Тйндаль—типов теория 233


Соч. в кн.: D i е 1 s H., Poetarum philosophorum frag-menta, В., 1901; Mullach F. (ed.), Fragmenta philosopho-nim graecorum, v. 1,-P., 1875, p. 84—98.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1910, с. 305, 306, 361; Ludvrieh A., Dc quibusdam T.Phil, fragmenta, Konigsberg, 1903; Voghera G., Timone die Fliunte e la poesia sillo-gralica, Padova, 1904; Nestle "W., Timon, в кн.: Paulys Bealencyclopadie der classisehen Altertumswissenschaft, Halbbd 12, Stuttg., 1937, S. 1301 — 03.

ТЙНДАЛЬ (Tindal), Мэтью (12 мая 1657—16 авг. 1733) — англ. философ-деист. Доктор права Кембрид­жского ун-та. Осн. произведение Т.— «Христианство так же старо как сотворение мира, или Евангелие — восстановление естеств. религии» («Christianity as old as the creation; or the Gospel, a republication of the religion of nature», v. 1, L., 1730) в течение трех лет выдержало четыре издания, вызвав резкую полемику со стороны теологов (Р. Бентли, У. Лоу, Дж. Ко-нибир, Дж. Батлер). Не становясь на позиции ате­изма, Т. подверг в этой работе резкой критике т. н. положит, религии, понимая под ними все известные в истории вероучения, исключая христианство, от­нося их к области суеверий. «Естественная*религия», по Т., соответствующая истине и законам природы, предшествовала всем «положительным религиям». Она основывается на естеств. разуме, познающем природу вещей и нравств. обязанности человека, и не нуж­дается ни в каком откровении. Заслуга Христа со­стояла, по Т., в восстановлении естеств. религии. Однако и в христианстве сохранились ложные при­меси, противоречащие естеств. религии; к ним Т. от­носил по существу всю христ. догматику и библейскую мифологию, сохраняя лишь нравств. учение, абстракт­ную веру в бога и в бессмертие души. Нравств. фило­софия Т. свободна от аскетизма: мир создан для все­общего счастья людей. Книга Т., названная современ­никами «библией деизма», оказала сильное влияние на развитие свободомыслия в Англии и (через по­средство Вольтера и энциклопедистов) во Франции.

Б. Быхоеспий. Москва.

ТИПИЧЕСКОЕ, или типичное (от греч. тбяос, — образец),— нормальное, образцовое, наибо­лее вероятное для данной конкретной системы объек­тивного мира; в этом смысле говорят о типичных для данной эпохи и нации людях, событиях, идеях, о ти­пичном для к.-л. страны ландшафте и животном мире и т. п. Смысл термина «типичное» ясно выступает в суждении Ленина о том, «... бывают ли исторические законы, касающиеся революции и не знающие исклю­чения?... Таких законов нет. Такие законы имеют в виду лишь типичное, то, что Маркс однажды назвал „идеальным" в смысле среднего, нормального, типич­ного...». В различных конкретных условиях по-раз­ному решается вопрос, «...насколько типичен или ве­роятен мирный или насильственный переворот...» (Соч., т. 28, с. 218, 219). Т. о., Т. не имеет необходи­мости строгого закона, но и не представляет собой случайный, произвольный феномен, занимая как бы «среднее» место между необходимым (законом) и слу­чайным. Так, при всех неизбежных исключениях можно определить осн. экономич., политнч., идео-логич. и т. п. типы людей, присущие к.-л. конкрет­ному обществ, организму (напр., в «Развитии капита­лизма в России» Ленин охарактеризовал рус. «эконо­мические типы» конца 19 в.). Категория Т. выступает в различных областях науч.-филос. мысли (особенно в социологии), но наиболее существ, роль она играет в эстетике.

В развитии теории иск-ва можно отчетливо просле­дить соответствующую тенденцию. Так, по Аристоте­лю, иск-во воссоздает «вероятное», возможное; тео­ретики классицизма выдвигают тезис об «образцо­вости» художеств, образов; эстетика Просвещения ставит на первый план идею «нормального», «естест­венного» как основы иск-ва; с т. зр. Гегеля, иск-во


творит образы «идеальных» (т. е. наиболее развивших свои возможности) явлений и т. д. В этой смене поня­тий отражаются этапы развития не только эстетики, но и самого иск-ва. Собственно понятие Т. становится определяющим в эстетике 19 в. (Белинский, Тэн,, Г. Брандес и др.), связанной с реалистич. иск-вом. Ф. Энгельс в 1888 определил художеств, реализм как «правдивость воспроизведения типических характеров в типических обстоятельствах».

В развитии сов. эстетики исследование понятия Т. занимало огромное, подчас центральное место. Од­нако во мн. работах начиная с 20-х гг. и до наст, вре­мени неправильно отождествлялись социологич. и эстетич. подходы к проблеме Т., различные по суще­ству, ибо иск-во ставит перед нами не понятия о типах людей, а образы типич. характеров, в к-рых воссоз­дается многосторонняя человеческая цельность. Ленин, говоря об особенностях художеств, произве­дения, в отличие, напр., от социологич. исследова­ния, утверждал, что в нем «... весь гвоздь в ин­дивидуальной обстановке, в анализе х а-рактеров и психики данных типов» (там же, т. 35, с. 141). Поэтому в литературоведении и эстетике-несостоятельно, напр., механически перенесенное из политэкономии и социологии понятие «тип помещика». Рус. лит-ра 19 в. воссоздавала не «типы помещиков», а многообразные типич. характеры, порожденные по­мещичьей Россией. Эта Россия могла — с равной сте­пенью вероятности — порождать и характеры, подоб­ные гоголевскому Манилову и щедринскому Голов-леву, и такие характеры, как тургеневский Лаврец-кий и толстовский Левин. С экономич. т. зр. (то есть. в аспекте классового типа), эти фигуры различаются не так уж значительно; между тем с эстетич. т. зр., в плане художеств, характера, различие между ними громадно. Так, если о Плюшкине можно сказать, что-это характер, в к-ром все человеческое вытеснено «помещичьим», то Везухов, напр., это характер чело­века, сумевшего так или иначе преодолеть в себе кре-постнич. свойства и ставшего своеобразным воплоще­нием целой России.

Т. в иск-ве имеет прямое и непосредств. отношение-к художеств, идее, к специфич. познават. сущности иск-ва. В образах типич. индивидуальностей, создан­ных в произведении, в их взаимодействии, в их связи с обстоятельствами как раз и воплощается художеств, познание мира, раскрывается конкретное соотношение-личности и общества.

Лит.: Ревякин А. И., Проблема Т. в художеств, лит-ре, М., 1959 (имеется библ.); Кожинов В., Худо­жеств, творчество как «мышление в образах», «Вопр. лит-ры», 1959, № 10; Гей Н. К., Типич. характер и проблема ху­дожественности, в кн.: Социалистич. реализм и классич. насле­дие, М., 1960; Бочаров С. Г., Характеры и обстоятель­ства, в кн.: Теория литературы, М., 1962; Besenbruch W., Zum Problem des Typischen in der Kunst, Weimar, 1956.

В. Кожинов. Москва.

ТИПОВ ТЕОРИЯ — система расширенного преди­катов исчисления или аксиоматич. теории множеств, включающая переменные различных типов (сортов, ступеней, порядков). Различные системы Т. т. были предложены (впервые — Б. Расселом в 1908) в ка­честве одной из альтернативных формализации клас­сич. (теоретико-множественной) математики и логики, в к-рой известные парадоксы (в частности, парадокс Рассела) «наивной» теории множеств преодолеваются посредством ограничений на выразительные (а н& дедуктивные, как, напр., в др. аксиоматич. системах) средства теории, т. е. пересматривается характерная для «наивного» подхода уверенность в том, что любая «грамматически правильная» фраза выражает нек-рое осмысл. условие (или — что равносильно — предъ­являются более жесткие критерии «грамматич. пра­вильности»). Осуществлению такого рода ограниче­ний и служит упомянутое выше в дефиниции Т. т„




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: