Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа

/. Место верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автоном­ного округа в системе судов

Краевой (областной) и равные им суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции и в качестве суда второй инстанции - по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Федерации.

Согласно ст. 20 Закона о судебной системе полномочия, порядок обра­зования и деятельности краевых (областных) и равных им судов устанавли­ваются федеральным конституционным законом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом о судоус­тройстве и другими федеральными законами, действующими в настоящее вре­мя, в республиках, краях, областях, округах, Москве и Санкт-Петербурге функционируют соответственно верховные суды, краевые, областные, окруж­ные и городские суды - суды общей юрисдикции с равными полномочиями. Поэтому далее они называются для краткости «краевые (областные) и равные им суды». Место этих судов в системе судов общей юрисдикции определяется прежде всего федеративным устройством России. Как следует из ст. 65 Кон­ституции РФ, в составе Российской Федерации находятся 89 субъектов: 21 рес­публика, 6 краев, 49 областей, одна автономная область, 10 национальных округов, а также Москва и Санкт-Петербург - города федерального значения. В каждом субъекте Федерации имеется соответственно верховный суд рес­публики, краевой суд, областной суд, окружной суд, городской суд

Краевые (областные) и равные им суды рассматривают в установленном законом порядке дела по кассационным жалобам и представлениям на ре­шения, приговоры, определения и постановления районных судов, не всту­пившие в законную силу. Из этого следует, что областные и равные им суды, являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, осуществляют надзор за их деятельностью. Эту же задачу они решают, рас­сматривая дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приго­воры, определения и постановления, вступившие в законную силу. Наряду с этим областные и равные им суды рассматривают в случаях и порядке, опре­деленных законом, гражданские, уголовные и некоторые другие дела в каче­стве суда первой инстанции. Решения, приговоры, определения и постанов­ления областных и равных им судов, как не вступившие, так и вступившие в законную силу, могут быть в установленном законом порядке пересмотрены Верховным Судом РФ.

Таким образом, краевые (областные) и равные им суды, осуществляя при отправлении правосудия задачи, которые поставлены перед судами общей юрисдикции, являются судами, находящимися по судебной иерар­хии между районными судами и Верховным Судом РФ. Поэтому их вполне обоснованно иногда называют судами среднего звена судебной системы общей юрисдикции.

2. Состав и структура краевого (областного) и равного ему суда.

Краевой (областной) и равный ему суд состоит из судей, консультантов и Других сотрудников. Их количество зависит от объема работы, который,

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

Глава 6. Федеральные суды общей юрисдикции

в свою очередь, определяется населенностью и размерами территории субъ­екта Федерации, загруженностью районных судов и т. д. В соответствии со ст. 13 Закона о судебной системе, ст. 30 и 42 Закона о судоустройстве и Законом о статусе судей областные и равные им суды действуют в составе: председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей.

Краевой (областной) и равный ему суд осуществляет правосудие: как суд первой инстанции, рассматривая судебные дела с вынесением решений, приговоров, определений и постановлений; как суд второй инстанции, рассматривая дела по кассационным жалобам и представлениям на реше­ния, приговоры, определения и постановления районных судов, не всту­пившие в законную силу; как суд надзорной инстанции, рассматривая над­зорные жалобы и представления на решения, приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу.

Рассматривая гражданские и уголовные дела по первой инстанции, краевой (областной) и равный ему суд действует в составе судьи (предсе­дателя, заместителя или судьи соответствующего суда), который председа­тельствует в судебном заседании, и двух народных заседателей или двух профессиональных судей. В тех случаях, когда уголовное дело по первой инстанции рассматривается с участием присяжных заседателей, должно быть двенадцать основных (комплектных) и два запасных заседателя. Кол­легию присяжных заседателей формирует профессиональный судья - пред­седательствующий в судебном заседании (ст. 440 УПК)'.

В качестве суда второй инстанции краевой (областной) и равный ему суд действует в составе трех профессиональных судей.

Для рассмотрения гражданских и уголовных дел в краевых (областных) и равных им судах образуются коллегии по гражданским и уголовным делам. Состав этих коллегий утверждается президиумом суда. Их возглав­ляют заместители председателя суда. В судебных коллегиях по граждан­ским и уголовным делам соответственно формируются судебные коллегии для рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел как по первой инстанции, так и для рассмотрения дел в кассационном порядке2.

' С ноября 1993 г. приступили к рассмотрению уголовных дел по первой инстанции с участием коллегии присяжных заседателей Ставропольский краевой суд, Иванов­ский, Московский, Рязанский и Саратовский областные суды, с января 1994г.-Ллтайский, Краснодарский краевые суды. Ростовский и Ульяновский областные с>ды В настоящее время есть основания считать, что с 1 января 2003 г. суды при­сяжных будут сформированы повсеместно (см. ст. 7 Федерального закона от 22 ноября 2001 г. (18 декабря 2001 г.) № 177-ФЗ в ред Федерального закона от 26 апреля 2002 г (29 мая 2002 г.) № 59-ФЗ - СЗ РФ 2002. № 22. Ст. 2028). ? Необходимо иметь в виду, что в действующем законодательстве термин «судебная коллегия» употребляется в двух значениях: 1) как организационная единица, объе-

Надзорной инстанцией в областном и равном ему суде является прези­диум соответствующего суда. Президиум состоит из председателя, его заместителей и судей суда, его состав утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

3. Компетенция краевых (областных) и равных им судов.

Компетенция (полномочия) краевых (областных) и равных им судов при обобщенной ее характеристике определяется тем, что к их ведению отнесено рассмотрение: гражданских и уголовных дел по первой инстанции; дел по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, опреде­ления и постановления районных судов, не вступившие в законную силу; дел по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных судов и миро­вых судей, а также по заключениям прокурора в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским и судебная коллегия по уголовным делам краевого (областного) или равного ему суда рассматривают по пер­вой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела, отнесенные к их подсудности. Кроме того, каждая из названных судебных коллегий вправе изъять любое гражданское дело (при наличии ходатайства или со­гласия сторон) или уголовное дело (если есть о том ходатайство обвиняе­мого) из районного суда, находящегося на территории соответственно рес­публики, края, области, национального округа, города, и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. Как показывает практика, коллегия по гражданским делам по первой инстанции чаще дру­гих рассматривает дела о восстановлении на работе, о выселении из поме­щений, о взыскании денежных средств с должников и др.

Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам краевого (областно­го) и равного суда рассматривает и некоторые другие дела, например, по жало­бам на решения окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов или об отказе в регистрации кандидатов на выборах в Государственную Думу1.

Судебной коллегии по уголовным делам краевых (областных) и равных им судов подсудны дела: об убийстве; о похищении человека; об изнасило­вании; о торговле несовершеннолетними; о терроризме и захвате заложни­ков при отягчающих обстоятельствах; об организации незаконного воору-

Диняющая судей областных и равных им судов, рассматривающая гражданские или Уголовные дела и 2) как состав судей, рассматривающих конкретное гражданское или уголовное дело.

См ст. 42 упомянутого Федерального закона «О выборах Государственной Думы Российской Федерации» и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декаб-ря 1993 г. № 10 «О рассмотрении жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» в редакции от 25 октября 1996 г. (Сборник постановлений Пленумов по гражданским делам. Спарк. С 282-288).

Раздел II Судебная система Российской Федерации

женного формирования; о бандитизме; об организации преступного сооб­щества, об угоне воздушного судна, о массовых беспорядках при отягчаю­щих обстоятельствах, о пиратстве; о приведении в негодность транспорт­ных средств и путей сообщения при отягчающих обстоятельствах; о нару­шениях правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов при отягчающих обстоятельствах; о дивер­сии; получении взятки; о ряде преступлений против правосудия; о преступ­лениях против мира и безопасности и некоторые другие.

На решения, приговоры, определения и постановления судебных колле­гий краевых (областных) и равных им судов до вступления их в законную силу могут быть принесены кассационные жалобы и представления соот­ветственно в судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Вер­ховного Суда РФ. По вступлении в законную силу они могут обжалованы в порядке надзора соответственно в судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также в Президиум Верховного Суда РФ, если они вступили в законную силу после их рассмотрения в кассационном порядке

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам краевых (об­ластных) и равных им судов рассматривают дела по кассационным жало­бам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановле­ния районных судов, не вступившие в законную силу. После рассмотрения дела по кассационной жалобе либо представлению судебные коллегии выносят кассационные определения об оставлении решения, приговора, определения или постановления без изменения, что означает их вступление в законную силу, либо об их отмене или изменении. Кассационное опреде­ление может быть обжаловано в порядке надзора.

Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает гражданские дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, когда решение было вынесено краевым (областным) или равным ему судом по первой инстан­ции и не было изменено Верховным Судом РФ, а также гражданские дела, рассмотренные районными судами, решения которых были изменены в

Глава 6 Федеральные суды общей юрисдикции

1 См подробнее ч 3 ст 31 УПК РФ, в которой говорится

«Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города феде­рального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны

1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью вто­рой, 126 частью третьей. 131 частью третьей, 152 частью третьей, 205, 206 частями второй и третьей, 208 частью первой, 209-211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей. 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275-279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294-302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353-358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовно­го кодекса Российской Федерации,

2) уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии со статьями 34 и 35» УПК Имеются в виду уголовные дела, переданные по подсудности и передан­ные при изменении территориальной подсудности

кассационном порядке. Основанием для пересмотра таких решений и опре­делений по вновь открывшимся обстоятельствам может быть заявление участвовавших в деле лиц или прокурора (ст. 331 '-334 ГПК).

В компетенцию судебных коллегий краевого (областного) и равного ему суда входят изучение и обобщение судебной практики и анализ судеб­ной статистики, осуществление иных полномочий, представленных им законодательством.

Президиум краевого (областного) и равного ему суда является над­зорной инстанцией. На него возлагается рассмотрение дел по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения, при­говоры и постановления районных судов, а также на кассационные опреде­ления этого суда.

Заседание президиума суда считается правомочным при наличии более половины членов президиума и во всяком случае не менее трех судей. В заседании президиума дела рассматриваются по докладу члена прези­диума или судьи соответствующего суда. В нем участвует соответственно прокурор республики, края, области, автономного округа, Москвы и Санкт-Петербурга. Постановление принимается простым большинством голосов членов президиума, участвующих в заседании

На постановления президиума краевого (областного) и равного ему суда могут быть принесены надзорные жалобы и представления в судебные коллегии соответственно по гражданским или по уголовным делам Вер­ховного Суда РФ.

Президиум краевого (областного) и равного ему суда рассматривает уголовные дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам по за­ключению прокурора в тех случаях, когда дело уже было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в кассационном порядке или в порядке надзора. Президиум краевого (областного) и равного ему суда рассматривает гражданские дела по новым и вновь открывшимся об­стоятельствам в тех случаях, когда дело уже рассматривалось в президиуме данного суда и решение было изменено. В этом случае рассмотрение проис­ходит по заключению прокурора или по жалобе заинтересованной стороны.

Президиум краевого (областного) и равного ему суда, помимо рассмот­рения в пределах своих полномочий названных выше категорий дел в по-рядке надзора и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, имеет и следующие полномочия: утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебных коллегий по гражданским и уголовным де­лам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы, связанные с Работой аппарата суда; оказывает помощь районным судам в применении законодательства; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

I

Раздел II Судебная система Российской Федерации

Рассматривая компетенцию судов среднего звена системы федеральных судов общей юрисдикции, необходимо подчеркнуть, что верховный суд республики в составе РФ в соответствии с конституциями республик и ст. 40 Закона о судоустройстве РСФСР является высшим судебным орга­ном республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью район­ных судов республики. В пределах своих полномочий, о чем уже говори­лось, верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание и применение судами законодательства, укрепление законности, охрану прав и свобод граждан. Кроме того, верховный суд республики обладает правом законодательной инициативы в представительном органе республики, мо­жет вносить предложения о принятии новых законов, об изменении либо отмене действующих законов в пределах полномочий, определенных Кон­ституцией РФ и конституцией республики.

4. Председатель краевого (областного) и равного ему суда. Организа­ция работы суда.

Председатель областного и равного ему суда обладает широким кругом полномочий по участию в отправлении правосудия и организационному руководству судом. Председатель краевого (областного) и равного ему суда: председательствует в судебных заседаниях или назначает для этого своего заместителя, председателя коллегии или судью соответствующего суда; назначает заседания президиума суда и председательствует на его заседаниях; распределяет обязанности между заместителями председателя суда; организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, должностным лицам, а также в общественные объединения и част­ные организации об устранении нарушений закона, причин и условий, спо­собствовавших совершению правонарушений; ведет личный прием граж­дан и представителей организаций; осуществляет руководство работой по рассмотрению жалоб, поступающих в суд; организует работу по повыше­нию квалификации судей и сотрудников аппарата суда.

Кроме того, председатель суда выполняет ряд других функций органи­зационного характера: ведает кадрами консультантов, секретарей и других работников аппарата суда; утверждает планы работы суда и контролирует их исполнение; представляет в областную администрацию документы о требующихся для работы суда народных и присяжных заседателях; кон­тролирует работу по исполнению судебных решений и своевременность обращения к исполнению приговоров суда, подготовку отчетов о работе суда, его финансовую деятельность и др.

В отсутствие председателя суда его права и обязанности осуществляет первый заместитель (если он имеется) или заместитель председателя по назначению председателя.

В краевых (областных) и равных им судах заместителей председателя суда - не менее двух. Заместители председателя суда возглавляют соот-

Глава 6. Федеральные суды общей юрисдикции

ветственно судебные коллегии по гражданским и уголовным делам и являются председателями этих коллегий, выполняют другую работу по поручению председателя суда. Как председатели судебных коллегий они организуют их работу: председательствуют в судебных заседаниях или поручают это судье; образуют судебные коллегии для рассмотрения кон­кретных гражданских и уголовных дел; назначают время и место рас­смотрения наиболее сложных гражданских и уголовных дел; представля­ют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий; вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; осуществляют руководство судебной коллегией и в соответст­вии с распределением обязанностей руководят работой аппарата суда; ведут личный прием граждан.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам в некоторых краевых (областных) и равных им судах в целях лучшей организации су­дебной работы подразделяются на судебные составы по четыре-пять судей. Распределение судей по составам утверждается на заседании президиума суда. Председатель суда назначает председателя состава, который предсе­дательствует в судебных заседаниях и обеспечивает подготовку к рассмот­рению дел в кассационном порядке. Судьи, рассматривающие дела в касса­ционном порядке, закрепляются за определенными районными судами по зонам. Это позволяет им заниматься не всеми судами области от случая к случаю, а определенными судами, глубже вникать в разрешение тех вопро­сов, которые там возникают. При таком распределении обязанностей судьи областного и равного им суда лучше осведомлены о положении дел в дан­ном районном суде на основании рассмотренных ими кассационных дел, личных встреч и бесед с судьями.

5. Аппарат краевого (областного) и равного ему суда.

Аппарат краевого (областного) и равного ему суда осуществляет обес­печение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата являются государственными служащими, им присваи­ваются классные чины и специальные звания.

Аппарат краевого (областного) и равного ему суда состоит из ряда подразделений (группа консультантов, канцелярия, секретариат, архив, экс­педиция и др.), которые призваны способствовать осуществлению правосу­дия, создавать для этого условия, выполнять по поручению судей подгото­вительные действия перед разбирательством гражданских и уголовных дел.

Консультанты - это лица, имеющие юридическое образование и опыт работы в суде, прокуратуре или других правоохранительных органах.

Секретари судебного заседания ведут протоколы судебного заседания в сУДе первой инстанции. Они обязаны полно и объективно излагать в прото­коле все действия и решения суда, а равно действия участников процесса при рассмотрении дела. По окончании судебного заседания секретарь оформляет

Раздел II, Судебная система Российской Федерации

дело (подшивает и пронумеровывает листы) и после подписания протокола судьей, председательствовавшим по делу, сдает дело в канцелярию.

Кроме того, секретарь судебного заседания проводит работу по подготов­ке дела для рассмотрения в судебном заседании; выдает адвокату дела для ознакомления; выписывает повестки свидетелям, экспертам, переводчикам, истцам, ответчикам, извещает прокурора о дне и часе рассмотрения дела, готовит и вывешивает для сведения списки дел, подлежащих рассмотрению.

Секретарь судебного состава обеспечивает подготовку к рассмотрению гражданских и уголовных дел, поступающих в краевой (областной) и рав­ный ему суд с кассационными жалобами и представлениями. При необхо­димости он извещает о дне рассмотрения дела заинтересованных лиц, при­нимает и регистрирует с разрешения председателя состава (судебной кол­легии) жалобы или представления, поступившие непосредственно в суд второй инстанции; выдает дело адвокату для ознакомления, вывешивает для сведения списки дел, подлежащих рассмотрению в суде второй ин­станции. По окончании рассмотрения секретарь судебного состава оформ­ляет дело для направления по принадлежности в архив.

Секретарь президиума суда обеспечивает подготовку гражданских и уго­ловных дел для рассмотрения на заседании президиума: извещает прокурора о дне заседания и повестке заседания президиума; вызывает по указанию председателя суда лиц, допущенных к участию в рассмотрении дела. Секре­тарь ведет протокол заседания президиума. В некоторых областных и равных им судах на секретаря президиума возлагается регистрация жалоб и дел, поступающих в порядке надзора, а также ведение надзорного производства.

Инспектора выполняют справочную работу по жалобам и делам, запол­няют карточки, выполняют другую работу по делопроизводству.

Секретари и инспектора подчинены заведующему секретариатом (кан­целярией), который непосредственно руководит их работой и контролирует ее. Заведующий секретариатом организует прием посетителей председате­лем суда, докладывает ему почту, вызывает народных и присяжных заседа­телей, выдает заинтересованным лицам с разрешения председателя суда или его заместителя копии решений, приговоров, определений и постанов­лений, выполняет другую работу организационно-технического характера.

Распределение обязанностей в аппарате краевых (областных) и равных им судов во многом зависит от объема работы, но его сотрудники выпол­няют в конечном счете одни и те же по содержанию функции. Во всех су­дах имеются секретариат или канцелярия (либо и то и другое), отдел жалоб, архив, экспедиция, а также вспомогательные технические службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: