Типологии политических партий

Под типологией в науке понимается разделение изучаемых объектов на группы на основе какого-либо признака. В зависимости от количества признаков, которые берутся за основу выделения типов объектов (в нашем случае – политических партий), выделяют линейные и координатные типологии.

В современной политической науке к партиям правоцентристского толка принято относить

1 Консервативные партии (Это республиканцы и демократы в США, в России раньше – НДР, теперь – ЕР). Ранее их классифицировали как буржуазные политические партии. Все их объединяет положение о том, что управлять должны профессионалы - элита.

2 Конфессионные политические партии. Долгое время они были праворадикальными, «успокоение» произошло примерно в начале 70-х гг. прошлого века. В основном, они ориентируются на средний класс, выступают за внедрение религиозных заповедей в политику.(Партия верного пути в Турции, ХДС, ХСС в Германии). Однако в последние годы активизировались исламские движения, ориентированные на бедные слои. Однако немногие из них партийно оформлены. В большинстве своем такие партии борются за преобладание духовной власти над светской (например. Исламская партия в Иране).

3Либеральные партии. Однако это категория самая условная. ЛДПЯ (Японии) – больше консерваторы. ЛДПР - авторитарна по программе. Многие либералы также выступают за элитарное видение политики. («Яблоко», «Партия свободы» в Бельгии и т.д.)

К левоцентристскому блоку относят следующие группы партий:

1Социально-демократические (лейбористы в Великобритании и др.)

2Они ориентированы на людей наемного труда. Их идеалы – справедливость, солидарность. Порой их группируют по странам Северной Европы (в скандинавских странах – социал-демократы по воззрениям) и Южной (Франция, Испания, Португалия – здешние социал-демократы ближе к либералам)

3Мелкобуржуазные (аграрные) Защищают социальные группы в связи с определенным видом занятий.

4Коммунистические. После событий в восточной Европе и СССР в 80-90 гг. произошел кризис коммунистических партий. Выступают за приоритет государства и общества перед личностью. В России довольно много коммунистических партий (РКРП, КПРФ, ВКПб и др.)

5Транснациональные (Европейские партии, которые ведут борьбу против ядерного оружия. за экологию и др.)

6Националистические

7Зеленые (хотя имеют черты правых)

8Курьезные (партии любителей пива и др.)

Морис Дюверже выделял два типа политических партий: кадровые и массовые.

Кадровые партии – партии нотаблей, чье положение в обществе достаточно значимо. Там небольшое количество членов. Зато на выборах они получают немало голосов. Основные черты таких партий:

1Они носят олигархический характер. (Туда входят министры, финансовые воротилы и т.д.)

2Они отличаются слабой структурой. Обычно она бывает двухуровневой – лидеры и активисты.

3В кадровых партиях, как правило, существует большая автономия местных организаций. Жесткая дисциплина отсутствует.

4Руководящая роль в таких партиях чаще всего принадлежит парламентариям.

Массовые партии отличаются стремлением максимально увеличить число членов. (это позволяет им меньше зависеть от спонсоров). Сюда тяготеют коммунисты, социал-демократы, СДПГ, СЕПГ, консерваторы.

Отличительные черты таких партий:

ñформализованная партийная структура, основанная на выборности руководящих органов всех уровней.

ñупорядоченность и скоординированность действий низовых организаций. Высокий уровень дисциплины. Есть членские взносы.

ñМногоуровневость структуры и высокая роль активистов. В структуре выделяются лидера, аппарат, активисты, рядовые (иногда еще и симпатизирующие).

Сейчас ряд политологов (Ла Паломбара и др.) выделяют новый тип партии – электоральные партии (образно их называют «партии хватай всех»)

Их особенности:

ñСтремление предстать перед обществом как надклассовые, объединяющие всех. Отсюда проистекает меньшая идеологизированность.

ñПринцип качественного членства, то есть стремление вовлечь в партию людей, за которыми уже стоят структуры (например, главу союза филателистов).

По типу членства выделяют партии с прямым членством (когда человек непосредственно является членом партии) и с ассоциативным членством (человек может быть членом партии, сам того не желая. Например, если состоит в профсоюзе, который является коллективным членом партии. Такое членство существует у партии лейбористов в Великобритании, у социал-демократов в Швеции и др.)

По политическому весу партии разделяют на доминирующие, авторитетные и маловлиятельные.

По отношению к власти партии бывают правящие и оппозиционные.

По отношению к форме государственного устройства среди партий выделяют унитаристов, федералистов, сепаратистов.

По стадии развития есть партии зарождающиеся, зрелые, приходящие в упадок.

В России многопартийная система с доминирующей партией. Одна партия явно опережает своих конкурентов в течение длительного времени. Партия стремится отождествить себя со всем обществом. В такой системе есть свое преимущество – она обеспечивает стабильность, предсказуемость и преемственность. Но есть и не менее очевидные минусы: отсутствие оппозиции и серьезной критики, закрытость, игнорирование проблем определенных слоев населения (интересы которых отражают мелкие партии)

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Сущность гражданского общества сводиться к тому, что в нем каждый человек имеет право найти себе дело по душе, в котором он мог бы иметь успех. Гражданин появляется в обществе тогда, когда он раскрывается, как субъект властных прав, своих законных полномочий. Поэтому гражданское общество – это совокупность свободных, внутренне самостоятельных участников общего творческого процесса, который охватывает все сферы человеческой жизни и деятельности: экономику – производство; политику – законотворчество; духовность – культуру.

Условия возникновения гражданского общества: развитие гласности, свобода личности и ее активное участие в общественной жизни, дееспособная система образования, воспитание и культура, гуманизация политики, жизнеспособность моральных норм и принципов. Сущностными чертами гражданского общества являются: наличие свободных собственников производства, развитая демократия, высокий уровень общественного сознания и политической культуры, которые пребывают за пределами государства, ее фундаментального регулирования и регламентации, но гарантируются и охраняются государством.

Основные институты — партии и общ. Организации.

Правово?е госуда?рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и[прим. 1] фундаментальным принципамправа[1][2][3]. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов[4][прим. 2]. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской[5] и «верховенством права» (англ. rule of law) в западнойюриспруденции[6]. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения[7]. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства[8].

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

9Типология основных прав и свобод человека:

-личные права и свободы граждан;

· право на жизнь (ст. 21);

· право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

· право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст.23 п. 1);

· право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст.23 п. 2);

· право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

· право определять и указывать свою национальность (ст. 26 п. 1);

· право на пользование родным языком (ст. 26 п. 2);

· свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27 п. 1); (эта свобода, естественно, имеет ограничения для неграждан России);

· свобода совести (ст. 28);

· свобода мысли (ст. 29 п. 1);

-социальные, экономические и культурные права и свободы;

право на предпринимательскую деятельность (ст. 34);

· право на частную собственность (ст. 35);

· право на свободный труд (ст. 37 п. 1-3);

· право на забастовку, как способ решения трудовых споров (ст. 37 п. 4);

· право на отдых (ст. 37 п. 5);

· право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ст. 39 п.1);

· право на пособие по безработице (ст. 37 п. 3);

· право на жилище (ст. 40);

· право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

· право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

· право на образование (ст. 43);

· свобода творчества (ст. 44);

· право на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44);

· право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ст. 44 п.2);

-политические права и свободы гражданина.

-· свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29); цензура запрещается;

-· право на объединение в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст. 13 Конституции РФ;

-· право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31);

-· право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32 п. 1);

-· право избирать и быть избранным (ст. 32 п. 2);

-· равный доступ к государственной службе (ст. 32 п. 4);

-· право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 п. 5);

-· право на обращения (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).

- 13

Избирательная система: понятие и типы.
Избирательная система - порядок организации и проведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.
1. Мажоритарная система относительного большинства.
Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций.
2. Мажоритарная система абсолютного большинства.
От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается); б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.

3. Мажоритарная система квалифицированного большинства.
При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.
4. Система единственного непередаваемого голоса.
Эта система, также весьма редкая (применялась, в частности, до недавнего времени в Японии), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система. Система заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т.е. относительное большинство).
5. Система пропорционального представительства политических партий.
Главная идея этой системы, как уже отмечалось выше, заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. В принципе это справедливо, но, как говорится, недостатки суть продолжения достоинств. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности. Разумеется, проблемы возникают в случае, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства, а такой ситуации пропорциональная система благоприятствует. Это один (но не единственный) ее существенный дефект.

6.Смешанные системы.
В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способы организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система, которая будет применяться для выборов Государственной Думы по закону.

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё.

Статья 10 Конституции Российской Федерации [5] закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ [5] государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

Политическое поведение представляет собой совокупность реакций политических субъектов на политическую систему. Политическое поведение может быть конструктивным(способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок), прямым и опосредованным, индивидуальным и коллективным, открытым и латентным (закрытым) и т. п.

Политическое поведение подразделяется на политическое участие и абсентеизм (политическое бездействие).


Если многообразные формы политического поведения представляют собой проявление активности всех субъектов политики, то, говоря о политическом участии, мы имеем в виду только политическое поведение личности. Американские политологи С. Верба и Н. Ни отмечают, что политическое участие — «это прежде всего инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия».

К политическому участию можно отнести электоральное поведение, активистскую деятельность в избирательных компаниях, партийную деятельность, организация и участие в демонстрациях, митингах и т.д.

Абсентеизм - это полный отказ от какого-либо политического участия. Повышение уровня абсентеизма в обществе, как правило, свидетельствует о глубоком кризисе легитимности политической системы..

Современные теории элит

В настоящее время существует много школ и направлений в развитии теории элит. Идеи Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и других, входящих в так называемую макиавеллистскую школу, объединяет то, что ими признавались:


ñэлитарность любого общества, его разделение на властвующее творческое меньшинство и пассивное большинство;

ñособые психологические качества элиты (природный дар и воспитание);

ñгрупповая сплоченность и элитарное самосознание, восприятие себя особым слоем;

ñлегитимность элиты, признание массами ее права на руководство;

ñструктурное постоянство элиты, ее властных отношений. Хотя персональный состав элиты постоянно меняется, отношения господства и подчинения в своей основе остаются неизменными;

ñформирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть.

Кроме макиавеллистской школы в современной политологии и социологии существуют и многие другие теории элит. Например, ценностная теория исходит из того, что элита является наиболее ценным элементом общества и се господствующее положение отвечает интересам всего общества, потому что это наиболее продуктивная часть общества.

Согласно плюралистическим концепциям в обществе существует множество элит в различных сферах жизнедеятельности. Конкуренция между элитами позволяет массам контролировать деятельность элит и не допускать складывания единой господствующей группы.

Политическая элита делится на две основные категории. К первой принадлежат чиновники государственных органов и работники аппаратов партий и движений. Они назначаются на свои должности руководителями организаций. Их роль в политическом процессе сводится в основном к подготовке политических решений и юридическом оформлении уже принятых решений.

Ко второй категории относятся публичные политики, для которых политика не только профессия, но и призвание. Они не назначаются на должности, а завоевывают свое место в политической структуре в открытой политической борьбе.

Кроме того, политическая элита делится на правящую и оппозиционную (контрэлиту), на высшую, среднюю и административную.

В целом же элита является необходимым элементом в организации и управлении любого общества, любой социальной общности. Поэтому надо бороться не против элиты, а за качества самой элиты, чтобы ее формировали наиболее активные, инициативные, компетентные и обладающие моральными качествами люди. Одна из трагедий современного российского общества заключается в том, что у нас пока еще не сформировалась элита, отвечающая перечисленным выше требованиям. Поэтому можно согласиться с мнением Ж. Т. Тощенко, который считает, что нельзя называть элитой каждую обладающую политической властью группу и «что нами правят — и в политике, и в экономике — не элиты, а группы людей, к которым наиболее применимы и соответствуют их духу, целям и методам работы такие понятия, как «клика», «кланы», «касты». Они характеризуют специфические социальные образования, сплоченность которых базируется на корпоративном сознании, а не на общественных интересах».

Существуют три основных метола выявления политической элиты:

ñ позиционный анализ - определение элиты по занимаемым позициям (должностям) в формальной политической структуре;

ñ репутационный анализ - выявление тех групп политиков, которые вне зависимости от занимаемых формальных позиций оказывают реальное влияние на политический процесс;

ñ анализ принятия решений - выявление тех политиков, которые реально принимают важнейшие политические решения.

Имеются и другие методы выявления политической элиты, например экспертный анализ, социологический опрос и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: