У участников психологического эксперимента был измерен уровень соперничества (по тесту Томаса) и стиль общения (по тесту Журавлева). Полученные данные занесены в таблицу 6. Можно ли утверждать, что люди, склонные к соперничеству, предпочитают деспотичный стиль общения? Можно ли утверждать, что люди, склонные к соперничеству, предпочитают коллегиальный или либеральный стиль общения?
Цель задания. Освоить метод корреляционного анализа и построить график двумерного рассеяния.
Таблица 6 – Результаты психологического исследования уровня
соперничества (по тесту Тамаса) и стиля общения (по тесту Журавлева)
№ респон-дента | Возраст | Уровень соперничества | Деспотический стиль общения | Коллегиальный стиль общения | Либеральный стиль общения | |
Решение. Для решения задачи перенесём данные из таблицы 6 в лист рабочей книги MS Excel.
|
|
Построим графики двумерного рассеяния случайной величины (X, Y), где X – уровень соперничества, Y – стиль общения: деспотический (рис.8), коллегиальный (рис.9), и либеральный (рис.10).
Для оценки степени взаимосвязи величин X и Y, измеренных в количественных шкалах, используется коэффициент линейной корреляции (коэффициент Пирсона), предполагающий, что выборки X и Y распределены по нормальному закону.
Коэффициент корреляции – параметр, который характеризует степень линейной взаимосвязи между двумя выборками, рассчитывается по формуле:
Коэффициент корреляции изменяется от -1 (строгая обратная линейная зависимость) до 1 (строгая прямая линейная зависимость). При значении 0 линейной зависимости между двумя выборками нет.
Рисунок 8 – График двумерного рассеяния
(X – уровень соперничества, Y – деспотический стиль общения)
В MS Excel для вычисления парных коэффициентов линейной корреляции Пирсона можно пользоваться статистической функцией КОРРЕЛ (массив1; массив2), где массив1 – ссылка на диапазон ячеек первой выборки (X); массив2 – ссылка на диапазон ячеек второй выборки (Y).
|
|
Рисунок 9 – График двумерного рассеяния
(X – уровень соперничества, Y – коллегиальный стиль общения)
Рисунок 10 – График двумерного рассеяния
(X – уровень соперничества, Y – либеральный стиль общения)
Рассчитаем коэффициент корреляции по указанной выше формуле. Результаты представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Коэффициент корреляции Пирсона
между стилем общения и уровнем соперничества
Стиль общения | Коэффициент корреляции Пирсона стиля общения с уровнем соперничества |
Деспотический | 0,993 |
Коллегиальный | -0,053 |
Либеральный | -0,441 |
Так как количество респондентов N =21, то число степеней свободы . Из таблицы «Значения (критические) коэффициента корреляции Пирсона r для различный уровней зависимости и различного числа степеней свободы (размеров выборок)» (см. приложения) найдем критические значения коэффициента корреляции и выпишем их в таблицу 8.
Таблица 8 – Критические значения коэффициента корреляции Пирсона (для N =21)
Число степеней свободы df=(N-2) | Уровень значимости для двустороннего критерия Пирсона | ||||
0,050 | 0,250 | 0,010 | 0,005 | 0,0005 | |
0,369 | 0,430 | 0,050 | 0,549 | 0,6652 |
Таким образом, из таблицы 7 и 8 видно, что между уровнями соперничества и деспотическим стилем общения наблюдается линейная корреляция по Пирсону на уровне значимости 0,0005, т.е. с надежностью 99,95% можно утверждать, что люди, склонные к соперничеству предпочитают деспотичный стиль общения. Гипотеза о корреляции коллегиального стиля общения с уровнем соперничества и корреляции либерального стиля общения с уровнем соперничества на уровне значимости 0,05 статистически не подтвердились.
4. Анализ классификации при сравнении эмпирического и теоретического распределений
Проведено исследование, в котором проводилось сравнение частот проявления агрессии в группе студентов-психологов и остальных студентов вуза в ходе проведения тренинга преодоления агрессивного поведения. Средняя частота проявления агрессии по вузу составила K %, а в данном случае из N студентов-психологов ярко выраженное агрессивное поведение проявили L студентов. Можно ли на этом основании сделать вывод о том, что среди студентов психологов проявление агрессии наблюдается реже, чем в целом по вузу? (Значения N, K, L см. в таблице 9).
Таблица 9 – Значения N, K, L согласно варианту контрольной работы
N | K | L |
Цель задания. Освоение метода анализа классификации при сравнении эмпирического и теоретического распределений в случае двух градаций (применяется биноминальный критерий) и в случае более двух градаций (применяется критерий χ 2).
Решение. Сформулируем гипотезы:
- H0: Частота проявления агрессии в группе студентов-психологов не превышает средней частоты проявления агрессии в целом по вузу;
- H1: Частота проявления агрессии в группе студентов-психологов превышает среднюю частота проявления агрессии в целом по вузу.
Будем считать, что вероятность проявления агрессии у студентов совпадает с частотой его проявления у всех студентов вуза . Используя данные таблицы 9, найдем эмпирическую частоту проявления агрессии у студентов-психологов по формуле . Таким образом, получаем
Так как: 1) f эмп > f теор, 2) , 3) объем выборки удовлетворяет условию: , то применим биномиальный критерий. Согласно биномиальному критерию подтверждается гипотеза H1: f эмпдостоверно выше f теор.
Таким образом, частота проявления агрессии в исследуемой группе студентов-психологов превышает среднюю частота проявления агрессии в целом по вузу.
5. Анализ таблиц сопряженности двух номинативных признаков
Цель задания: освоение метода анализа таблиц сопряженности.
Для каждого абитуриента репрезентативной выборки определены а) пол; б) одна из четырех возможных новых гуманитарных специальностей открытых только в данном вузе (таблица 10).
|
|
Таблица 10 – Таблица сопряженности двух номинативных признаков
согласно варианту контрольной работы
Y – специальность | |||||||
Всего | |||||||
Х - пол | Муж. (1) | ||||||
Жен. (2) | |||||||
Всего: |
Проверить гипотезу о зависимости выбора специальности от пола.
Решение. Сформулируем гипотезы:
- H0: Распределение абитуриентов по заданным гуманитарным специальностям открытым в вузе не зависит от их пола;
- H1: Распределение абитуриентов по заданным гуманитарным специальностям открытым в вузе зависит от их пола.
Для проверки гипотезы H0 будем использовать метод, получивший название c2 (хи-квадрат) критерий.
где – фактическая частота в i-ой строке, j-ом столбце таблицы сопряженности;
– ожидаемая частота в i-ой строке, j-ом столбце таблицы сопряженности;
r = число строк в таблице сопряженности;
c = число столбцов в таблице сопряженности.
Найдем фактические частоты, которые находятся делением значения, записанного в соответствующей ячейке таблицы на общее число наблюдений (число в правом нижнем углу таблицы). Результаты запишем в таблицу 11.
Таблица 11 – Таблица фактических частот заданных номинативных признаков
Y – специальность | |||||||
Всего | |||||||
Х - пол | Муж. (1) | ||||||
Жен. (2) | |||||||
Всего: |
Теперь найдем ожидаемые частоты, которые находятся делением произведения двух соответствующих этой клетки сумм, записанных по краям таблицы, на сумму всех наблюдаемых частот. Результаты запишем в таблицу 12.
Таблица 12 – Таблица ожидаемых частот заданных номинативных признаков
Y - специальность | |||||||
Всего | |||||||
Х - пол | Муж. (1) | ||||||
Жен. (2) | |||||||
Всего: |
Вычисленную величину c2 сравним со стандартными значениями. Если она превышает то или иное стандартное значение, исходная гипотеза о независимости признаков отвергается на соответствующем уровне значимости. Для этого найдем число степеней свободы. В случае, когда по каждому признаку подразделяют не менее трёх градаций, число степеней свободы находят по формуле: n = (r - 1) + (c -1), где r - число градаций в первой классификации, c - во второй классификации. Если же одна из классификаций содержит только две градации, то n = (c – 1), где с – число градаций в более дробной классификации.
|
|
Таблица 13 – Стандартные значения распределения c2
Число степеней свободы | Уровень значимости | |||||
0,01 | 0,025 | 0,05 | 0,95 | 0,975 | 0,99 | |
9,2 | 7,4 | 0,103 | 0,051 | 0,02 | ||
11,3 | 9,4 | 7,8 | 0,352 | 0,216 | 0,115 | |
13,3 | 11,1 | 9,5 | 0,711 | 0,484 | 0,297 | |
15,1 | 12,8 | 11,1 | 1,15 | 0,831 | 0,554 |
Так как число степеней свободы здесь равно n = 4 – 1 = 3 фактическая величина = 2,48 меньше представленных в таблице критических значений для уровней значимости 0,01; 0,025 и 0,05, следовательно гипотеза Н0 о независимости распределения абитуриентов по заданным гуманитарным специальностям открытым в данном вузе от пола отвергается, а принимается гипотеза Н1.
Таким образом, рассматриваемое в задание распределение абитуриентов по заданным гуманитарным специальностям, открытым в данном вузе статистически значимо зависит от пола абитуриентов.
6. Анализ последовательности (критерий серий)
Цель задания: освоение метода анализа последовательности с помощью критерия серий.
Исследуется динамика научения в игровом задании. Исследователь предполагает частые повторы проигрышей в начале и выигрышей – в конце последовательности игр (проверяется направленная гипотеза). Игроком сыграно N партий, из них проиграно M, выиграно L, число серий W. К концу последовательности игр наблюдается преобладании выигрышей. Проверить гипотезу с применением Z-критерия серий.
Таблица 1 – Значение числа партий, выигрышей, проигрышей и серий
N | M | L | W |
Решение. Сформулируем гипотезы:
- H 0: Выигрыши и проигрыши случайны;
- H 1: В последовательности выигрышей и проигрышей существует значимая статистическая зависимость – число выигрыше в конце последовательности преобладает перед числом проигрышей (направленная гипотеза).
Для проверки гипотезы H0 будем использовать метод, получивший название критерий серий для одной выборки. Критерий серий позволяет с определенной долей вероятности ответить на вопрос, существует ли зависимость в последовательности выигрышей и проигрышей.
Уровень значимости выберем 0,05.
Последовательность может оказаться неслучайной, если в ней слишком мало или слишком много серий. Поэтому из таблицы критических значений критерия серий находим два критических значения: R верх=21, R нижн = 9, – верхнюю и нижнюю границу соответственно. Если W больше либо равно верхней границы или меньше либо равно нижней границы, то гипотезе H 0 отклоняется. Так как число серий W=8, заданное в условии задачи, меньше R нижн=9 то гипотеза H 0 о случайности выигрышей и проигрышей не подтвердилась.
Таким образом, в последовательности выигрышей и проигрышей существует значимая (на уровне значимости 0,05) статистическая зависимость – число выигрыше в конце последовательности партий преобладает перед числом проигрышей. Следовательно, можно сделать вывод о статистически значимой динамике научения в игровом задании.