Обслуживание рабочих мест – система мероприятий по обеспечению рабочих мест средствами и предметами труда и услугами производственного характера для осуществления трудового процесса.
Обслуживание связывает множество специализированных рабочих мест и производственных участков в единый, эффективно функционирующий производственный организм. Без четко отлаженной системы обслуживания невозможно реализовать ни самые передовые достижения в развитии техники и технологии, ни возможности высокой квалификации и передового опыта рабочих-исполнителей.
Система обслуживания — это целый комплекс мероприятий по выполнению вспомогательных работ, обеспечивающих рабочие места основных рабочих всем необходимым для высокопроизводительной, ритмичной работы в течение длительного времени — от смены и недели до года и более.
В развитом, крупном и хорошо организованном производстве насчитывается до 11 функций обслуживания.
1.производственно - подготовительная
2.инструментальная
|
|
3.наладочная
4.энергетическая
5.ремонтная (оборудование)
6.контрольная
7.транспортная
8.ремонтно - строительная (здания, сооружения)
9.хозяйственно – бытовая (вода, питание, туалет, чистота и порядок)
10.складская
11. информационная
1. Производственно-подготовительная. В нее входит распределение работ по рабочим местам, комплектование заготовок и материалов, обеспечение технической и экономической документацией (чертежи, схемы, наряд-задания и т.п.), а также производство различных вспомогательных материалов. От надлежащей подготовки во многом зависит успех и основного производства.
2. Инструментальная. Ее задача — обеспечить основное производство инструментом и приспособлениями. В нее входят: получение, учет и складирование инструментов и технологической оснастки на центральном инструментальном складе; выдача их в цеховые инструментально-раздаточные кладовые, а затем доставка на рабочие места; централизованная заточка режущего инструмента; технический надзор за правильностью использования и за сохранностью инструмента и технологической оснастки. На складах и в цеховых кладовых хранятся текущие и страховые запасы инструмента и оснастки, величина которых нормируется, как и расход инструментов. Очень важной в системе инструментального обслуживания является постоянная связь рабочих мест с инструментальными кладовыми (доставка инструмента на рабочие места и возврат изношенного, обеспечение ремонта, заточки или восстановления инструмента). При правильной организации инструментального обслуживания сводятся до минимума потери рабочего времени основных рабочих на смену инструмента или ликвидацию неисправностей в оснастке.
|
|
3. Наладочная. Чем сложнее применяемое оборудование, тем больше роль этой функции. Первоначальная наладка заключается в установке, оснастке, регулировке и контроле за работой нового или модернизированного оборудования; переналадка — в смене оснастки и регулировке оборудования при переходе к новой технологии или выпуску новой продукции; подналадка — в устранении появляющихся нарушений в работе оборудования, приспособлений и оснастки. По форме может быть планово-предупредительной, осуществляемой по графиками, и дежурной — вызывной, которая применяется на относительно небольших предприятиях и участках. Особенностью функции обслуживания является ее выполнение высококвалифицированными рабочими, превосходящими по своей квалификации рабочих-операторов.
4. Энергетическая. Состоит в обеспечении цехов, участков и рабочих мест энергией и межремонтным обслуживанием энергетических установок и устройств. На большинстве машиностроительных предприятий основным видом энергии является электрическая. Но на предприятиях других отраслей промышленности применяются тепловая, гидравлическая и пневматическая виды энергии, и для выполнения энергетической функции создаются специальные службы при отделах главного энергетика или главного механика (на большинстве горных предприятий применяется пневматическое бурение, и здесь создается отдельное компрессорное хозяйство). Как правило, энергетические функции централизованы и находятся под строгим контролем, так как малейший перебой в снабжении рабочих мест энергией вызывает массовые простои и нарушения всей организации труда и производства.
5. Ремонтная функция заключается в текущем ремонте и профилактическом обслуживании оборудования, а также в изготовлении или восстановлении не получаемых в готовом виде запасных частей к нему. Основной формой организации ремонта является система планово-предупредительного ремонта (ПНР), заключающаяся в проведении ремонта каждого станка, агрегата или установки после отработки им предусмотренного паспортом числа часов. Осуществление ремонтов, контроль технического состояния оборудования, надзор за соблюдением правил его эксплуатации, организацию работы ре-монтно-механических мастерских производят служба главного механика и ее подразделения или функциональные работники в цехах и на участках.
6. Контрольная функция обеспечивает систематический контроль качества продукции или работ, а также приемку, испытание и анализ сырья, материалов и полуфабрикатов или комплектующих изделий, получаемых со стороны. Важной ее задачей являются учет, анализ и предупреждение брака продукции. Для организации трудовой деятельности основных рабочих контроль качества и предупреждение брака имеет очень важное значение, так как брак снижает производительность труда, а время, затраченное на выпуск бракованной продукции, равноценно простоям и потерям рабочего времени. Осуществляют контрольную функцию на большинстве предприятий отделы технического контроля (ОТК), а на горнодобывающих предприятиях — отделы главного маркшейдера.
7. Транспортная. Ее основная задача — доставка сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий к рабочим местам, перемещение предметов труда между рабочими местами, участками и цехами, вывоз готовой продукции на склад или к потребителям, а также транспортировка отходов производства. Кроме того, в транспортную функцию входят погрузочно-разгрузочные работы и работы на складах. В крупносерийном и массовом производствах организуются постоянные кольцевые или маятниковые маршруты транспортных средств (авто- и электрокаров, автомобилей, электропоездов и др.). В штучном и мелкосерийном производстве производятся единовременные перевозки технических грузов по планам-графикам или заявкам цехов и участков. Наиболее трудоемкими и тяжелыми являются погрузочно-разгрузочные работы и работы на складах. Поэтому необходимо предусматривать всемерное сокращение тяжелого физического труда за счет применения подъемников, кранов-штабелеров, электро- и автoпoгpyзчикoв и других механизмов.
|
|
8. Ремонтно-строительная. В ее задачи входят: поддержание в рабочем состоянии зданий, сооружений, их текущий и в некоторых случаях средний ремонт, ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий, строительство мелких вспомогательных сооружений, ремонт дорог и подъездных путей, а если на балансе предприятия находятся общежития и жилые дома — то их текущий ремонт.
9. Хозяйственно-бытовая. Служит для поддержания чистоты и порядка в производственных и бытовых помещениях, обеспечивает работающих питьевой водой, спецпитанием (молоком, калорийными завтраками, соками), а также всеми видами бытового обслуживания на производстве.
10. Складская. Выделяется из транспортной, когда на предприятии большие грузопотоки и имеется сложное и разветвленное складское хозяйство.
11. Информационная. Означает полное и своевременное обеспечение работника информацией, необходимой для его деятельности.
Организация обслуживания рабочих мест зависит от масштабов и типа производства, его технической оснащенности и особенностей технологии.
Основные принципы организации системы обслуживания:
-обеспечение плановости и заблаговременности, бесперебойности и своевременности обслуживания (графики …)
- комплексность обслуживания в нужной последовательности
-обеспечение высокого качества обслуживания
-стремление к специализированному централизованному обслуживанию (отказ от самообслуживания)
-рационализация труда обслуживающего персонала.
Различают следующие формы обслуживания рабочих мест:
|
|
- дежурная (обслуживание эпизодическое, частичное по мере надобности в основном самообслуживание – в единичном или мелкосерийном производстве)
-планово – предупредительная (большинство функций обслуживания по заранее разработанным графикам – в серийном и крупносерийном производстве)
-стандартная(все функции обслуживания производятся по жестким графикам – стандарт – планам с жесткой последовательностью и совмещением во времени – централизованно в массовом производстве. Например, доставка материалов — через каждые 30 мин, подналадка станков — два раза в смену, замена или заточка инструмента — через каждые 45 мин и тд.).
Способы обслуживания рабочих мест:
- децентрализованный (обслуживание осуществляется работниками этих же подразделений)
-централизованный (обслуживание производится работниками специализированных подразделений - высокоэффективная)
-смешанный (сочетание элементов централизованного и децентрализованного способов).