Субъект административного права — это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права. Права и обязанности субъекта административного права образуют в совокупности его правовой статус. Правовой статус субъектов административного права образуют нормы, общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права могут быть классифицированы на группы и виды. По своему административно-правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические липа в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин России, иностранный гражданин и лицо без гражданства. Организации как субъекты административного права, прежде всего, надо разделить на государственные и негосударственные. Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата — представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д. Организации негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан — профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др. Среди столь многочисленных субъектов административного права, тем не менее, выделяются как основные, приоритетные, два вида субъектов — граждане и органы исполнительной власти.
|
|
Административно–правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности государственной исполнительной власти.
|
|
АП осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов, регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это-методы правового регулирования общественных отношений. Вместе с предметом они дают наиболее емкую характеристику любой отрасли российского права, включая и АП.
Предмет адм права - совокупность управленческих общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в связи и по поводу реализации гос управленческой деятельности.
АПО имеют свои особенности – это:
Обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью государственной администрации;
В этих отношениях одной из сторон выступает субъект публичной власти. Данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон. В случае нарушения АП нормы нарушитель несет ответственность перед государством. Разрешение споров между сторонами осуществляется в административном порядке.
Субъектами АПО являются участники общественных отношений, которых юридическая норма наделила правами и обязанностями.
Субъектами АПО являются:
– Юридические лица, иные коллективные субъекты;
– Индивидуальные субъекты (граждане и лица, обладающие специально административно – правовым статусом (водители, должностные лица и т.д.).
Индивидуальные относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Коллективные относятся различного рода объединения граждан. В их числе различают государственные и негосударственные.
Государственные - органы исполнительной власти (гос.управление), гос.предприятия, учреждения и их различного рода объединения
Негосударственные – общественные объединения (партии, союзы, движения), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия.
Объектом АП регулирования является управление.
Управление – это целенаправленное воздействие субъекта на объект, с целью достижения субъектом желательного результата.
Субъект – это физ. Лицо, гос. Органы (это совокупность должностных лиц, действующих от лица государства
Метод адм права - совокупность правовых средств и способов правового регулирования общественных отношений
2 метода: - императивный (повелительный)
- диспозитивный (гражданско- правовой)
в адм праве только императивный. Основные возможные нормы:
1) предписания – обязывает совершать определенные действия в норме закона; 2) запрет; 3) дозволение (юрид разрешение совершать или несовершать); 4) согласование.
адм правоспособность - это возможность субъекта вступать в различного рода правовые отношения, при этом приобретать юридические права и обязанности и нести юрид ответственность за их реализацию
субъекты: - индивидуальные (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства); - коллегиальные (гос и негос органы испол власти и их структуры) негос- общественные объединения, труд коллективы, частные предприятия
субъект должен обладать дееспособностью, которая наступает с 18 лет – это способность своими действиями приобретать права и обязанности адм. правового характера и осуществлять их
Источники АП – это внешние формы выражения административно-правовых норм.
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников АП РФ. К источникам относятся:
1. конституция РФ
2. административно-правовые нормы, содержатся также в законодательных актах.
|
|
3. нормативные указы Президента РФ.
4. нормативные постановления Правительства РФ.
5. нормативные акты Гос.комитетов, министерств и служб РФ
6. коституция республик и их законодательства, президентские и правительственные нормативные акты.
7. уставы субъектов федерации, нормативно-правовые акты, постановления и распоряжения Глав администраций.
8. нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
9. межгосударственные соглашения.
10.нормативные акты руководителей гос. корпораций, концернов и объединений.
адм – правовая норма - это правила поведения, целью которого явл-ся регулирование общественно управленческих отношений, возникающих, изменяющих, прекращающихся в сфере функционирования исполнительной власти.
структура адм-правовой нормы:
1 гипотеза (условие)- это характеристика условий, при которых реализуется норма;
2 диспозиция (правило) - это содержание правила поведения (предписания, запреты, дозволения);
3 санкция (нарушения) - это конкретные меры (административные, уголовные, дисциплинарные).
виды норм: материальные и процессуальные
материальные определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, процессуальные – порядок
адм- правовые отношения это урегулированное адм- правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанности, установленные и гарантированные адм- правовыми нормами.
БИЛЕТ № 7