Органы судейского сообщества: общая характеристика

Организация и деятельность органов судейского сообщества урегулированы Федеральным законом от 15 февраля 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями.

Органы судейского сообщества как выразители интересов судей – носители судебной власти – важнейший институт обеспечения их независимости.

Судейское сообщество – это судейский корпус, который через своих представителей обладает определенными организационными возможностями, обеспечивающими реализацию независимого правосудия.

Органы судейского сообщества включают:

  • Всероссийский съезд судей, а в период между съездами Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом судей;
  • собрания судей ВС РФ и ВАС РФ;
  • съезды судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, арбитражных судов, а в период между съездами избираемые ими советы судей;
  • Высший орган судейского сообщества – Всероссийский съезд судей, представляющий интересы всего судейского сообщества. Съезд определяет порядок формирования органов судейского сообщества и избирает Высшую квалификационную коллегию судей.

Органы судейского сообщества:

  • обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;
  • проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;
  • рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, правового и социального положения судей;
  • представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
  • избирают соответствующие квалификационные коллегии судей.

По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Порядок формирования деятельности органов судейского сообщества устанавливается Всероссийским съездом судей.

Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей. К их компетенции относится: отбор кандидатов на должность судьи; приостановление или прекращение полномочий судьи; прекращение отставки судьи; обеспечение неприкосновенности судьи; проведение аттестации судьи и присвоение ему квалификационного класса.

Создаются Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей ВС РФ, судей республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, судей военных судов, а также ВАС РФ и других арбитражных судов.

Квалификационные коллегии судей ВС РФ и ВАС РФ избираются на собрании этих судов, квалификационные коллегии судов общей юрисдикции в субъектах Федерации избираются на съездах указанных судов, квалификационные коллегии арбитражных судов – на съездах судей соответствующих судов, военных судов – на съездах судей этих судов.

После образования Судебного департамента при ВС РФ в его полномочия входит создание необходимых условий для работы органов судейского сообщества и согласования ряда принимаемых им решений с данными органами.

38. Порядок формирования и полномочия квалификационных коллегий судей. (ОТРЕДАКТИРОВАТЬ! МНОГО ПРОБЕЛОВ)

Федеральным законом Об органах судейского сообщества в Российской Федерации кардинально изменен

порядок формирования квалификационных коллегий судей. Признано необходимым формировать эти коллегии не только из числа судей

федеральных судов и судей субъектов Российской Федерации, как это было прежде, но и представителей

общественности, а также представителя Президента Российской Федерации. Так, согласно ст. 11 данного

Закона Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации формируется в количестве 29

членов коллегии, из которых 18 - из числа судей, избираемых на съезде по соответствующим нормам

представительства, 10 - представители общественности, назначаемые Советом Федерации Федерального

Собрания Российской Федерации, 1 - представитель Президента Российской Федерации, назначаемый

главой государства.

Необходимо заметить, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации не входят в состав

Высшей квалификационной коллегии судей и на них не распространяется ее юрисдикция, поскольку в

отношении указанных судей решение вопросов, связанных, в частности, с приостановлением или

прекращением их полномочий, осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом

«О Конституционном Суде Российской Федерации.

Предусмотренная указанным Федеральным законом схема формирования Высшей квалификационной

коллегии судей применяется и при образовании квалификационных коллегий судей субъектов Российской

Федерации. Большинство этих коллегий формируется в количестве 21 члена коллегии, в том числе 13 - это

судьи, избираемые в коллегию по предусмотренным Законом нормам представительства, 7 - представители

общественности, назначенные законодательным (представительным) органом государственной власти

субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми

актами субъекта Российской Федерации, 1 - представитель Президента Российской Федерации, назначенный

Президентом Российской Федерации.

Представителями общественности и представителями Президента Российской Федерации в

квалификационных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет,

имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие

государственных или муниципальных должностей, должностей государственной или муниципальной

службы, не являющиеся адвокатами. Знаменательно, что в целях обеспечения самостоятельности и

независимости членов квалификационных коллегий Законом установлено, что ими не могут быть

председатели судов и их заместители (прежде членами коллегий могли быть председатели и заместители

председателей районных судов). Наряду с этим судья не может быть избран одновременно в совет судей и

квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных

коллегий судей разных уровней.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей

субъектов Российской Федерации формируются соответственно на четыре года и на два года.

Законом предусмотрено, что полномочия члена квалификационной коллегии судей из числа судей могут

быть досрочно прекращены как по его инициативе, так и в случае совершения им дисциплинарного

проступка либо в случае его отсутствия на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех

месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий членов

квалификационной коллегии судей из числа судей принимается съездом (конференцией) судей, а в период

между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей.

Квалификационные коллегии судей наделены весьма широкими полномочиями (ст. 17 и 19 Закона об

органах судейского сообщества). Согласно ч. 2 ст. 19 указанного закона квалификационные коллегии судей

субъектов РФ: а) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи; б)

утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на

должность судьи соответствующего суда; в) приостанавливают, возобновляют либо прекращают пол-

номочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов, членов

соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей, председателей и заместителей

председателей районных судов; г) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих

судов; д) налагают дисциплинарные взыскания на судей за совершение дисциплинарного проступка; е)

осуществляют иные полномочия. Не меньшими полномочиями наделена Высшая квалификационная

коллегия судей при Верховном Суде Российской Федерации (ст. 17). Важнейшее различие между

квалификационными коллегиями двух уровней состоит в круге лиц, в отношении которых рассматриваются

те или иные вопросы. Например, Высшая квалификационная коллегия судей рассматривает заявления

кандидатов на должности Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего

Арбитражного Суда Российской Федерации, их заместителей, председателей, заместителей председателей

других федеральных судов (за исключением районных судов), судей высших судов, федеральных

арбитражных судов, окружных (флотских) военных судов. Квалификационная коллегия судей субъектов РФ

рассматривает заявления кандидатов на должности судей судов не столь высокого уровня. В целом

полномочия квалификационных коллегий судей (при всем разнообразии рассматриваемых вопросов)

направлены на достижение определенных позитивных результатов. Реализация ими своих прав и обязанно-

стей в конечном итоге имеет цели: сформировать корпус судей на конкурсной основе, провести их

квалификационную аттестацию, приостановить, возобновить либо прекратить полномочия судей,

занимающих соответствующие должности. Наряду с этим указанные коллегии вправе присваивать судьям соответствующие

квалификационные классы, а также налагать на судей дисциплинарные взыскания вплоть до прекращения

их полномочий либо прекращения отставки судей.

Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассматривают отнесенные к их

компетенции вопросы в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской

Федерации лишь в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской

Федерации.

Закон предоставляет Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации право

рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов

Российской Федерации, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями. Такие ситуации могут

возникнуть, когда, например, нижестоящие квалификационные коллегии судей не имеют возможности

рассмотреть тот или иной вопрос (например, ввиду отсутствия кворума).

Ввиду большого объема работы, выполняемого Высшей квалификационной коллегией судей Российской

Федерации, Законом предусмотрено образование Президиума этой коллегии (такой орган фактически

функционировал и прежде), состоящего из председателя коллегии и трех его заместителей, избираемых

самой коллегией из числа ее членов. Президиум является рабочим органом этой коллегии, ей подотчетен и

образуется для оперативного решения вопросов, связанных с организацией работы коллегии.

В гл. III Закона № 30-ФЗ помещены также правовые нормы, регулирующие порядок производства в

квалификационных коллегиях судей по поступающим к ним материалам. В частности, представление

председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращение органа судейского сообщества о

прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка рассматривается

квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих

обстоятельства совершения этого проступка и данных, характеризующих судью. В пределах своих

полномочий указанная коллегия может провести дополнительную проверку представленных материалов,

запросить дополнительные материалы и заслушать объяснения соответствующих лиц об обстоятельствах

совершения судьей дисциплинарного проступка.

В случае, если жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного

проступка, поступили в квалификационную коллегию судей от иных органов или должностных лиц, а также

от граждан, то эти заявления проверяются коллегией самостоятельно либо направляются для проверки

председателю соответствующего суда.

Квалификационная коллегия судей правомочна принять решение, если на ее заседании присутствуют более

половины членов квалификационной коллегии судей. Решение считается принятым, если за него

проголосовали более половины членов коллегии, принимавших участие в заседании. Однако решение о прекращении либо

приостановлении полномочий судьи или его отставке считается принятым, если за такое решение

проголосовали не менее двух третей членов коллегии, принимавших участие в заседании.

Решения квалификационных коллегий судей оглашаются непосредственно после принятия и вступают в

силу с момента их оглашения. Они могут быть обжалованы в судебном порядке лицом, в отношении

которого были приняты. При этом решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской

Федерации о приостановлении либо прекращении полномочий судьи, привлечении его к дисциплинарной

ответственности, об отставке судьи и о ее приостановлении, а также об отказе в рекомендации на должность

судьи, могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации заинтересованным лицом в течение

десяти дней со дня получения копии соответственного решения.

Такие же решения квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации могут быть

обжалованы тем же лицом и в указанный срок в соответствующие верховные суды республик, краевые,

областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов.

Что касается иных решений квалификационных коллегий судей, то они могут быть обжалованы в том же

порядке, но лишь по мотивам нарушения процедуры их вынесения.

Создание надлежащих условий для деятельности всех органов судейского сообщества, а также финансовое

и материально-техническое обеспечение их деятельности возлагаются на Судебный департамент при

Верховном Суде Российской Федерации и его управления (отделы) в субъектах Российской Федерации

Следует отметить, что вся деятельность членов советов судей и квалификационных коллегий судей осуществляется на общественных началах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: