Предисловие. Третье поколение образовательных стандартов ориентировано на развитие профессиональной компетентности

Третье поколение образовательных стандартов ориентировано на развитие профессиональной компетентности, широкое фундаментальное и общекультурное образование с учетом личностных возможностей и потребностей обучающихся. Образовательные результаты понимаются как конкретные достижения студентов, выраженные в компетенциях, которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент по завершении всей или части образовательной программы.

Данное учебное пособие направлено, в первую очередь, на развитие профессиональной компетентности студента педагогического вуза. Ведь деятельность педагога – это постоянное решение возникающих задач и проблемных ситуаций по развитию, воспитанию и обучению детей.

В рамках подхода ученых РГПУ им. А.И. Герцена профессиональная компетентность учителя понимается как интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [ Компетентностный подход в педагогическом образовании/ под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной – СПб., 2008].

Учебное пособие «Введение в педагогическую науку и деятельность» разработано в соответствии с Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по общепрофессиональному блоку для студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование». Содержание курса соответствует Государственному образовательному стандарту и предусматривает проведение лекционных, семинарских занятий и лабораторных работ. Содержание учебного пособия (теория) выступает средством, помогающим освоить профессию. Задания лабораторных и семинарских занятий учат действовать, принимать решения, соотносить теоретические знания с будущей профессиональной деятельностью.

Целью курса является содействие осознанию бакалавром социальной и личностной значимости педагогической профессии и овладению методологическими основами педагогической науки и деятельности.

Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

· ОК-1(общекультурные компетенции) - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

· ОК-7 - готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

· ОПК-1 (общепрофессиональные компетенции) - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

Также данная дисциплина способствует развитию следующих компетенций:

· ОК-13 - готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

· ОПК-3 - владение основами речевой профессиональной культуры;

· ПК-9 (профессиональные компетенции) - способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;

· ПК-11 - способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

Содержание учебного пособия включает два основных раздела, в соответствии с модулями учебной дисциплины.В первом модуле «Педагогическая наука», представлено содержание, отражающее специфику педагогической науки, ее структуры, категориального аппарата и методологии. Во втором модуле «Педагогическая деятельность» содержание отражает специфику педагогической деятельности, профессиональную компетентность педагога, правовые нормы реализации педагогической деятельности, основы профессиональной коммуникации и характеристику системы отечественного образования.

Содержание каждого модуля построено в соответствии с логикой изучения учебного материала в вузе: каждый учебный элемент модуля отражает те компетенции, которыми необходимо овладеть студенту, изучающему данный курс. В каждом учебном элементе, в соответствии с рабочей учебной программой, представлены тезисы лекций, содержание семинарских занятий и лабораторных работ. В учебном пособии представлены методические материалы к каждой лабораторной работе и семинарскому занятию, основная и дополнительная литература, овладение содержанием которой обеспечит достаточную подготовленность к семинарским занятиям и выполнению инвариантных и вариативных заданий на лабораторных работах.

Содержание каждого модуля, представленного в данном пособии, разработано в соответствии с тематическим планом дисциплины.

  №   Раздел (модуль) курса Всего часов (в трудоемкости) Аудиторные Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации
Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия
  Модуль1. Педагогическая наука          
УЭ-1 Педагогика как гуманитарная наука, ее структура и категориальный аппарат.          
УЭ-2 Методология педагогической науки и деятельности.          
УЭ-3 Организация и методы педагогических исследований.          
УЭ-4 Современная педагогическая информация и способы ее освоения.          
  Модуль 2. Педагогическая деятельность          
УЭ-1 Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики.          
УЭ-2 Профессиональная компетентность педагога. Профессиональное самопознание и саморазвитие          
УЭ-3 Правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования.          
УЭ-4 Основы просветительской деятельности.          
УЭ-5 Система отечественного образования. Социальное партнерство в образовании.          
УЭ-6 Основы проф. коммуникации (в том числе в поликультурной образовательной среде).          
  ИТОГО:          

На основе материалов учебного пособия студенты могут подготовиться к лекциям, предварительно просмотрев тезисы лекций. Для подготовки к семинарским занятиям в пособии предлагаются вопросы по темам семинаров, задания для работы в группах, предложен список основной литературы. Лабораторные работы проводятся на основе следующих правил:

• Задания каждой лабораторной работы рассчитаны на 2 академических часа (возможно завершение выполнения заданий в режиме самостоятельной внеаудиторной работы студентов).

• Лабораторные работы выполняются по подгруппам, в которых организуется индивидуальная, парная и групповая деятельность студентов в соответствии с содержанием заданий.

• Лабораторные занятия не предполагают предварительную подготовку студентов.

• Материалы, необходимые студенту для выполнения работы, предоставляются преподавателем в печатном или электронном виде.

• Рекомендуется проведение занятий в компьютерных аудиториях с выходом в Интернет.

• Результаты лабораторных работ оформляются студентом в отдельной папке.

• Итоговая отметка за каждое занятие выставляется в соответствии с технологической картой – 6 баллов.

Студентам также предлагается блок вариативных заданий, которые можно выполнить с целью более глубокого понимания материала, а также для получения дополнительных баллов по теме.

По курсу «Введение в педагогическую науку и деятельность» промежуточная аттестация проводится в форме «накопительного зачета» по технологической карте студента (см. Приложение 2), позволяющей выявить динамику формирования и развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В технологической карте студента фиксируются баллы по всем видам деятельности (работа на лекциях, семинарах, лабораторных занятиях, премиальные баллы), что позволяет каждому студенту отслеживать свои достижения по предмету, а также получить итоговый балл по накопительной системе.

Данное учебное пособие поможет студентам ознакомиться с требованиями к предмету, овладеть базовыми знаниями по курсу, сориентироваться в изучаемом материале. Тестовые материалы к каждому модулю, а также технологическая карта содействуют планированию и организации самоподготовки к занятиям, самоанализу и самооценке компетенций. Пособие может быть рекомендовано также студентам заочного отделения.

Данное учебно-методическое пособие мы рассматриваем как одно из средств, способствующих конструированию новой образовательной среды, в которой студенты будут учиться увлеченно и радостно, двигаясь к запланированному ими образовательному результату – профессиональной педагогической компетентности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: