· общие социально значимые цели, совместная организованная деятельность;
· отношения ответственной зависимости, рациональное распределение социальных ролей, равенство прав и обязанностей членов коллектива;
· активная организаторская роль органов самоуправления;
· устойчивые позитивные взаимоотношения, сплоченность, взаимопонимание;
· коллективистское самоопределение членов, коллективистская идентификация;
· уровень референтности, возможность обособления личности в группе.
Личность и коллектив
Условия, определяющие положение личности в коллективе
Индивидуальный социальный опыт | Отношение к коллективу активно-положительное пассивно-положительное активно-отрицательное пассивно-отрицательное Отношение к воздействию коллектива ♦ положительное ♦ сопротивление ♦ приспособление Отношение взрослых к воспитаннику неадекватно завышенное неадекватно заниженное негативное безразличное |
Личностные качества 1. Психологические особенности - сдержанность - эмоциональность - воля - общительность - оптимизм 2. Нравственные качества - честность - справедливость доброта и др. 3. Внешние характеристики - ловкость - красота - манеры поведения - сила - «престижные» знакомства и вещи. |
Благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе воспитанники занимают в первоначальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Воспитателю необходимо корректировать систему стихийно складывающихся в коллективе отношений.
Условия эффективности воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность
> Коллектив - субъект воспитания.
> Регулярное изменение характера деятельности коллектива, ее разнообразие.
> Широкий диапазон социальных ролей.
Управлениеобразовательными системами как отрасль научного знания
План
1. Структура управленческого решения
2. Управленческий трудв образовательном учреждении
3. Образовательное учреждение как объект управления и руководства
4. Руководитель в системе управления
Управление образовательными системами - взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей
Структура управленческого решения
Стадия
1 этап. Этап анализа проблемы: формулирование задач - анализ обстановки, материальных и человеческих ресурсов,
формирование множества вариантов решения задачи
2 этап. Этап оценки и отбора приемлемых вариантов решения и отбор оптимального решения
Стадия
3 этап. Разработка плана реализации решения
4 этап. Информация о принятом решении
5 этап. Подбор и подготовка исполнителей
6 этап. Организация оперативной работы по выполнению решения - обеспечение необходимой документацией, координация всех звеньев, создание соответствующей атмосферы, обеспечение исполнительской дисциплины, поддержание творческой инициативы и т. д.
7 этап. Контроль и коррекция
8 этап. Анализ результатов выполнения решения и определение новых проблем
Основной закономерностью управления является его цикличность.
Способы принятия управленческого решения
ü при недостатке отклика (предлагаемое решение не вызывает активного эмоционального отклика); по авторитарному принципу;
ü большинством;
ü меньшинством при молчаливом согласии большинства;
ü принятие единогласного решения;
ü принятие решения при консенсусе.
Условием эффективности выполнения решения является мониторинг.
Мониторинг - постоянное наблюдение (отслеживание) за ходом выполнения решения с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.