вследствие разразившейся «эпидемии неплатежей». Посмотрите копию соглашения о взаимозачетах между шестью юридическими лицами.

Средство сохранения ценности. Следствием перехода от бартера к купле-продаже послужило то, что у продавца, получившего за свой товар деньги, не всегда возникает необходимость сразу потратить их на покупку другого товара. В связи с этим важно, чтобы деньги сохраняли представляемую ими ценность. Если всеобщее платежное средство обладает этим свойством, то оно используется и в качестве средства сохранения ценности, несмотря на то, что эту функцию обычно более успешно выполняют другие виды имущества - облигации, акции, недвижимость и пр. Высокая ликвидность денег компенсирует их бездоходность.

В современной экономике с глубоким разделением труда наибольшее значение имеет способность денег служить средством платежа, чем сохранять ценность (особенно в течение длительного времени), поскольку развитый финансовый рынок предоставляет для этого много иных, более эффективных средств. Напротив, в слаборазвитой экономике способность денег служить средством платежа менее важна из-за недостаточно глубокого разделения труда и соответственно малой эффективности обмена. В такой экономике они нужнее как средство сохранения ценности (богатства).

Средство счета. В данном случае деньги являются мерой ценности благ, в них выражаются цены товаров. Если в хозяйстве обращается n различных товаров, то каждый из них будет иметь n - 1 относительных цен. Поскольку цена i -го товара, выраженная в единицах j -го товара, одновременно представляет собой относительную цену j -го товара, измеренную в единицах i -го товара, то общее количество относительных цен будет равно n (n - 1)/2. Когда все сделки осуществляют посредством промежуточного обмена товаров на деньги, то общее количество денежных цен равно n (если деньги рассматривать как n + 1 товар), т.е. в (n - 1)/2 раз меньше, чем в безденежном хозяйстве. Масштабы сокращения необходимой для функционирования рынка информации можно оценить, если учесть, что в современной экономике n > 107.

В условиях высокой инфляции функция средства счета переходит от обесценивающихся отечественных денег к наиболее устойчивой иностранной валюте, и тогда в магазинах появляются цены, выраженные в «условных единицах» такой валюты.

Отметим, что для выполнения функции средства счета деньги используются в качестве абстрактного понятия - условной счетной единицы (numeraire), тогда как для реализации двух других функций они должны существовать в определенной «вещественной» форме (в виде банкнот, монет, чековых книжек, кредитных карточек). Поэтому при поиске ответа на основной вопрос данной главы - какое количество денег соответствует равновесию на денежном рынке? - имеют значение лишь функции средств платежа и сохранения ценности.

ВОПРОС 2. Налоговая система РФ. Кривая А. Лаффера.

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ). Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

· виды налогов и сборов;

· основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

· принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

· права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

· формы и методы налогового контроля;

· ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

· порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: