Содержание
ПРОДВИНУТЫЙ КУРС
МИКРОЭКОНОМИКА
Ирина Аскербиевна Чередниченко
ФАКУЛЬТЕТ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ВОЛЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ»
(лекции)
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС
Волжский, 2011 г.
Номер лекции | Тема лекции | Страницы |
Паутинообразная модель рынка одного товара | ||
Оптимальное положение потребителя в экономике | ||
Особенности потребительского выбора с учетом начального запаса | ||
Выгода потребителя | ||
Теория отношения предпочтения-безразличия | ||
Основы теории выявленных предпочтений | ||
Учет свойств продуктов при моделировании потребительского поведения | ||
Производственная функция как модель процесса производства | ||
Производство с двумя переменными факторами. | ||
Изменение спроса фирмы на труд и капитал | ||
Издержки производства в краткосрочном и долговременном периодах | ||
Показатели технического прогресса | ||
Строение экономической системы на основе технологических коэффициентов производства | ||
Исходные определения. Основные причины риска и неопределенности | ||
Отношение к риску. Оценка риска | ||
Полезность фон Неймана – Моргенштерна | ||
Прикладные аспекты модели выбора индивидуума в производстве обусловленных благ | ||
Задача оптимизации инвестиционного портфеля |
Лекция 1. Паутинообразная модель рынка одного товара
|
|
1.1. Паутинообразная модель рынка одного товара в дискретном анализе
Простейшие модели экономического равновесия разработаны в 30-50гг. 20-го века.
Рассмотрим рынок одного товара. Сделаем ряд допущений:
- у производителей не возникают трудности с покупкой ресурсов;
- объединим всех покупателей в одну группу и будем рассматривать их как одного покупателя;
- объединим всех продавцов в другую группу и будем рассматривать их как одного продавца;
- допустим, что весь произведенный товар реализуется сразу (единовременно).
Рассмотрим ситуацию на рынке, когда предложение товара постоянно отстает от спроса на один интервал, используя дискретный анализ.
Интервалы времени одинаковы и последовательно принимают значения:
Если (time) – текущий интервал времени, то – предшествующий, а последующий интервал времени. Такая ситуация нередко наблюдается на рынке нового товара. Функции спроса и предложения на данный товар являются некоторыми функциями от цены: и
|
|
Объем товара произведен в предыдущем временном интервале , а реализуется в текущем интервале . Поэтому . Производители руководствуются ценой и производят продукцию в объеме . Данное предложение товара реализуется в следующем временном интервале по новой цене спроса .
Общую схему действия модели можно представить следующим образом:
в начальный интервал времени имеем ,
в следующий интервал времени имеем и т.д.
Так как известны функции спроса и предложения, то можно определить равновесную цену. Для этого необходимо приравнять функции спроса и предложения: , где (equilibrium) – индекс, означающий равновесное значение величины объема и цены, соответственно (). Если функции спроса и предложения линейны, то, приравнивая их, получим одну точку равновесия и единственное значение равновесной цены и равновесного объема.
Если функции спроса и предложения не линейны, то получим два или более значений равновесной цены и равновесного объема. В таком случае необходимо провести дополнительное исследование и определить, в какую точку равновесия приходит система под влиянием спроса и предложения и факторов их определяющих.
Проиллюстрируем графически паутинообразную модель. Первоначально находимся в точке . В этой точке производители руководствуются ценой и производят продукцию в объеме в период времени . Реализуется товар в точке в периоде по цене спроса . В периоде производители увеличивают предложение товара до , так как цена товара повысилась, и находятся в точке на кривой предложения с координатами . Продается товар в точке . Поскольку предложение товара возросло, то, чтобы продать весь товар, приходится снизить цену с до .
В следующий период времени производители руководствуются ценой , производят объем продукции в точке на кривой предложения с координатами . Реализуется эта продукция по цене в точке и т.д. Рынок приходит в состояние равновесия в точке С.
Аналитическая интерпретация модели состоит в следующем. Для простоты будем считать, что спрос и предложение являются линейными функциями:
; ,
где – конкретные параметры каждого товара, имеющие экономический смысл. Находим равновесные объем и цену, приравняв функцию спроса и предложения: . Подставим равновесное значение цены в функции спроса и предложения и определим равновесный объем: . Так как в точке равновесия объем спроса равен объему предложения, то справедливо выражение:
. (1.1)
Запишем условие равновесия для любого времени :
(1.2)
Выражение (1.2) справедливо для любой точки. Знак равенства в выражении (1.2) означает, что весь произведенный продукт реализован. Вычтем из уравнения (1.2) уравнение (1.1):
.
Перейдем к следующим обозначениям: характеризует отклонение объема выпуска в любой период времени от равновесного объема выпуска;
представляет отклонение цены спроса в любой момент времени от равновесного значения; - отклонение цены предложения в период времени от равновесного значения.
Тогда действие модели можно представить разностными уравнениями:
(1.3).
Выражение (1.3) аналогично выражению (1.2), но описывает отклонения цены и выпуска в некоторый период времени от их равновесных значений. Из уравнения (1.3) можно выразить значение цены в любой период времени следующим образом: . Обозначим , тогда. Величина , так как наклон кривой спроса для нормальных товаров отрицателен , а наклон кривой предложения – положителен . Так как , то , где - известная величина – цена в начальный период времени , а можно определить из уравнения (1.3), поскольку известны функции спроса и предложения.
Во все периоды времени имеем:
|
|
;
;
;
;
………………………………..;
для любого периода имеем:.
Отклонение цены в любой период времени от ее равновесного значения принимает то положительные, то отрицательные значения. Так как начальное отклонение , то - положительная величина. Число - величина отрицательная, так как - наклон кривой предложения, - наклон кривой спроса. Обозначим . Тогда
;
;
;
……………….
Знак отклонения будет чередоваться: минус, плюс, минус и т.д. Следовательно, цена будет то меньше, то больше равновесной цены. Общее решение, полученное методом итерации: . Отсюда .
У данной модели есть развитие. Под влиянием неценовых факторов спроса и предложения кривые спроса и предложения перемещаются, и с помощью модели можно проанализировать, как рынок приходит в состояние равновесия до того периода пока не возникает новое возмущение. Например,в спокойное течение дел на рынке вмешивается резкий рост предложения, если продавцы выбрасывают запасы товара. В новой ситуации в анализе рынка товара следует соединить рассмотренную модель с моделью включения запаса.
1.2. Паутинообразная модель с параметрами рынка,
В модели время течет непрерывно, , и все параметры являются функциями времени: , , . Поскольку изменение цены происходит на стороне спроса, то спрос зависит от цены и ее изменения , а предложение зависит только от цены. В каждый момент времени спрос поглощает предложение, т.е. .
Используем линейные функции спроса и предложения в следующем виде: ; . Определим равновесные значения цены и объема, приравняв функции спроса и предложения:
. (1.4)
Так как в точке равновесия цена задана рынком, то Значения и в любой момент времени удовлетворяют равенству:
. (1.5)
Вычитаем из выражения (1.5) выражение (1.4) и получим:
.
Как и в дискретной модели вводим обозначение: . Тогда . В новых обозначениях выражение (1.5) принимает вид:
(1.6)
Уравнения (1.5) и (1.6) представляют собой дифференциальные уравнения первого порядка. Обозначаем , тогда . Имеем - дифференциальное уравнение относительно . Используя правило логарифмического дифференцирования, получим: . Решение имеет вид: . При , . Следовательно, . Зная начальную цену, и подставив ее в функцию предложения, всегда можно найти объем продукции, который надо произвести.
|
|
Устойчивость равновесия. Сдвиг равновесия. На рынке устанавливается равновесие, если спрос на товар равен его предложению. Объем продукта и его цену называют равновесными. Но равновесие устанавливается редко. Если рыночная цена больше равновесной цены, то на рынке образуется излишек товара; если цена меньше равновесной, то спрос превышает предложение и существует дефицит товара. Равновесие является устойчивым, если после его нарушения рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем. Если же после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие (в новой точке), изменяется уровень цены и объема спроса-предложения, то такое равновесие является неустойчивым. Рассмотрим три случая устойчивости равновесия на примере паутинообразной модели.
Случай 1. Для нормального товара наклон кривой предложения положителен, наклон кривой спроса – отрицателен: ; . Если наклон кривой спроса больше наклона кривой предложения и , , то при , - бесконечно малая величина и система приходит в состояния равновесия. Равновесие при названных условиях устойчиво. Эта ситуация представлена на рисунке 1.
Случай 2. Если наклоны кривых спроса и предложения равны, хотя и различаются знаками, ; , то . Тогда ,
Рис. 2. Равномерные колебания цены и спроса-предложения
на рынке одного товара.
система характеризуется равномерными колебаниями цены и объема (рис.2). На рынке такая ситуация встречается крайне редко.
Случай 3. Если наклон кривой предложения в точке равновесия превышает абсолютное значение (значение по модулю) наклона кривой спроса , то , . Тогда при величина становится бесконечно большой, имеет место взрывное колебание и неустойчивое равновесие (рис. 3).
Рис. 3. Взрывное колебание.
Воздействие изменяющихся неценовых факторов спроса и предложения приводит к сдвигу равновесия. Возникшее новое равновесие может также описываться одним из трех вышеприведенных случаев.