double arrow

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации



Конституция РФ, исходя из принципа федерального устройства России, определила основные подходы к организации органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Согласно ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 77 Конституции субъекты Федерации самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя и общими началами, их организации, установленными федеральным законодательством. Эти начала в виде общих принципов сформулированы в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. К их числу относятся:

· государственная и территориальная целостность РФ;

· верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории;

· единство системы государственной власти;

· разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;




· разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов;

· самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

· самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Конституция РФ и Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" закрепляют основополагающие начала построения систем государственной власти субъектов Федерации, гарантируя их определенное единообразие. Однако они позволяют учитывать специфику субъектов Федерации и тем самым сочетать единство и разнообразие в организации их законодательных и исполнительных органов.
Полномочия субъектов Федерации по организации собственной системы органов исполнительной власти конкретизируются в их конституциях и уставах. Содержание этих полномочий составляют:

· право разрабатывать и принимать соответствующие акты, являющиеся правовой основой системы органов исполнительной власти субъектов Федерации;

· право самостоятельно избирать организационно-правовые формы органов исполнительной власти, устанавливать их структуру, распределять функции и компетенцию между различными видами органов;

· право проводить мероприятия по образованию органов исполнительной власти (выборы, формирование, назначение и т.п.);

· право осуществлять политико-правовое, организационное и ресурсное обеспечение деятельности такой системы органов исполнительной власти.



Системы органов исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов входят в единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. Принцип единства исполнительной власти в РФ не исключает разнообразия в устройстве органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Это разнообразие обусловлено не только историческими, национальными, культурными и иными традициями, но и, прежде всего, конституционно-правовыми различиями в положении таких субъектов.
В организации исполнительной власти республик - субъектов Федерации отражаются специфические черты их конституционного положения и особенностей развития. Основными элементами их системы на уровне органов общей компетенции являются чаще всего единоличный орган - глава исполнительной власти (Президент, председатель Правительства, глава республики) и коллегиальный орган - Правительство. На уровне органов государственной администрации специальной компетенции (отраслевых и межотраслевых) наиболее распространенными организационно-правовыми формами являются министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления.
Наиболее типичными моделями, характеризующими организацию исполнительной власти в республиках - субъектах Федерации являются:

1. Система органов исполнительной власти возглавляется Президентом, который одновременно является главой исполнительной власти и председателем Правительства (Республика Бурятия и Республика Тува). Правительство формируется Президентом, который руководит его деятельностью.

2. Система органов исполнительной власти, в которой Президент является по конституционному акту главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Создание высшего органа исполнительной власти общей компетенции не предусмотрено. Президент наделен полномочиями для организации и осуществления централизованного оперативного руководства отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти (Республика Калмыкия). Это - модель президентской республики.

3. Система органов исполнительной власти, которая в определенной мере копирует модель, характерную для федерального уровня, Президент выведен за пределы традиционной концепции разделения властей, которая, тем не менее, находит закрепление в Конституциях республик в качестве одной из основ конституционного строя. Президент является главой государства, назначает Председателя Правительства с согласия представительного органа, а Правительство формируется Президентом по представлению его Председателя (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия).

4. Система органов исполнительной власти, в которой Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Председатель Правительства назначается и освобождается от должности Президентом с согласия представительного органа, а по его предложению Президент назначает и освобождает членов Правительства (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания). Конституция Чувашской Республики 2000 г. допускает, что Президент вправе совмещать свой пост с должностью Председателя Комитета министров и тогда согласия законодательного органа на его назначение не требуется.

5. Система органов исполнительной власти, характеризующаяся отсутствием института Президента (Республика Хакасия). В Рамках этой системы можно выделить три основные модели:

o Главой исполнительной власти и высшим должностным лицом республики является Председатель Правительства, избираемый всем населением. Он представляет на утверждение законодательного органа структуру исполнительной власти республики, назначает и освобождает от должности министров (за исключением трех) и определяет порядок деятельности Правительства (Республика Карелия).

o Правительство формируется представительным органом и является высшим органом исполнительной власти (Республика Мордовия, Удмуртская Республика).

o Исполнительную власть непосредственно возглавляет коллегиальный орган, который формирует Правительство республики. Председатель Правительства входит в состав коллегиального органа в качестве заместителя его председателя (Государственный совет и Правительство Республики Дагестан).

11. Правовые основы и виды государственной службы в Российской Федерации.

Система правовых актов о государственной службе.

В Российской Федерации нет правового акта, который регулировал бы веськомплекс основных вопросов государственной службы. Она осуществляется всоответствии с Конституцией Российской Федерации и конституциями республик,иными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. К ним относятсяЗакон об основах государственной службы, Кодекс законов о труде РСФСР.Специальными правовыми актами и нормами регулируются многие вопросыгосударственной службы в военизированных и правоохранительных органах, атакже в органах, работники которых в силу служебных обязанностейсоприкасаются с населением, деятельностью различных предприятий, учрежденийи организаций, осуществляют специальные контрольно-надзорные функции(транспорта, связи, различных инспекций и др.). Например, законамиРоссийской Федерации от 11 февраля 1993 года «О воинской обязанности ивоенной службе»[2] , от 22 января 1993 года «О статусе военнослужащих»[3],от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»[4];Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РоссийскойФедерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РоссийскойФедерации от 20 мая 1993 года[5], Положением о службе в органах внутреннихдел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного СоветаРоссийской Федерации от 23 декабря 1992 года[6] и др.[7] В различныхправовых актах предусматриваются особенности государственной службы втаможенных, налоговых и иных государственных органах.Отношение конституций и уставов соответствующих субъектов РоссийскойФедерации к вопросам их государственной службы отличается пестротой. С этойточки зрения можно сгруппировать Конституции и уставы, которые:а) содержат отдельные главы, посвященные государственной службе данногосубъекта Российской Федерации. Например, уставы Липецкой, Курганской,Свердловской областей. Устав Свердловской области в этом отношении являетсяуникальным. В нем достаточно подробно регламентируются вопросы, касающиесяпонятия и организации государственной службы; понятия государственногослужащего области, ответственности и ограничения прав государственныхслужащих, гарантий осуществления ими прав;б) относят государственную службу субъекта Российской федерации к еговедению (см., например, п. «о» ст. 37 Устава Ставропольского края, п. «л»ст. 5 Устава Иркутской области)[8];в) ограничиваются отнесением к ведению данного субъекта РоссийскойФедерации учреждение его наград и почетных званий и иных мер поощрения(см., например, п. 19, ст. 81 Конституции Республики Дагестан, п. «к» ст.22 Устава Оренбургской области). Нередко прямое указание на этот счетотсутствует, но такое полномочие вытекает из компетенции тех или иныхорганов и глав субъектов Российской Федерации, глав их администраций.Но конституции и уставы субъектов Российской Федерации являются неединственными актами, содержащими нормы по вопросам государственной службы.Субъекты вправе регулировать их с помощью других правовых актов. В рядесубъектов уже приняты законы о государственной службе.В систему правовых актов о государственной службе входят уставы иположения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственнойдеятельности; положения о конкретных органах и их подразделениях,содержащие нормы о статусе тех или иных их должностных лиц; должностныеинструкции и др.Как правило, специальные правовые акты, касающиеся вопросовгосударственной службы, распространяют свое действие на определенныекатегории государственных служащих.


Сейчас читают про: