Задание №29. «Не продается вдохновение!»
Как ни странно, некоторые товары по сей день, невзирая на жесткую конкуренцию, обходятся без «второго имени». Придумайте слоган для шоколада «Вдохновение». Основная идея -противопоставление длинного романтического названия односложным названиям конкурентных шоколадок (не путать с оппозицией «наше -импортное»!), контраст вечного и преходящего (но не «старого и нового»).
5.1.
Наивная типология слоганов
Анализировать формальную структуру и содержание слоганов можно, разумеется, с разных позиций. Мы, по обыкновению, расположимся по «ту» сторону текста, поскольку наша основная задача все же не анализ, а порождение. Итак, со структурной точки зрения мы будем различать три типа слоганов: связанные, привязанные и свободные. Связанные слоганы включают название продукта. Такой слоган невозможно отделить от названия: «Ваша киска купила бы Вискас», «Всегда Кока-Кола», «Целый день я с Кэйр-Фри». Привязанные слоганы соотносятся с названием ритмически и фонетически. Подобный слоган в принципе можно изолировать, но звучать в отрыве от названия он будет несколько странно: «Жилетт. Лучше для мужчины нет», «Велла. Вы великолепны!», «Чистота. Чисто Тайд». Наконец, свободные слоганы независимы и прекрасно себя чувствуют в одиночку: «Нескафе. Все к лучшему», «Кофе Якобс. Аромат, который сближает», «Пепси. Бери от жизни все».
Задание №30. «Не продается вдохновенье-2!»
К какой категории можно отнести слоган, придуманный вами для шоколада «Вдохновение»? Модифицируйте его такимоб-разом, чтобы он относился к двум другим типам.
У каждой категории есть свои преимущества и недостатки. С точки зрения мнемонической эффективности предпочтительнее связанные и привязанные слоганы: потребитель автоматически запоминает название продукта. Свободные слоганы далеко не всегда ассоциируются с товаром. Даже студенты, избравшие своей специальностью рекламу, зачастую путают, к какому товару относится тот или иной слоган. В частности, почти никто из моих студентов не смог без подготовки соотнести названия компаний, производящих бытовую технику, и их слоганы. Как выяснилось, все слоганы и названия прекрасно сочетаются друг с другом, так что их можно комбинировать произвольным образом! Остается только догадываться, что в этой ситуации запомнит рядовой потребитель! С другой стороны, есть ситуации, когда свободная структуpa слогана предпочтительнее. Зачастую она несет смысловую нагрузку, например знаменует переход к новой стратегии. «Ваша киска купила бы Вискас. -» Вискас. Потому что кошка вам доверяет». «Кто идет за Клинским? -» Клинское. Ясное дело какое». Новые слоганы сообщают потребителю; наше название узнаваемо, мы не нуждаемся в мнемонических приемах, мы просто говорим то, что хотим сказать. Итак, «связанность» - формальная категория. Тем не менее чем «связаннее» слоган, тем больше его смысл определяется названием. Форма, бесспорно, влияет на содержание. Следующее задание позволит читателю ощутить разницу между связанными и свободными слоганами.
Задание №31. «Не продается Аленка!»
В предыдущем задании вы создали три слогана для шоколада «Вдохновение». Подставьте в каждый из вариантов название «Аленка» и модифицируйте полученный слоган, чтобы он стал осмысленным. Слоган какого типа больше всего нуждается в доработке?
Теперь давайте построим столь же наивную классификацию слоганов, основанную на их содержании. Будем различать слоганы буквальные, конкретные и абстрактные. Буквальные слоганы так или иначе обыгрывают название продукта, чаще всего - его звучание («Совершенная форма удоvolvoствия») или первое значение («Альпен Голд. Настоящее золото Альп»). Прямого отношения к свойствам и конкурентным преимуществам продукта эти слоганы не имеют, они построены на звуковой или смысловой игре. Конкретные слоганы повествуют о назначении товара, о его достоинствах, осязаемых («Низорал-шампунь. Лекарство от перхоти») или психологических («Туборг. Пиво с твоим характером»). Наконец, абстрактные слоганы - это просто красивые (в идеале!) фразы, имеющие весьма отдаленное отношение к продукту. Связь между ними восстанавливается только в расширительном контексте («Пиво Толстяк. Свободу настоящему мужику!» - отсылка к рекламной кампании) или не обнаруживается вовсе.
Задание №32. «Три прославленные морковки»
Как известно, сеть «Три морковки» объединяет недорогие супермаркеты, расположенные в спальных районах города. «Три морковки» - это широкий выбор продуктов питания и бытовых товаров повседневного спроса от отечественных и зарубежных производителей, демократичные цены, продуманная система скидок, внимательный персонал, удобное расположение, большие парковки, детские тележки и все необходимое для комфортного семейного шопинга.
Владелец сети задумал организовать масштабную рекламную кампанию. Первым делом он хочет протестировать разные слоганы для своего детища. Придумайте слоган:
1) обыгрывающий название супермаркетов;
2) подчеркивающий основные достоинства сети: повсеместность, демократичность, универсальность;
3) яркий и запоминающийся, но сугубо абстрактный. Какой вариант вам нравится больше? Протестируйте полученные варианты в аудитории.
Обе наши типологии - формальная и содержательная - не носят оценочного характера. Выбор слогана определяется ситуацией, и универсального критерия оптимальности не существует. Читатель имел возможность в этом убедиться, создавая разные варианты слоганов для шоколадок и супермаркетов.
На практике перед копирайтером стоит несколько иная задача. Все классификации в достаточной степени условны. Клиент, разумеется, не заказывает «слоган третьего типа», он формулирует свои пожелания в другой форме. Три типичные ситуации мы рассмотрим в следующих разделах.