Система принятия решений в организации и в проекте

Процесс принятия решений - циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения

* Анализ проблемы-разработка УР- реализация

Основные стадии процесса принятия решений

Есть несколько подходов к операционализации принятия управленческого решения. Наиболее удачным нам кажется подход, представленный исследователями М.Х. Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури в книге “Менеджмент — наука управления” (М., 1991. С. 61). Они выделяют и описывают следующие шаги в процессе принятия управленческого решения:

1) постановка цели решения;

2) установление критериев решения;

3) разделение критериев;

4) выработка альтернатив;

5) сравнение альтернатив;

6) определение риска;

7) оценка риска;

8) принятие решения

Европейская модель представлена, в частности, в книге М. Вудкока и Д. Френсиса “Раскрепощенный менеджер”. В ней выделяются и рассматриваются следующие шаги или стадии:

  1. определение ролей членов группы;
  2. структурирование группы (с учетом соответствующих задач);
  3. осознание метода работы группы;
  4. просеивание, т.е. приведение групповых идей в определенную последовательность;
  5. уточнение задач членов группы;
  6. запрашивание идей (реакций);
  7. предоставление “эфира”, т. е. обеспечение того, чтобы каждая точка зрения была услышана;
  8. указание путей к цели;
  9. поддержание дисциплины;
  10. использование ресурсов.

Из лекций:

1) анализ ситуации

Данная стадия требует сбора и обработки информации (является буфером м/у внутренней и внешней средой организации)

2) идентификация проблемы

Является ли ситуация проблемной, критической; есть ли необходимость принятия УР?

Подходы:

А) недополучение ресурсов/выгод

Б) Понижение эффективности

Данный этап определяет сущность проблемы. Существует 2 взгляда на проявление проблем. Согласно 1, проблемой считается ситуация,когда поставленные цели не достигнуты или существует отклонение от заданного уровня. В соответствии со вторым взглядом, проблему следует рассматривать как потенциальную возможность повышения эффективности

Проблема есть соовокупность этих взглядов - разрыв м/у желаемым и действительным состоянием системы

3) определение критериев выбора

На данном этапе необходимо определить показатели, по которым бует производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей

Решения: многокритериальные и однокритериальные

Критерии: цена и гарантийные сроки

4) разработка альтернатив

На данном этапе желательно выявить как можно большее количество возможных альтернатив. Чаще всего для этого используются методы экспертных оценок.

Среди основных методов э о метод делфи, мозговой штурм, прогнозирование

5) выбор альтернативы

На данном этапе выбранные альтернативы оцениваются, т.е. сравниваются их достоинства и недостатки, а также анализируются вероятные результаты их реализаци

) выбор альтернативы

На данном этапе выбранные альтернативы оцениваются, т.е. сравниваются их достоинства и недостатки, а также анализируются вероятные результаты их реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо иметь стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать

Стандарт - документ

При оценке возможных вариантов решения всегда используются прогнозныз оценки сравниваемых величин (взаимосвязь с вероятностными решениями)

Идентификаци и мониторинг рисков на этапе выбора альтернативы

6) согласование решение

Матрица РАЗУ

Несколько моделей принятия УР: европейская и азиатская (японская - решение не сверху вниз, не снизу вверх, не от руководителя звену, а ГОРИЗОНТАЛЬНО!! - получение всех согласований с исполнителями и теми, на кого эти решения могут повлиять)

В Японии не принято менять место работы, документ согласования. Решение реализуют те, кто его разрабатывают. Это увеличивает сроки

Есть еще американская модель принятия решений

7) управление реализацией

На данном этапе определяется комплекс работ и ресурсов, необходимых для выполнения решений. Если решение является достаточно сложным и крупным, то может быть разработана программа по его реализации.

8) контроль и оценка результатов

Данный этап выполняет функцию обратной связи, тк оценивает фактические результаты с запланированными


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: