Меры предупреждения организованной преступности

Организованная преступность является серьезной проблемой для общества. Поэтому глубокое и всестороннее ее изучение в республике, исследование ее особенностей в различных регионах, социальных группах, областях хозяйственно-экономической деятельности, тактика борьбы с нею представляет сейчас одну из главных задач правоохранительных органов. Практики справедливо отмечают, что в настоящее время меняется «структура групповой преступности, средства и методы преступной деятельности становятся все более изощренными [69, с.29].

Определенную роль в деле борьбы с организованной преступностью и коррупцией должно сыграть международное сотрудничество в этом вопросе. Такое сотрудничество может развиваться в рамках Интерпола, а также на основе различного рода двухсторонних соглашений. Определенная общность республик бывшего СССР в правоприменительной деятельности, социально-экономических областях, оперативно-следственной работе и в организационной структуре правоохранительных органов является важной предпосылкой для организации и дальнейшего сотрудничества в сфере борьбы с организованной преступностью в рамках СНГ. На этот счет между республиками СНГ уже заключены соответствующие соглашения по оказанию правовой помощи, имеются тесные контакты органов прокуратуры и внутренних дел.

Так, например, на международном семинаре ООН по вопросам борьбы с организованной преступностью в Суздале в 1991 году организованная преступность была определена как «относительно массовая совокупность устойчивых и управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и крупномасштабные хищения». Организованную преступность эксперты ООН разделяют на несколько видов.

1. Мафиозные семьи, существующие по принципу иерархии. Они
имеют свои внутренние правила жизни, нормы поведения и отличаются
большим количеством противоправных действий.

2. Профессионалы. Члены таких организаций объединяются с целью
исполнения определенного преступного замысла. Организации такого рода

непостоянны и не имеют такой жесткой структуры, как организации первого вида. К группе профессионалов относят фальшивомонетчиков, формирования занимающиеся кражами автомобилей, вымогательством и т.д. Состав профессиональной преступной организации может постоянно меняться и ее члены могут участвовать в различных однотипных преступных предприятиях.

3. Организованные группы, контролирующие определенные территории.

Можно классифицировать организованную преступность и по сферам проявления:

- организованная преступная деятельность, реализующаяся в сфере
экономики.

- организованная преступная деятельность, реализующаяся в сфере
управления.

организованная преступная деятельность, реализующаяся в социальной сфере [70, с.60].

По мнению Лунеева В.В., перечисленные признаки могут вполне улавливаться, если учитывать преступления, совершенные организованными преступниками. На этой базе можно отслеживать общее количество выявленных организованных групп, их криминальную направленность, длительность существования, уровень сплоченности, характер управления и т.д. [29, с.10].

Вместе с тем, специалисты справедливо отмечают, что пришло время необходимости разработки совместного положения и создания единого специального органа или службы в СНГ для решения проблем координации и объединения действий полицейско-милицейских органов в этом направлении. То есть речь идет о создании специальной службы, схожей по ряду вопросов и сфере деятельности с Интерполом. Такая служба должна иметь постоянный персонал в основном из стран СНГ, свой бюджет. Деятельность такой службы, как неоднократно отмечалось в специальной литературе, могла бы быть направлена:

на организацию розыска лиц и похищенного имущества с направлением предупредительных сообщений, идентификацию преступников и пострадавших лиц, а также анализ способов совершения противозаконных действий межгосударственными преступниками;

на создание крупного социального межгосударственного информационного центра, где бы наряду с выдачей информации велась работа по обработке и регистрации сообщений по различным категориям преступности;

на решение проблем совершенствования приграничного контроля в целях усиления борьбы с организованной преступностью;

на организацию и усиление контроля за оружием, осужденными, выдачи уголовных преступников и т.д.;

на совместный анализ в СНГ оперативной обстановки, подготовку и проведение совместных розыскных мероприятий, обмен

техническими средствами, сотрудничество в области подготовки кадров, овладение ими современными методами борьбы с наиболее опасными и распространенными видами организованных преступлений;

на разработку программ борьбы с международной преступностью и сближение в этом направлении соответствующих национальных законов и ряд других вопросов.

Вместе с тем, специалисты настоятельно отмечают, что необходима «единая целевая аргументированная государственная программа борьбы с организованной преступностью, обеспеченная материально технически и финансово» [71, с. 16].

Рассмотрим основные профилактические меры борьбы с

рассматриваемым явлением. Для организации предупредительной деятельности немалый интерес представляет вопрос о том, где именно складывались преступные группы. В основном большая часть преступных групп, совершивших кражи, грабежи, разбои, а также некоторые другие преступления, сформировались по месту жительства, значительно меньше - по месту работы и на основе знакомства в общественных местах. Интересны и данные о длительности знакомства соучастников преступления между собой.

Так, например, в Российской Федерации эффективность противодействия организованной преступности в России зависит не только от правоохранительных органов, сегодня она проходит на трех направлениях - политическом, экономическом и «права человека». Эта борьба должна быть бескомпромиссной и неуклонной, основанной на генеральной стратегической линии. В существующих условиях борьба с организованной преступностью прежде всего предполагает формирование четкой юридической базы, что позволило бы регулировать экономические отношения и уверенно защищать все формы собственности. Без этого все требования усилить мощь карательных органов и ужесточить систему наказания за уголовные преступления будут напрасны. Здесь обнаруживается и политический подтекст проблемы организованной преступности: укрепит ли коррумпированный бюрократический аппарат под флагом борьбы с преступностью свою власть или же общество оценит всю степень угрозы и направит свои усилия на создание эффективных гражданских институтов контроля над деятельностью властных структур и чиновничьего аппарата? Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов.

Так или иначе, главная задача состоит в том, чтобы отделить организованную преступность от государственных структур и ликвидировать коррупцию. Без этого основного шага все усилия пропадут даром. Если у российской власти по-прежнему не появится желания и возможности судить и наказывать политиков, чиновников, судей и милиционеров как самого низшего, так и самого высокого уровня, все остальное будет простой тратой сил и времени. На пути к демократии и рыночной экономике существование преступных королей и коррумпированных местных князьков не должно восприниматься обществом как неизбежное сопутствующее зло. В то же

время нельзя все проблемы сегодняшнего российского общества относить на счет организованной преступности и коррупции (например, в бывшем СССР имелось 17 миллионов трудищихся, а в России их сегодня 18 миллионов). Крайне необходимо сегодня, например, для борьбы с преступностью как можно скорее провести юридическую реформу [70, с.401].

В криминологическом плане представляет интерес тот факт, что как правило, самое длительное знакомство поддерживали несовершеннолетние, молодые и взрослые: именно к этой категории лиц относится большинство преступников, знакомых с соучастниками около или немногим более года, причем, как правило, период их знакомств значительно больше периода совместной преступной деятельности. Длительность знакомства с соучастниками преступления в значительной мере зависит от вида совершенного преступления.

Практика показывает, что наиболее длительным оно было в группах, которые совершали корыстные преступления, самым кратковременным - в группах, совершивших убийства или причинивших тяжкие телесные повреждения.

Переходя к рассмотрению вопроса о предупреждении организованной преступности необходимо отметить следующее.

Говоря в целом о предупреждении следует отметить, что на данный момент времени ученые-криминологи условно разделились на две большие группы в обсуждении вопроса о том, как правильно называть деятельность по предупреждению и профилактике преступности - борьбой с преступностью или контролем за ней (или, как еще принято выражаться, -удержанием на социально терпимом уровне). В любом случае, как ни называй этот процесс, предупреждение и профилактика преступности осуществляется путем применения уголовного закона и иным устранением обстоятельств, вызывающих те или иные преступления или способствующих их совершению. На мой взгляд, при всем понимании позиции и одной, и другой стороны, термин «контроль за преступностью» не в полной мере соответствует содержанию такой деятельности, так как контроль (франц. -controle) означает «наблюдение с целью проверки или надзора; проверка...» [72, с.452]. В любом учебнике по криминологии наблюдение указано в качестве метода криминологической науки, который отнюдь не содержит в себе весь комплекс мер по предупреждению и профилактике преступности, а служит лишь для изучения этого негативного социального явления.

Относительно «борьбы» хотелось бы отметить, что в авторитетном издании большого толкового словаря русского языка термин «бороться» трактуется как «состязаться в чем-то, стараясь одержать победу,... активно действовать против кого-, чего-либо, стремясь преодолеть или уничтожить...» [72, с.92]. Итак, любая борьба подразумевает победителя и побежденного или, по крайней мере, наличие цели - одержать победу - в обществе такое опять-таки невозможно, исходя из обозначенных выше социальных законов развития, а также того, что нельзя ставить в основу терминов заранее недостижимую цель.

Но в любом случае в деятельности правоохранительных и иных органов, граждан по предупреждению и профилактике преступности присутствует признак противостояния двух противоположных сторон, одна из которых - преступность, другая - закон, государственный органы и правопослушные граждане. Поэтому целесообразно употреблять термин, к примеру, «противодействие», то есть действие против того, обратное тому, что осуществляется другой стороной, «действие, препятствующее другому действию» [72, с. 1031].

Специальная профилактика организованной преступности представляет собой особый вид деятельности правоохранительных органов, охватывающий:

1) выявление групп, сформировавшихся на антиобщественной основе,
совершивших правонарушение;

2) установление участников этих групп, структуры каждой группы,
распределение ролей в группе;

3) выяснение характера, содержания и способов антиобщественной
деятельности группы, ее направленности;

4) выявление источников, причин формирования группы, ее
внешних связей;

5) определение наиболее эффективных мер профилактики в отношении
данной группы, повода для вступления с группой в необходимый контакт,
построение профилактических комбинаций, прогнозирование результатов
профилактического воздействия.

Для осуществления профилактических мер имеют важное значение и выявление таких признаков, как:

1) наличие или отсутствие в составе группы ранее судимых лиц и их
роль в группе;

2) наличие или отсутствие в группе лиц, состоящих на оперативно-
профилактическом учете;

3) характеристика большинства членов группы по месту работы, учебы,
жительства;

4) продолжительность существования группы;

5) подверженность антиобщественным, потребительским интересам;

6) наличие огнестрельного оружия;

7) наличие определенного опыта правонарушителей.

В отношении конкретной группы, от которой можно ожидать совершения правонарушений и преступлений правоохранительные органы должны постоянно располагать исчерпывающей информацией.

Источниками информации могут быть:

- жалобы и заявления граждан;

- сообщения государственных органов и общественных организаций,
администрации предприятий и учреждений;

- материалы уголовных дел и оперативно-розыскной деятельности.
После того, как группа, от которой можно ожидать совершения

преступлений, выявлена, дальнейшая работа должна быть направлена на

изучение:

формы существования группы, продолжительности ее функционирования, места совершения ее противоправных действий или привычных сборищ;

- демографических, культурных, нравственных, психологических и
иных характеристик участников;

- взаимоотношения группы с другими формальными и неформальными
группами.

Принятие конкретных мер зависит от антиобщественных действий.

Профилактическое воздействие на группу, которая совершает преступление, состоит главным образом в переориентации этой группы, изменений этих целей, планов, идеалов, взглядов и т.д., либо ее разложения. Эта работа может осуществляться и различными способами: использование уголовно-правовых средств, оперативно-розыскных методов, воздействие родных и близких и т.д.

Практикой выработаны некоторые методы предупреждения организованной преступности. Они осуществляются путем профилактического воздействия непосредственно на группу в целом и выражаются в:

- разложении групп с помощью изоляции большинства участников
групп (метод изоляции);

- разобщении группы иными способами (негласными);

- переориентации группы;

- воздействии на лидера группы и через лидера на группу;

- сочетании мер индивидуального воздействия на правонарушителей с
мерами воздействия на всю группу.

Следует отметить, что современная и достаточно полная профилактика преступлений со стороны организованных групп невозможна без соответствующей оперативной осведомленности сотрудников правоохранительных органов с конкретной обстановкой на обслуживаемой территории, о разных типах антиобщественного поведения и группового общения.

Так, например, Марчук А.Д. приходит к выводу о целесообразности создания в подразделениях по борьбе с организованной преступностью:

1) специального подразделения (службы), основной задачей
которого должна стать защита лиц, оказывающих им содействие;

2) центра по психологической реабилитации жертв организованной
преступности;

3) ведомственных наставлений по защите, включающих
(инструкций) методики по производству следственных действий и механизма
по защите граждан, участвующих в этих действиях [73, с.20].

Очень важное профилактическое значение имеет неотвратимость наказания за содеянное. Однако данное условие далеко не всегда соблюдается. Изучение личности групп показало, что зачастую совершенные ими первые преступления длительное время оставались нераскрытыми, что


нередко порождало у виновных чувство безнаказанности, прямо или косвенно способствовало продолжению преступной деятельности.

Не способствует усилению борьбы с организованной преступностью происходящая в целом по стране практика либерализации и смягчения наказания за преступления, требующие применения суровых мер, в частности, смертной казни к организаторам и участникам преступных групп, совершивших тяжкие преступления. Это, безусловно, вызывает боязнь граждан за свою безопасность, за жизнь своих родных и близких, значительно снижает активность их участия в раскрытии и расследовании преступлений, в борьбе с антиобщественными проявлениями.

Одной из болевых точек в организации наступательной борьбы против экономической преступности, да и в целом организованной преступности, является кадровая проблема. Продолжается определенный отток квалифицированных кадров из правоохранительных органов, уход наиболее подготовленных сотрудников в органы и учреждения с большей оплатой и социальной защищенностью, отмечается ставший хроническим некомплект сотрудников-специалистов подразделений, призванных вести борьбу с экономическими преступлениями.

В этой связи необходимо принятие комплексных мер, направленных на подготовку и переподготовку кадров правоохранительных органов, способных успешно вести борьбу с преступностью, создание условий для закрепления кадров в системе правоохранительных органов. В учебных заведениях республики, готовящих кадры для правоохранительных органов, требуется предусматреть дифференцированную специализацию следственно-оперативных работников, обучение их современным способам и методам раскрытия, расследования, предупреждения преступлений с учетом накопленного в республике и за рубежом положительного передового опыта.

Актуальной задачей является необходимость дальнейшего совершенствования и обновления законодательства, регламентирующего борьбу с преступностью, в том числе с ее новыми проявлениями и формами, принятие «Закона о борьбе с организованной преступностью», проект которого разработан МВД Республики Казахстан, где в составе комиссий был представлен и автор.

Схожие позиции и у российских ученых и практиков. Так, Васин Ю.Г. в предложениях по совершенствованию законодательной деятельности в сфере борьбы с организованной преступностью (ЗБОП), отмечает:

а) обоснование необходимости принятия комплексного закона о борьбе с организованной преступностью, являющегося преимущественно аутентическим толкованием некоторых положений действующего законодательства в рассматриваемой области, т.е., во-первых, определяющего понятие организованной преступности, ее структуру, во-вторых, толкующего оценочные признаки организованных форм соучастия в преступлении, а также в нормах об ответственности за бандитизм, организацию незаконного вооруженного формирования, организацию преступного сообщества (преступной организации), в-третьих,

конкретизирующего оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные, гражданско-правовые, административные и иные меры борьбы с организованной преступностью, в-четвертых, определяющего систему органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью, их особую компетенцию, правовую базу, финансирование, организационное, научное, и материально-техническое обеспечение, а также другие важные вопросы, которые бы принципиально не расходились с международными рекомендациями;

б) законодательное закрепление в Уголовном кодексе Российской Федерации:

- замены части оценочных признаков в описании организованной
группы и преступного сообщества (преступной организации) на
определенные или относительно определенные;

- изменения, содержащегося в ст. 35 и 210 УК РФ определения цели
создания преступного сообщества (преступной организации),
предполагающего достаточность [74, с. 10].

Всеобщий закон 1984 г. о контроле над преступностью, говоря о мерах наказания для лиц, участвовавших в деятельности организованной преступности, предусмотрел возможность строгой их изоляции от других заключенных. Эта мера была призвана лишить осужденного возможности продолжать через третьих лиц свое участие этой деятельности.

Специальной статьей закон 1984 предусмотрел наказание за преступления, совершаемые по заказу: убийство или похищение человека «по контракту» карается тюремным заключением вплоть до пожизненного и/или штрафом до $50 тыс., а вооруженное нападение может повлечь за собой 20-летнее тюремное заключение и/или штраф до $20 тыс.

В настоящее время наиболее прибыльный и, несомненно, самый общественно опасный вид деятельности организованной преступности - это торговля наркотиками. В 80-е годы тенденция к ужесточению наказаний особенно заметна в отношении преступлений, связанных с незаконным производством, транспортировкой и сбытом наркотических веществ. Наиболее значительной мерой в этом направлением стал закон 1986 г. о борьбе со злоупотреблением наркотиками, который резко увеличил наказание за изготовление и распространение наркотиков. Закон впервые установил обязательным минимальные сроки тюремного заключения за распространение определенного количества наркотических веществ (от 5 до 20 лет) и максимальные сроки, в большинстве случаев достигающие пожизненного заключения (прежде - не более 40 лет), а также максимальный размер одноразового штрафа за указанные преступления - $8 млн.; прежде он не превышал $500 тыс. Закон запретил выносить условный приговор и применять условно-досрочное освобождение к лицам, осужденным за распространение наркотиков.

Особой нормой карается распространение наркотиков в непосредственной близости (в пределах 300 м) от школ, что может повлечь

двухкратное увеличение сроков лишения свободы по сравнению с предусмотренным за данное преступление законом.

Закон 1986 г. установил обязательность пожизненное заключение для лиц, признанных виновными в непосредственном участии в качестве администратора, организатора или руководителя предприятия, которое занимается производством импортом или распространением наркотиков, если доход такого предприятия превышает $10 млн. в течение 12 месяцев.

Наконец, идя по пути дальнейшей детализации законодательства по борьбе с организационной преступностью, органы юстиции США добились выделения в законе 1986 г. отдельной статьи, предусматривающей наказание за «отмывание» денег, добытых в результате деятельности организованной преступности. Наказание предусматривает штраф в размере до $500 тыс. и/или тюремное заключение до 20 лет.

Среди принятых прежде федеральных законов для борьбы с организованной преступностью назовем закон 1970 г. о секретности банковских операций. Он разрешает соответствующим органам исполнительной власти прослеживать перемещение крупных и вызывающих подозрения денежных сумм и проведение крупных финансовых операций, в частности, связанных с вызовом американской валюты. Закон обязывает банки США информировать соответствующие правительственные органы о поступающих к ним вкладах на сумму свыше $10 тыс. если расчет ведется наличными деньгами. Налоговая служба министерства финансов США вправе требовать от банков информацию о всех денежных перечисленных свыше $10 тыс., если есть основания полагать, что они имеют отношения к сделкам, связанным с торговлей наркотиками. Государственные органы имеют право конфисковать имущество, приобретенное в результате преступного распространения наркотиков, если это обстоятельство будет надлежащим образом доказано.

Руководящую роль в борьбе с организованной преступностью играет министерство юстиции США, оно разрабатывает общую стратегию этой борьбы и осуществляет методическое руководство ею. В частности оно приняло на себя функции координатора необходимых разведывательных мероприятий, на всех уровнях правоприменительной деятельности. С этой целью в министерстве были созданы межведомственный отдел разведки и информации, а также отдел по разведке деятельности организованной преступности.

Основное подразделение министерства юстиции, на которое непосредственно возложена борьба с организованной преступностью, - это Федеральное бюро расследований, включая 59 местных отделений, размещенных на территории страны. ФБР стремится «добраться до тех, кто осуществляет реальную власть и реальный контроль» в деятельности организованной преступности. Поскольку наиболее серьезная проблема, перед которой за последние 10-15 лет оказались США, это сочетание различных видов преступного предпринимательства со все усиливающимся распространением наркотиков, в министерстве юстиции США создана и

эффективно действует Администрация по применению законов о наркотиках (АПЗН).

АПЗН - мощное федеральное правоприменяющее учреждение, главный координационный центр страны по борьбе с наркотиками. АПЗН сотрудничает с другими федеральными правоприменяющими органами, с полицейскими ведомствами некоторых иностранных государств и с ИНТЕРПОЛОМ, осуществляет связь с ООН в вопросах борьбы с наркоманией. Ею создана обширная и технически хорошо оснащенная разведывательно-информационная сеть, помощью которой пользуется ФБР и таможенная служба, налоговые органы и служба иммиграции и натурализации, иные организации, в поле зрения которых попадают распространители наркотиков из организованных групп. На территории США АПЗН имеет 13 региональных управлений, а также представительства в Мексике, Венесуэле, Франции, Таиланде, на Филиппинах и др. При осуществлении конкретных операций полицейского характера АПЗН действует нередко совместно с ФБР либо под его руководством, в порядке централизации усилий для борьбы сорганизованной преступностью.

Столкнувшись с тем, что ведомственная и административно-территориальная разобщенность правоприменяющих органов, в частности полиции, препятствует расследованию деятельности организованной преступности, федеральное правительство создало объединенные «ударные силы». Были сформированы 12 такого рода подразделений, территориальная юрисдикция которых распределена таким образом, чтобы в совокупности они охватывали своим контролем территорию страны, особенно в регионы, где организованная преступность проявляет повышенную активность.

Изучив преступную деятельность такого лица или группы, полиция
предпринимает тактическую разведку. Основная ее цель - спланировать
полицейские операции и установить источники получения доказательства,
которые позволили бы произвести арест подозреваемого и доказать его
виновность. Между задачами, которые решаются стратегической и
тактической разведками, нет, разумеется, жесткой границы.

Значительную часть информации органы полицейской разведки добывают открытыми способами, явным наблюдением и фиксацией происходящих событий, анализом прессы, добровольных сообщений граждан и т.п. Особое внимание органы полицейской разведки уделяют скрытым методам получения информации - «электронному наблюдению» секретных операций с помощью тайных агентов и осведомителей.

«Электронное наблюдение» ведется с использованием средств для восприятия и фиксации разговоров, содержание которых должно способствовать раскрытию преступлений. Сюда относятся подслушивание телефонных переговоров; подслушивание с помощью малогабаритных электронных устройств, включающих микрофон и радиопередатчик или микрофон и звукозаписывающее устройство; наблюдение с помощью телевизионных систем, приборов ночного видения и т.п.

Принятый в 1986 году федеральный Общий закон о контроле над преступностью и безопасностью на улицах разрешает сотрудниками правоприменяющих органов проводить «электронное наблюдение», результаты которого могут быть использованы в качестве доказательства в уголовном процессе. На это необходим судебный ордер, получение которого в основном регламентировано упомянутым законом. В критических ситуациях закон разрешает устанавливать приспособления для «электронного наблюдения» на 48 часов без санкций судьи. К местам, где проводится телевизионное наблюдение, видео и звукозапись без судебной санкции, судебная практика относит улицы, парки, публичные места отдыха, аэропорты, станции железной дороги и метро и другие общественные места, где человек не может претендовать на уединение.

Для получения информации о деятельности организованной преступности, а также для добывания обвинительных доказательств правоприменяющие органы пользуются помощью агентов и осведомителей.

Тайный полицейский агент - это принесший присягу оперативный сотрудник правоприменяющего органа, который участвует в осуществлении операции под прикрытием «легенды». В отличие от него осведомитель нередко сам входит в находящуюся под наблюдением группу, либо каким-то иным способом связан с нею.

Секретные операции призваны помочь проникнуть сквозь завесу тайны, помочь возможным свидетелям преодолеть страх перед наказанием и верность группе организованных преступников. Нужно понять, как преступные организации функционируют, кто направляет их деятельность, куда поступают получаемые доходы и т.п.

Проведение ФБР и АПЗН секретных операций, использование в таких операциях осведомителей и тайных агентов регламентируется в основном четырьмя административными актами, изданными министром юстиции (генеральным атторнеем) и президентом США.

К этим актам относятся:

1. Инструктивное письмо генерального аттернея директору ФБР от 15
декабря 1976 г. «Использование осведомителей в расследовании по делам
внутренней безопасности, организованной преступности и по другим
уголовным делам»;

2. Инструкции генерального атторнея о порядке проведения секретных
операций ФБР (январь 1981 г.);

3. Исполнительный приказ президента США № 12333 от 4 декабря
1981 г. «Разведывательная деятельность в США»;

4. Инструкции генерального атторнея о порядке расследования по
делам общеуголовных преступлениях, деятельности предприятий
организованной преступности, о внутренней безопасности и терроризме (7
марта 1983 г.). Эффективное проведение растущего числа секретных
операций и соблюдение при этом правового режима обеспечивает
Наблюдательный комитет по секретным операциям при ФБР.

В секретных операциях, направленных против организованной преступности, обычно сочетается участие и тайных агентов, и осведомителей; последний нередко вводит в организацию агента, выступающего в соответствующей обстоятельствам роли. Руководители применяющих органов исходят из того, что использование агентов и осведомителей является наиболее эффективной полицейской «техникой» в борьбе с организованной преступностью.

Эффективность использования осведомителей увеличивается в сочетании с применением технических средств «электронного наблюдения». Имея при себе миниатюрное звукозаписывающее приспособление или радиопередатчик, осведомитель может осуществлять звукозапись при встрече с подозреваемым в самых разнообразных и неожиданных ситуациях - в помещении, на улице, в автомашине и т.п. Такой способ фиксации разговоров подчас избавляет правоприменяющие органы от необходимости получать судебный ордер на подслушивание. Использованию результатов подслушивания в качестве доказательства, по-видимому, будет способствовать развивающийся вид криминалистического исследования -идентификации человека по голосу. Он дает возможность не раскрывать личность осведомителя, осуществляющего скрытое наблюдение, не допрашивать его.

Вместе с тем, необходима подготовка учебных пособий, методик, разработок и рекомендаций по вопросам борьбы с преступностью для практических работников. Определенный вклад в это большой важности дело могут внести ведомственные научно-исследовательские и учебные заведения правоохранительных органов. В практику борьбы с преступностью могут (и должны) внедряться лишь те научные результаты, в которых тот или иной правоохранительный орган испытывает необходимость, без чего успешное его функционирование невозможно или затруднено [74, с.253].

Не секрет, что при расследовании деятельности организованной преступности получение показаний свидетелей оказывается очень сложным, так как это связано с опасениями и страхом за жизнь близких, родственников.

Поэтому так важны гарантии безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе. Органы, ведущие уголовный процесс, в соответствии со ст.ст. 99-100 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, обязаны принять меры безопасности потерпевшего, свидетеля, обвиняемого, других лиц, участвующих в уголовном процессе, а также членов, их семей и близких родственников, в любых случаях, если в связи с производством по уголовному делу имеется реальная угроза совершения в отношении их насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния. Орган, ведущий уголовный процесс, принимает меры безопасности лиц, на основании их устного (письменного) заявления или по собственной инициативе, о чем выносит соответствующее постановление. При обеспечении безопасности участников судебного разбирательства по делам об организованной преступной деятельности суд в обязательном порядке

руководствуется положениями ст. 101 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан.

Обычно потенциальные свидетели по таким делам свой отказ давать показания обосновывают конституционной «привилегией против самообвинения», которая гласит, что «никто не будет принуждаться в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя». Свидетель может не отвечать на вопрос, если полагает, что тот может быть использован в качестве обвинительного доказательства против него в последующем уголовном деле.

Нужда в свидетельских показаниях привела к законодательному созданию «иммунитета свидетеля». Закон дает суду право освобождать свидетеля при определенных условиях от уголовного преследования на основании его собственных показаний. В соответствии со Всеобщим законом 1968 г. о контроле над преступностью и безопасностью на улицах суд может предоставить ему такое право во всех случаях, когда это «необходимо в государственных интересах». Данная норма была специально включена в закон о контроле над организованной преступностью 1970 г. Для получения такого «иммунитета» свидетель должен заявить официальное «требование на привилегию».

Однако, свидетели, отказывающиеся от дачи показаний, могут быть по тому же закону решением суда подвергнуты лишению свободы на срок не свыше 18 месяцев. Поэтому, на примере США, меры о защите свидетелей и членов их семей должны включать обеспечение свидетеля документами на новое имя, предоставление ему нового жилища, транспортировку движимого имущества к месту нового жилища, единовременное денежное пособие, помощь в устройстве на работу, в тайне факта изменения имени и места жительства.

Необходимо поддерживать и развивать практику сотрудничества и обмена опытом между правоохранительными органами стран - участников СНГ, а также с аналогичными службами зарубежных стран, в особенности в таких областях, как борьба с международным терроризмом, наркобизнесом, контрабандой, незаконными валютными операциями, а также объединения и координации совместных действий против международных организованных преступных группировок.

Для снижения наркобизнеса необходимо, по примеру развитых стран, оказывать дипломатическое и экономическое давление на правительства стран, откуда поступают в Казахстан наркотики, чтобы сократить или пресечь их производство и распространение в самом источнике.

Безусловно, уничтожить мафию, не подорвав ее финансового могущества, невозможно. Для достижения этих целей во многих странах мира практикуют методы, направленные на затруднение:

- получения;

- хранения;

- использования денежных средств.

Аналитические подразделения спецслужб систематически отслеживают «конъюнктуру черного рынка» и прогнозируют, в каких областях представители криминального мира могут получать сверхприбыли, разрабатывают меры затруднения сверхприбыльного криминального паразитирования [5, с.325].

Безусловно, в данном параграфе невозможно охватить все направления деятельности правоохранительных органов, охватывающих тактику борьбы с

организованной преступностью, тем более, что они, как правило, заключаются в использовании негласных сил, средств и методов [255]. Борьба с преступностью требует значительных расходов, связанных с организационными, экономическими, социально-правовыми мерами. Мы попытались остановиться лишь на основных мерах, направленных на борьбу с организованной преступностью.

Государство, общество в целом не могут пренебрегать настроениями и опасениями людей.

Напротив, трезвая оценка правового сознания и правовой психологии (как социально-экономических объективных факторов) определяет содержание подхода к управленческой, регулятивной стороне рассматриваемой концепции.

Это означает, в частности, необходимость разработки в ней:

- адаптированного, приспособленного к потребностям общества
законодательства;

- оптимальных организационных основ уголовной политики и
криминологической профилактики;

- широкое развертывание, в том числе возрождение различных форм и
методов участия населения в борьбе с преступностью, а также
информирования граждан о реальном состоянии этой борьбы.

Следует четко определить действительную роль показателей зарегистрированной и раскрытой преступности, концептуально нужно определить действительные приоритеты государственных интересов, обеспечивая ответственность власти за допускаемые упущения [75, с.31-33].

Таким образом, характеризуя организованную преступность в

республике, нельзя забывать о коренных изменениях, происходящих в разных сферах общественной жизни, особенно затрагивающих область реформирования правоохранительной системы. Для достижения результатов в борьбе с организованной преступностью, на наш взгляд, необходимо: создание необходимых условий для профессиональной подготовки специалистов в данной сфере; тесное сотрудничество между странами дальнего и ближнего зарубежья в практическом и научном плане; укрепление правовой основы борьбы с организованной преступностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: