Опыт культурной феноменологии

Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) - известный немецкий философ, глава баденской школы неокантианства. Многие его труды, в частности "История древней философии", "История новой философии", "Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия", переводились на русский язык и были изданы в конце прошлого и начале нынешнего века. Однако само творческое наследие этого мыслителя не стало предметом исследования для отечественных философов. Между тем Виндельбанд заслуживает внимания не только как историк философии, но и как философ культуры, феноменолог общественного сознания

Огромный интерес к кантовской философии в 60-е годы прошлого столетия был вызван желанием неокантианцев создать всеобъемлющую и всепроникающую рациональную картину действительности. Основная тенденция этого направления состояла в сознательном отвлечении познания от целостного процесса жизни, выведении его (познания) из субъекта, из самого мышления с его априорными законами. Именно сверхиндивидуальное сознание обрело у них онтологический характер. Теория неокантианцев целиком строится на оторванности бытия от субъекта.

Опираясь на Канта, Виндельбанд толковал философию как всеобщую науку о ценностях. Так, наука обрела объект по существу вне- и сверхнаучный, а ценности, хотя и признавались объективными, но не существовали в действительности, а "значили". "Наука о ценностях

==102

писал по этому поводу H.A. Бердяев, есть в конце концов один из видов метафизики сущего, метафизики смысла мира, и всего менее научной. Научно ценность не только нельзя исследовать, но нельзя и уловить"1.

Неокантианство в целом пыталось освободить познание от всякого антропологизма, придать ему трансцендентный характер. Философия осмысливалась, таким образом, как нормативное учение, а история - как процесс осмысления и олицетворения ценностей. Именно поэтому В. Виндельбанд стремился углубить проведенное еще В. Дильтеем разделение наук на "науки о природе" и "науки о духе". Основе классификации Дильтея лежало различение по предмету. Виндельбанду же казалось, что такое разграничение лучше провести по методу. Он разделял науки на номотетические, имеющие дело с законами, и идеографические, изучающие единичные, неповторимые явления.

Представленные вниманию читателя лекции имеют особое значение в творчестве В. Виндельбанда. Они посвящены не древней философии, не просветительству, а новейшим течениям немецкой мысли. Представление о том, что именно в прогрессе человечество находит собственное предназначение, раскрывает свой дух, выражено здесь наиболее обостренно и полно. Именно поэтому философ пытается выяснить, как связаны различные духовные феномены, типы и мотивы мировоззрения с общим историческим развитием немецкой нации в XIX столетии.

Однако Виндельбанд менее всего интересуется ·

Бердяев H.A. Смысл творчества // Бердяев H.A. Философия свободы: Смысл творчества. М„ 1989. С. 276.

==103

собственно социальной динамикой, цивилизационными факторами или реальными историческими событиями. Культура в его работе истолковывается как духовный феномен, лики и образы которого обусловлены прежде всего общезначимыми ценностями. В основе культуры как процесса, по словам Виндельбанда, лежит глубочайшая сущность, которая обусловливает обостренную интеллектуальную жизнь людей. Истина, Благо, Красота, Святость суть универсальные, надысторические абсолюты.

В соответствии с духом времени Виндельбанд отождествляет развертывание культуры с философией истории. В меньшей мере он видит в феномене культуры раскрытие философско-антропологических явлений Это естественно для XIX столетия, которое представлено здесь уже на излете. Ведь история воспринималась им как сфера, где раскрывает свое богатство человеческий дух. Современная философия культуры ищет свою опору не в истории как таковой, а в постижении человека, в антропологическом сознании.

Тем значительнее отдельные интуиции Виндельбанда, который в целом видел в истории лишь культуротворчество, а не развертывание человеческого достояния. В частности, он подчеркивает ограниченность образа человека эпохи Просвещения с ее неисторическим характером мышления. Публикуемая работа Виндельбанда не только расширяет наши представления об истории философии, но и призвана помочь философскому постижению человека и культуры.

Профессор П.С. Гуревич

==104


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: