ТИМИРЯЗЕВ—ТИМОН



с. 488). Рассматривая структуру правовой нормы, Т. подчеркивает ее параллелизм с тенденцией заученного поведения. В работах по общей социологии Т. изла­гает идеи, очень близкие к взглядам П. Сорокина. Он считает, что социология изучает «биопсихологич. коллективный опыт людей», что нет минимального принципа или субстрата, к к-рому можно свести все обществ, процессы, т. е. отвергает монизм, утверждая взаимодействие множественности факторов. Т. скло­няется к убеждению, что осн. социальным явлением, единицей, подлежащей социологич. анализу, нужно считать взаимодействие между двумя или более чело­веческими существами (см. «Sociological theory, its nature and growth», N. Y., 1957). Т. принадлежит также неск. работ по истории социологии, среди к-рых кн. «Социологич. теория...» — одна из лучших по содержательности и четкости изложения в совр. бурж. социологии.

Во мн. работах по истории социально-политич. раз­вития России после Октябрьской революции Т. высту­пает как откровенный враг марксизма и Сов. власти. Он пытается очернить ее достижения, утверждая, что Октябрьская революция была случайной и что Рос­сия без революции могла бы достичь тех же резуль­татов в области культуры и пром-сти.

Соч.: Право, как коллективно-психологич. реальность, в сб.: Тр. русских ученых за границей, т. 2, Берлин, 1923; Grundzuge des sowjetrussischen Staatsrechts, Mannheim—В., 1925; The crisis in the Marxian theory of law, N.Y., 1939; The introduction to the sociology of law. Harvard, 1939; Religion in Soviet Russia. 1917—1942, N.Y., 1942; Great retreat, N.Y., 19'i6; Three worlds: liberal, communist and fascist society, Milwaukee, 1946; General sociology, Milwaukee, 1959 (соавтор); War and revolution, N. Y., 1965- И. Добро-нравов. Москва.

ТИМИРЯЗЕВ, Аркадий Климентович (19 окт. 1880—15 нояб. 1955) — сов. физик, занимавшийся филос. проблемами естествознания, в частности тео-ретич. физики, представитель механицизма (см. «Меха­нисты»), активный участник научно-филос. дискус­сий 20-х гг. Сын К. А. Тимирязева. Окончил (1909) математич. отделение физико-математич. фак-та Моск. ун-та. Член КПСС с 1921. Организатор и руководитель кафедры истории физики МГУ. Редактор трудов А. Г. Столетова, П. И. Лебедева и др. рус. физиков. С 1931 — член редколлегии журн. «Под знаменем марксизма». Позитивистская и механистпч. методоло-гич. позиция Т. выражалась в стремлении растворить общефилос. принципы в «последних выводах» естество­знания. Т. рассматривал квантовую механику как «попятное движение в пауке», принцип неопределен­ностей Гейзенберга — как преграду, поставленную «антинауч. методологией» развитию атомной физики. Т. скептически оценивал теорию относительности Эйнштейна, отождествляя ее физич. содержание с иде-алистич. интерпретацией. Эти ошибочные взгляды Т. были подвергнуты критике в парт, и сов. печати.

С о ч.: Наука в Сов. России за пять лет, М., 1922; Филосо­фия науки. Естественно-яауч. основы материализма, ч. 1, П., 1923; Кинетич. теория материи, М., 1923; Теория относи­тельности Эйнштейна и махизм, «Вестник Коммунистич. Ака­демии», 1924, № 7; Естествознание и диалектич. материализм. Сб. ст., М., 1925; Диалектика в науке, М., 1929; Введение в теоретич. физику, М.—Л., 1933; Классики рус. физики — Ломоносов, Столетов. Лебедев, М., 1949.

Лит.: История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, гл. 4; т. 6, кн. 2, М., 1965, гл. 10.

J3. Клушин, Б. Суханов. Ленинград.

ТИМИРЯЗЕВ, Климент Аркадьевич [22 мая {3 июня) 1843—28 апр. 1920] — рус. биолог-дарви­нист и обществ, деятель. Окончил Петерб. ун-т (1865). Чл.-корр. Петерб. АН (с 1890). Профессор Петровской (ныне Тимирязевской) земледельч. и лесной академии (с 1871) и Моск. ун-та (с 1877).

Экспериментальные исследования Т. посвящены гл. обр. проблеме фотосинтеза, а также вопросам дыхания и почвенного питания растений. Т, был одним из осно­вателей агрохимии в России. В теоретич. области вел активную борьбу с различными проявлениями анти-


дарвинизма, в частности с рус. антидарвинистами Н. Я. Данилевским, Н. Н. Страховым, С. И. Коржин-ским. Существ, позитивный вклад Т. в развитие дар­винизма связан с учением о творч. роли отбора, о един­стве организма и среды, о причинах изменчивости, о виде и видообразовании. Разработка этих проблем связывалась Т. с задачей управления природой орга­низмов (см. Соч., т. 5, 1938, с. 143). Этой задаче служили выдвинутая им идея созда­ния новой науки — экспери­ментальной морфологии, а также мысль о том, что в изу­чении явлений наследствен­ности и изменчивости реша­ющая роль должна принадле­жать физиологпч. экспери­менту (см. там же, т. 6, 1939, с. 263—64). В развитии дарвинизма особенно большую роль сыграли ра­боты Т. «Исторический метод в биологии» и «Фак­торы органической эволюции». Перу Т. принадле­жит ряд исследований по истории науки: «Наука. Очерк развития естествознания за 3 века (1620— 1920)» (1920); «Осн. черты истории развития биологии в XIX столетии» (1907) и др. История науки рассмат­ривалась им как ключ к решению совр. науч. проблем. Широкую известность получили популярные книги Т. «Жизнь растения» и «Краткий очерк теории Дар­вина».

По своим филос. взглядам Т. стоял на позициях рус. революц. демократов, хотя в молодости испытал увлечение философией Конта. Т. исходил из убежде­ния, что сознание есть лишь свойство материи, появив­шееся на определ. ступени ее развития. Природу, материальную действительность он называл единств, источником знания. Отстаивая материалистич. пози­ции, Т. подвергал критике махизм и агностицизм. Будучи последоват. дарвинистом, Т. считал принцип историзма важнейшим методологич. принципом науч. исследования. В последний период жизни Т. все более приближался к позициям марксистско-ленинской фи­лософии. Свое отношение к марксизму Т. наиболее полно выразил в статье «Ч. Дарвин и К. Маркс» (1919). Эта филос. эволюция Т. в значит, мере связана с его живым интересом к революц. движению в России и поддержкой этого движения. Т. приветствовал Октябрьскую революцию и активно включился в сози-дат. работу Советской власти.

Соч.: Соч., т. 1 —10, М., 1937—40; Избр. соч., т. 1 — 4, М., 1948—49.

Лит.: Ленин В. Я., гПисьмо] К. А. Тимирязеву,
Соч., 4 изд., т. 35, с. 380; Памяти К. А. Т. Сб. докладов и ма­
териалов сессии Биол. ин-та, посвященной 15-летию со дня
смерти К. А. Т., М.— Л., 1936; Платонов Г. В., Миро­
воззрение К. А. Т.,М., 1952; История естествознания в Рос­
сии, т. 3, М., 1962; Колодяжный В. И., Вопросы
методологии в трудах К. А. Т. и проблемы совр. биологии,
К., 1965. Г. Платонов. Москва.

ТИМОН (Tiucov) (ок. 320—230 до н. э.) — др.-греч. философ-скептнк и поэт, ученик Пиррона — основа­теля скептицизма. Впервые письменно изложил уче­ние скептиков. Считая высшим вопросом философии вопрос о поведении человека и доступном для него блаженстве, Т. видел основу познания и деятельности только в непосредств. содержании чувств, восприя­тия. Признавая равноценность всех возможных суж­дений относительно природы вещей, Т. обосновывал необходимость воздержания от суждений и идеал со­вершенной невозмутимости (атараксии). Работы Т. (он — автор трех книг сатирич. стихотворений, т. н. сил л, и многочисл. трагедий п комедий) широко ис­пользовал Секст Эмпирик.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: