ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ОТНОШЕНИЙ
Учебное пособие
Тула
Издательство ТулГУ
УДК 303.4.
Батанина И.А., Бродовская Е.В., Лаврикова А.А., Шумилова О.Е. Организация эмпирического исследования политических процессов и отношений; учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата). Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 274 с.
ISBN
Пособие содержит материалы для организации производственной практики (вариативная часть программы подготовки бакалавров в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 939 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата)»)), основу которой составляет подготовка и проведение эмпирического исследования политических процессов и отношений. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата).
Печатается по решению библиотечно-издательского совета Тульского государственного университета.
Рецензент: д-р социол. наук, проф. С.А. Шаронова
канд. полит. наук, доц. Ю.А. Твирова
© И.А. Батанина, Е.В. Бродовская,
А.А. Лаврикова, О.Е. Шумилова, 2014
ISBN © Издательство ТулГУ, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ.. 7
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ.. 12
ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ОТНОШЕНИЙ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЭТАПЫ, ТРЕБОВАНИЯ 18
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ 67
ВОПРОС В ИНСТРУМЕНТАРИИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 81
СОЗДАНИЕ БАЗЫ И АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ SPSS BASE 10.0. 95
НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ: ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ.. 140
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 144
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 158
ВВЕДЕНИЕ
Практическая подготовка будущих политологов является важной стороной учебного процесса и может рассматриваться как одна из самостоятельных образовательных технологий. Практические навыки позволяют студенту эффективнее адаптироваться к будущей профессиональной деятельности, сформировать адекватную самооценку и уверенность в своем профессиональном выборе, формируют ответственность за проведенную работу, создают благоприятные условия для подготовки курсовых и квалификационных работ.
Производственная практика организуется на базе лаборатории социально-политических исследований ТулГУ, и логически и содержательно-методически связан с дисциплинами базовой части программы программы подготовки бакалавров в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 939 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата)»)).
Для освоения данной дисциплины необходимы представления о политической системе общества в единстве составляющих ее компонентов (институционального, нормативного, коммуникативного, культурного и функционального), понимание прикладного аспекта знаний о политике, методологии и методов изучения политических процессов, а также владение навыкам работы в компьютерных программах прикладного назначения, используемых в работе политолога.
Цели практики – выработать изакрепить базовые навыки организации и проведения эмпирических исследований, полученные в ходе лекционных и семинарских занятий.
Задачи практики:
- последовательно отработать все навыки необходимые для проведения эмпирического исследования политических процессов и отношений;
- акцентировать внимание на типичных ошибках при проведении эмпирического исследования политических процессов и отношений;
- выработать в студенте уверенность в возможности провести исследование самостоятельно;
- отработать организационный алгоритм проведения эмпирического исследования политических процессов и отношений.
В результате прохождения производственной практики студент должен обладать следующими общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями:
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- владением базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук (ОПК-1);
- владением навыками осуществления эффективной коммуникации в профессиональной среде, способностью грамотно излагать мысли в устной и письменной речи (ОПК-3);
- способностью к порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (ОПК-4);
- способностью к критическому анализу, обобщению и систематизации информации, к постановке целей профессиональной деятельности и выбору оптимальных путей и методов их достижения (ОПК-6);
- способностью применять знания в области политических наук в научно-информационной, педагогической, информационно-справочной, организационно-управленческой и проектной деятельности (ОПК-8);
- способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом (ОПК-9);
- владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных (ПК-1);
- владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях (ПК-2);
- владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы (ПК-3).
Принципы организации практики:
- принцип преемственности: практика выполняет функцию закрепления материала, полученного в ходе лекций и семинарских занятий;
- принцип методической обеспеченности: при организации практики следует опираться на те источники, которые доступны для студентов;
- принцип обратной связи: каждый этап практики предполагает работу студентов, демонстрирующую степень усвоения и понимания им материала;
- принцип активизации творческих способностей студентов: приветствуется творческая переработка и расширение предлагаемых знаний студентами, но при условии соблюдения всех методических правил.