double arrow

Оценка результатов психологического консультирования


Одно из важных этических требований, предъявляемых консультанту, - это осознание истинных результатов своей работы и эффективности применяемых в консультировании методов. В общем, возникает вопрос: оказывает какое-либо позитивное воздействие психологическое консультирование (или психотерапия)? На это, казалось бы, простой вопрос ответить нелегко. Как отмечает Кори (1986), существует несколько трудностей. Во-первых, консультанты, в силу личностных особенностей исходят в своей работе из разных предпосылок и используют различные методы для достижения целей консультирования, поэтому почти невозможно хоть сколько-нибудь объективно оценить эффективность психологического консультирования. Во-вторых, результаты в значительной степени зависят от клиентов, и если их активность в процессе консультирования деструктивна и они не соблюдают требования консультанта или вообще отказываются принимать на себя ответственность за решение своих проблем, то последствия будут отрицательны независимо от усилий консультанта. Наконец, в-третьих, на результаты консультирования оказывают влияние неопределенные факторы окружения. Например, весь эффект консультирования может быть нейтрализован неконтролируемыми действиями членов семьи клиента. Выделяют также еще одну трудность - отсутствие общепринятых конкретных целей и установление только общих направлений работы. Очень трудно конкретно оценить реализацию таких целей, как усиление самовыражения, повышение самооценки, перестройка структуры самости. Наконец, большинство консультантов собственно оценку результатов рассматривают как процедуру, угрожающую их профессиональному достоинству, и часто предпочитают иллюзорную жизнь действительности.

Для оценки результатов консультирования конкретного клиента можно использовать ряд критериев. Блошер (1966) выделяет четыре основных:

- социальная приспособленность;

- личностные особенности;

- профессиональная приспособленность;

- успешность учебы.

Критерий социальной приспособленности широко используется, поскольку большинство клиентов и обращаются к консультанту из-за возникших трудностей в социальном приспособлении, как правило, по причине внутренних конфликтов личности. Улучшение социального приспособления способен оценить сам клиент, но к оценке можно привлечь друзей клиента, членов семьи, учителей (если мы консультируем ребенка). Личностные критерии охватывают изменение самооценки и множество других параметров, обычно измеряемых тестами. Профессиональная приспособленность включает профессиональные планы, удовлетворенность работой и т.п. Критерии учебной деятельности используются в консультировании учащихся и отражают динамику успеваемости.

Обычно основным источником информации об эффективности консультирования является сам клиент, представляемая им оценка своего состояния. Такая оценка имеет определенные ограничения, но все же объективнее всего отражает истинное положение. Важно, чтобы оценка результатов самим клиентом была достаточно конкретна. Поэтому одна из важнейших задач консультанта - помочь клиенту конкретизировать свои достижения в ходе консультирования.

Оценка результатов терапии консультантом тоже существенна, хотя ее далеко недостаточно для окончательных выводов. Окончательное консультирование сводится к обсуждению и согласованию оценок достигнутого эффекта, представленных клиентом и консультантом.

Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Вместе с тем каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.

2. В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций.

3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.

4. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

5. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан «подключить» все свои профессиональны и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи - решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу, завершаются успехом.

7. Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.

8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.

9. Некоторые проблемы - это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы. В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.

10. Эффективное консультирование - это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

30. Практические результаты психологического консультирования

Завершение консультирования

Прекращение консультативного контакта чаще всего происходит естественно, когда клиент начинает ясно осознавать свои проблемы и свободу выбора решений или когда проблемы исчерпываются в ходе консультирования. Вопрос о прекращении консультативных встреч клиент и консультант решают вместе. Последняя встреча должна быть посвящена подведению итогов и установлению важнейших результатов терапии. Лучше, чтобы первым это сделал сам клиент. Только он способен сформулировать действительные результаты. Консультант должен помочь клиенту точнее и конкретнее обозначить изменения, которые произошли за период консультирования. Именно конкретность свидетельствует об осознанном принятии клиентом происшедших перемен.

Однако мнения клиента и консультанта о сроке окончания консультирования иногда не совпадают. Здесь возможны два варианта. В первом варианте консультанту кажется, что пора прекратить консультирование, но клиент чувствует себя не готовым к этому и хочет продолжать встречи с консультантом. Единственным способом продлить терапию становится тогда сохранение симптомов или проблем и даже возникновение новых затруднений. Поэтому консультанту важно разобраться в причинах и степени желания клиента продолжать консультирование. Как правило, все объясняется зависимостью клиента от консультанта и стремлением клиента к окончательному разрешению проблем. Нередко играют роль и реакции переноса. Не выяснив до конца мотивы настойчивости клиента, нельзя прерывать консультирование.

Во втором варианте к окончанию консультирования стремится клиент, хотя, по мнению консультанта, необходимые результаты еще не достигнуты. Консультант опять же должен разобраться в действительных причинах побуждений клиента и разъяснить ему возможные последствия несвоевременного окончания консультирования. Нередко причина желания клиента поскорее прекратить консультирование состоит в неудовлетворенности консультативным контактом. Другая причина заключается в расхождении поставленных клиентом и консультантом целей: клиент добивается краткосрочных, ближайших целей (решения конкретной проблемы, ослабления симптома и т.п.), а консультант - долгосрочных, перспективных целей. Разумеется, приоритет отдается целям клиента. Во всяком случае консультант не может заставить клиента продолжать консультирование против его воли.

Порой возникает вопрос о необходимости встреч с клиентом по окончании консультирования. Нужно оставить возможность клиенту обращаться к консультанту в случае надобности, при возникновении новых проблем, но с другой стороны, не стоит поощрять такие обращения. Если консультирование было эффективным, у клиента не должно возникнуть потребности в новых встречах.

Под результативностью психологического консультирования понимаются его конечные итоги для клиента, а именно – то, что в его психологии и поведении действительно изменилось под влиянием проведения консультирования.

Предполагается, что результаты психологического консультирования в большинстве случаев его проведения являются положительными, по крайней мере, – такими, какие ожидаются клиентом и психологом-консультантом. Однако одно дело ожидания и надежды, другое дело – реальная действительность. Иногда явный положительный, сиюминутный результат психологического консультирования может отсутствовать и даже на первый взгляд казаться отрицательным. В итоге проведения психологического консультирования что-то в психологии и в поведении клиента может действительно измениться, но не сразу.

Кроме того, иногда имеют место непредвиденные, неожиданные, отрицательные результаты психологического консультирования. Это нередко случается тогда, когда что-то существенное в консультировании заранее недостаточно продумано с точки зрения возможных отрицательных последствий или когда психологическое консультирование проводит профессионально не подготовленный, недостаточно опытный психолог. Однако по причине редкости отрицательных результатов в психологическом консультировании мы подобные случаи не будем специально обсуждать и сосредоточим свое внимание только на случаях с положительным или нейтральным исходом консультирования.

О положительном результате психологического консультирования можно судить по ряду признаков.

• Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

Эффективность результата подтверждается совокупностью положительных итогов.

По завершении консультации обе ее стороны – консультант и клиент – признают, что проблема, ради которой консультирование проводилось, успешно разрешена, причем для этого имеются убедительные объективные доказательства. Ни психологу-консультанту, ни клиенту не требуется каких-либо дополнительных аргументов в пользу того, что консультирование действительно прошло успешно.

Психолог-консультант может считать, что консультирование было успешным и проблема клиента решена, в то время как сам клиент может в этом сомневаться, отрицать или не ощущать полностью реальных результатов психологического консультирования.

Иногда, напротив, клиенту кажется, что в результате консультирования ему полностью удалось справиться со своей проблемой, в то время как психолог-консультант сомневается в этом и настаивает на продолжении консультации, желая получить дополнительные убедительные доказательства того, что проблема клиента действительно успешно решена.

• Положительные изменения в тех аспектах психологии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое консультирование. Имеются в виду основные, прогнозируемые и возможные дополнительные, позитивные эффекты, полученные от проведения психологического консультирования.

Дело в том, что, оказывая влияние на одни психологические процессы и формы поведения клиента, консультирование может существенно затронуть и другие. Как правило, в том случае, когда обнаруживаются положительные результаты воздействия психологического консультирования на личность клиента, также меняется и его поведение, взаимоотношения с людьми и многое другое в его психологии. Улучшение памяти клиента обычно положительно сказывается на его интеллекте, хотя возможно и обратное влияние интеллекта на память.

Нередко в практике психологического консультирования наряду с его бесспорными положительными результатами встречаются проблемные и спорные моменты оценивания его итогов.

Заметим, что по своим результатам психологическое консультирование может проявляться и по-другому: объективно, субъективно, внутренне и внешне.

Объективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в том, что ему сопутствуют достоверные факты, свидетельствующие об успешности консультирования.

Субъективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в чувствах, ощущениях, мнениях и представлениях консультанта.

Внутренние признаки результативности психологического консультирования проявляются в изменениях психологии клиента. Они могут ощущаться (осознаваться) или не ощущаться (не осознаваться) клиентом, могут проявляться или не проявляться в его реальном поведении, в доступных внешнему наблюдению действиях и поступках клиента.

Внешние признаки результативности психологического консультирования, напротив, всегда и достаточно отчетливым образом проявляются в видимых, доступных прямому наблюдению и оценкам, формах его поведения.

31. Признаки успешности психологического консультирования

Под результативностью психологического консультирования понимаются его конечные итоги для клиента, а именно - то, что в его психологии и поведении действительно изменилось под влиянием проведения консультирования.

Предполагается, что результаты психологического консультирования в большинстве случаев его проведения являются положительными, по крайней мере, - такими, какие ожидаются клиентом и психологом-консультантом. Однако одно дело ожидания и надежды, другое дело - реальная действительность. Иногда явный положительный, сиюминутный результат психологического консультирования может отсутствовать и даже на первый взгляд казаться отрицательным. В итоге проведения психологического консультирования что-то в психологии и в поведении клиента может действительно измениться, но не сразу.

Кроме того, иногда имеют место непредвиденные, неожиданные, отрицательные результаты психологического консультирования. Это нередко случается тогда, когда что-то существенное в консультировании заранее недостаточно продумано с точки зрения возможных отрицательных последствий или когда психологическое консультирование проводит профессионально не подготовленный, недостаточно опытный психолог. Однако по причине редкости отрицательных результатов в психологическом консультировании мы подобные случаи не будем специально обсуждать и сосредоточим свое внимание только на случаях с положительным или нейтральным исходом консультирования.

О положительном результате психологического консультирования можно судить по ряду признаков.

Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

Эффективность результата подтверждается совокупностью положительных итогов.

По завершении консультации обе ее стороны - консультант и клиент - признают, что проблема, ради которой консультирование проводилось, успешно разрешена, причем для этого имеются убедительные объективные доказательства. Ни психологу-консультанту, ни клиенту не требуется каких-либо дополнительных аргументов в пользу того, что консультирование действительно прошло успешно.

Психолог-консультант может считать, что консультирование было успешным и проблема клиента решена, в то время как сам клиент может в этом сомневаться, отрицать или не ощущать полностью реальных результатов психологического консультирования.

Иногда, напротив, клиенту кажется, что в результате консультирования ему полностью удалось справиться со своей проблемой, в то время как психолог-консультант сомневается в этом и настаивает на продолжении консультации, желая получить дополнительные убедительные доказательства того, что проблема клиента действительно успешно решена.

Положительные изменения в тех аспектах психологии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое консультирование. Имеются в виду основные, прогнозируемые и возможные дополнительные, позитивные эффекты, полученные от проведения психологического консультирования.

Дело в том, что, оказывая влияние на одни психологические процессы и формы поведения клиента, консультирование может существенно затронуть и другие. Как правило, в том случае, когда обнаруживаются положительные результаты воздействия психологического консультирования на личность клиента, также меняется и его поведение, взаимоотношения с людьми и многое другое в его психологии. Улучшение памяти клиента обычно положительно сказывается на его интеллекте, хотя возможно и обратное влияние интеллекта на память.

Нередко в практике психологического консультирования наряду с его бесспорными положительными результатами встречаются проблемные и спорные моменты оценивания его итогов.

Заметим, что по своим результатам психологическое консультирование может проявляться и по-другому: объективно, субъективно, внутренне и внешне.

Объективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в том, что ему сопутствуют достоверные факты, свидетельствующие об успешности консультирования.

Субъективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в чувствах, ощущениях, мнениях и представлениях консультанта.

Внутренние признаки результативности психологического консультирования проявляются в изменениях психологии клиента. Они могут ощущаться (осознаваться) или не ощущаться (не осознаваться) клиентом, могут проявляться или не проявляться в его реальном поведении, в доступных внешнему наблюдению действиях и поступках клиента.

Внешние признаки результативности психологического консультирования, напротив, всегда и достаточно отчетливым образом проявляются в видимых, доступных прямому наблюдению и оценкам, формах его поведения.

Как оценивать результаты психологического консультирования

В соответствии с приведенным выше определением результативности психологического консультирования его итоги могут оцениваться по-разному:

- во-первых, по самоощущению клиента, по тому, насколько лучше он стал себя чувствовать после проведения психологического консультирования;

- во-вторых, по результатам психологического тестирования состояний и психологических свойств (особенностей личности) клиента;

- в-третьих, по наблюдениям со стороны за поведением клиента. Оценивать итоги проведенного консультирования можно по каждому из названных критериев в отдельности, а лучше - по всем таким критериям, вместе взятым.

Для того чтобы оценка результатов консультирования была достаточно точной, необходимо заранее, до начала психологического консультирования решить, каким образом будут оцениваться его результаты. Возможные способы оценки желательно обговорить с клиентом, причем это касается как основных результатов, так и процедуры оценивания. Это необходимо сделать для того, чтобы еще до начала консультирования клиент определенно знал о том, каким образом можно будет убедиться в том, что консультирование прошло успешно, что, клиент действительно получил от него вполне определенную пользу.

Процедуры, как и критерии оценивания результатов психологического консультирования, могут быть различными. Оценку можно производить, например, в ходе самого консультирования, после его начала, по окончании консультирования. Многократная оценка результатов психологического консультирования позволяет клиенту убедиться в том, что оно проходит успешно.

Итоги психологического консультирования можно оценивать и спустя некоторое время после завершения консультирования, если предполагается, что его позитивные результаты проявятся не сразу и настолько, чтобы их можно было полностью оценить. Последний вариант процедуры оценивания результатов психологического консультирования чаще всего применяется тогда, когда изменяемые в ходе психологического консультирования свойства и формы поведения клиента являются достаточно инертными, устойчивыми и преобразуются медленно, едва заметно. Это могут быть, например, способности, черты характера, привычки клиента.

В практике проведения психологического консультирования можно применять любой из перечисленных способов в отдельности и в любом их сочетании. К первому - текущему - способу оценивания результатов консультирования рекомендуется обращаться тогда, когда клиент не вполне уверен в себе, в возможностях психолога-консультанта или в эффективности проводимого консультирования, нуждается в постоянной психологической поддержке. Предоставление ему скорых и убедительных доказательств того, что психологическое консультирование действительно идет успешно, подкрепит его уверенность, повысит его доверие к психологу-консультанту, усилит веру в возможность достижения положительных результатов и, несомненно, заставит усерднее работать над реализацией рекомендаций, полученных от консультанта.

Второй способ оценки - по окончании консультирования - рекомендуется применять в следующих ситуациях:

- когда как психолог-консультант, так и клиент вполне уверены в успехе психологического консультирования;

- когда ни психолог-консультант, ни клиент не желают тратить время на то, чтобы в ходе консультирования проводить дополнительный анализ и оценку результатов консультирования;

- когда психолог-консультант ожидает, что положительные изменения в психологии и поведении клиента должны будут произойти только по завершении психологического консультирования.

Третий из указанных выше способов оценки результатов - через некоторое время по окончании консультирования - целесообразно применять тогда, когда ожидается, что итоги консультирования проявятся не сразу, а только через определенное время. Кроме того, к данному способу оценки результатов психологического консультирования рекомендуется обращаться тогда, когда психолог-консультант ожидает, что результаты консультирования будут зависеть от того, насколько настойчиво и добросовестно клиент будет следовать полученным рекомендациям уже по окончании психологического консультирования.

В этом случае психолог-консультант, во-первых, должен будет с самого начала предупредить клиента о том, что рассчитывать на положительные результаты консультирования он сможет лишь при обязательном и строгом соблюдении полученных рекомендаций; во-вторых, он должен будет проконтролировать действия клиента с точки зрения следования полученным рекомендациям; в-третьих, ему придется заранее договориться с клиентом о том, когда и каким способом будут практически оцениваться результаты психологического консультирования.

Что же касается выбора средств оценки результатов консультирования, то этот вопрос психолог-консультант обычно решает самостоятельно в зависимости от того, на что было изначально направлено консультирование. Важно, однако, чтобы применяемые средства оценки, если, к примеру, в качестве их выступают психологические тесты, были понятны клиенту.

32. Неопределенные или спорные результаты психологического консультирования

Мало инфы!!!

Нередко в практике психологического консультирования наряду с его бесспорными положительными результатами встречаются проблемные и спорные моменты оценивания его итогов.

Заметим, что по своим результатам психологическое консультирование может проявляться и по-другому: объективно, субъективно, внутренне и внешне.

Объективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в том, что ему сопутствуют достоверные факты, свидетельствующие об успешности консультирования.

Субъективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в чувствах, ощущениях, мнениях и представлениях консультанта.

Внутренние признаки результативности психологического консультирования проявляются в изменениях психологии клиента. Они могут ощущаться (осознаваться) или не ощущаться (не осознаваться) клиентом, могут проявляться или не проявляться в его реальном поведении, в доступных внешнему наблюдению действиях и поступках клиента.

Внешние признаки результативности психологического консультирования, напротив, всегда и достаточно отчетливым образом проявляются в видимых, доступных прямому наблюдению и оценкам, формах его поведения.

33. Объективные и субъективные причины невысокой результативности психологического консультирования

Под недостаточно высокой результативностью психологического консультирования понимаются случаи, когда реальные итоги консультирования на самом деле оказываются меньше ожидаемых, или тогда, когда результаты консультирования в общем соответствуют ожиданиям клиента, но не полностью решают его проблему. Последний из случаев возникает тогда, когда или само консультирование не в состоянии реально помочь клиенту, или психолог-консультант из-за недостаточной подготовленности к проведению консультирования на соответствующую тему не в состоянии оказать действенную помощь клиенту, или же сам клиент по тем или иным причинам не может выполнить рекомендации, полученные от психолога-консультанта. Во всех этих случаях, как правило, не возникает особых проблем во взаимоотношениях между психологом-консультантом и клиентом, а если они и появляются, то решаются на основе взаимного согласия между участниками процесса психологического консультирования.

Первый из описанных случаев в практике проведения психологического консультирования обычно встречается чаще, чем второй, и поэтому его следует выделить и рассмотреть особо.

Выясним вначале типичные причины несоответствия реальных результатов консультирования ожидаемым. Таких причин может оказаться несколько. Обсудим их наряду с возможными способами эффективного устранения этих причин.

Причина 1. Незнание психологом-консультантом законов развития и изменения того или иного психологического свойства и формы поведения клиента, на которую оказывается воздействие в ходе проведения психологического консультирования.

С данной причиной недостаточной результативности психологического консультирования имеют дело довольно часто. Во многих случаях обращения клиентов в психологическую консультацию речь идет о коррекции таких психологических свойств и особенностей поведения клиента, которые или в науке недостаточно хорошо изучены, или о них плохо информирован психолог-консультант.

Полностью устранить неудачу, вызванную указанной причиной, довольно трудно. Психология – информационно насыщенная, довольно быстро развивающаяся наука, и быть компетентным специалистом во всех ее областях и вопросах для отдельно взятого человека практически нереально. Желательно, чтобы психолог-консультант хорошо осознавал свою информационную ограниченность и не обещал клиенту того, что выходит за пределы его – консультанта – научной компетенции.

Хорошо известно, что психологические явления и поведение человека довольно сложны. Научные знания о них были и, наверное, еще долгое время будут оставаться недостаточно полными, не вполне точными и подходящими для их практического использования.

На психику и поведение человека влияет множество случайных, малоизвестных науке факторов. Полностью знать и контролировать их невозможно, поэтому в практике проведения психологического консультирования, равно как, например, в процессе лечения многих заболеваний в медицинской практике, могут встречаться неудачи. Об этом также должен постоянно помнить психолог-консультант и, по возможности, заранее предупреждать об этом своего клиента.

Причина 2. Отсутствие оптимальных условий, при наличии которых можно полностью и с успехом реализовать рекомендации, полученные клиентом от психолога-консультанта, и рассчитывать на положительные результаты.

Эта причина в практике проведения психологического консультирования встречается довольно часто, так как в число оптимальных условий может входить то, что не вполне соответствует реальным условиям жизни клиента.

К примеру, для того чтобы клиент смог добиться максимума положительных результатов от реализации полученных рекомендаций, он должен бы почти полностью освободиться от других повседневных обязанностей, располагать достаточно большим количеством времени и быть способным отвлечься от всего постороннего, сосредоточившись только на решении своей проблемы. В реальных условиях современной жизни сделать это практически невозможно.

Для того чтобы свести к минимуму неблагоприятные последствия действия данной причины, необходимо заранее продумать условия реализации рекомендаций, полученных от психолога-консультанта, определить их таким образом, чтобы клиент мог без особых усилий выполнить эти рекомендации, существенно не меняя своего образа жизни.

Идеальным вариантом в этом случае мог бы стать следующий: обдумать как выполнить полученные рекомендации таким образом, чтобы никакие события, происходящие в жизни клиента, не могли этому помешать, если, конечно, сам клиент не откажется от выполнения полученных рекомендаций.

Причина 3. Недостаточно сильное желание клиента следовать полученным от психолога-консультанта рекомендациям.

Это, в свою очередь, может явиться следствием того, что клиент или изначально не верит в возможность практического решения своей проблемы, или не доверяет данному психологу-консультанту, или же сомневается в своих собственных возможностях по реализации полученных рекомендаций.

Для того чтобы усилить мотивацию клиента, свести к минимуму возможные отрицательные последствия этой причины, психологу-консультанту рекомендуется принять следующие меры.

Во-первых, заранее, психологически разносторонне оценить клиента как личность, чтобы выяснить, нет ли в его психологии и поведении чего-либо такого, что характеризует клиента как бесхарактерного, безвольного, пессимистичного или неуверенного в себе человека.

Если выяснится, что характер клиента на самом деле таков, то необходимо будет заранее продумать аргументы для его убеждения, средства воздействия на него для усиления его мотивации, а также способы получения достоверной информации о том, насколько усилия, предпринимаемые психологом-консультантом и клиентом, являются эффективными, дают необходимые позитивные результаты.

Во-вторых, необходимо всеми доступными мерами стараться добиться того, чтобы клиент полностью доверял психологу-консультанту. Это можно сделать одним из следующих способов. Например, этого можно добиться с помощью специальных психологических приемов, вызывающих доверие клиента. Среди них – демонстрация консультантом полной уверенности в себе, открытости и честности во время проведения психологического консультирования.

Клиенту можно предоставить достоверную информацию о том, что в прошлом работа данного психолога-консультанта и его личная практика проведения психологического консультирования были достаточно успешными. Самый лучший вариант в этом случае – тот, когда об этом клиенту сообщает не психолог-консультант, а другой клиент, которому данный клиент вполне доверяет.

Если же проблема состоит не в отсутствии доверия клиента к психологу-консультанту, а в психологии самого клиента, то необходимо разобраться в причинах нежелания клиента выполнять полученные от психолога-консультанта практические рекомендации. Если, наконец, клиент сомневается в правильности полученных рекомендаций, то психолог-консультант обязан всеми, доступными ему способами помочь клиенту устранить сомнения.

Причина 4. Неточный, неполный или недостаточный контроль эффективности выполнения полученных рекомендаций.

Это тот случай, когда рекомендации, предложенные психологом-консультантом, на самом деле обоснованы и реально действуют, но клиенту, а иногда вместе с ним и психологу-консультанту кажется, что этого не происходит.

Устранить данную, скорее субъективную, чем объективную, причину недостаточной результативности, неполного осознания клиентом получаемых результатов психологического консультирования можно, если заранее продумать средства контроля результативности получаемых рекомендаций и добиться того, чтобы они подтверждались при помощи достаточно валидных, надежных и точных психологических тестов.

Часто бывает так, что результаты внедрения полученных рекомендаций не полностью оцениваются потому, что оценка производится при помощи весьма грубой, приблизительной оценочной шкалы, не отражающей тонких изменений корректируемых психологических свойств. На самом деле эти изменения могут происходить, но не отражаться в грубых оценках.

Если с самим диагностическим инструментарием все в порядке, то следует поинтересоваться, правильно ли этот инструментарий применяется. Если и здесь все нормально, то, вероятнее всего, причина недостаточной результативности психологического консультирования кроется в несвоевременной оценке ожидаемых изменений в психологии и в поведении клиента.

К примеру, если эти изменения должны произойти не раньше, чем через месяц после завершения консультации, а практическая оценка результатов производится на следующий день по ее окончанию, то вряд ли можно будет получить убедительные данные об эффективности психологического консультирования. К этому времени соответствующие позитивные изменения еще не будут достаточно выраженными.

Причина 5. Еще одной причиной невысокой результативности психологического консультирования могут стать неправильные действия клиента по практической реализации полученных от психолога-консультанта рекомендаций. Для того чтобы идентифицировать и далее устранить эту причину, консультанту следует прежде, чем предоставлять клиенту возможность самостоятельно выполнять полученные рекомендации, лично убедиться в том, что клиент их правильно понял и точно знает, что ему следует делать.

Этим, однако, ограничиваться нельзя. Дело в том, что заранее все предусмотреть практически невозможно, и, действуя в новой для себя социальной ситуации, клиент невольно может совершать ошибки. Поэтому важно, встречаясь с клиентом в процессе выполнения им полученных рекомендаций, расспрашивать клиента, подробно выясняя, что и как он делает, корректируя и уточняя его действия в ходе реализации рекомендаций.

34. Критерии практической оценки результатов психологического консультирования

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - основания, показатели, признаки, по которым можно судить об успешности проведения психологического консультирования и решения психологических проблем клиента.

При желании конкретизировать оценку результатов консультирования такой общий вопрос, который уже задавался — "Оказывает ли какое-либо позитивное воздействие психологическое консультирование?", — не представляется конструктивным. Один из известных исследователей в области психотерапии Paul (1967), сформулировал вопрос иначе: "Какое именно лечение наиболее целесообразно для индивида со специфической проблемой при конкретных условиях?" Таким образом, вопрос об эффективности конкретизируется по всем параметрам.

Для оценки результатов консультирования конкретного клиента можно использовать ряд критериев. Blocher (1966) выделяет четыре основных:

· социальная приспособленность;

· личностные особенности;

· профессиональная приспособленность;

· успешность учебы.

Критерий социальной приспособленности широко используется, поскольку большинство клиентов и обращаются к консультанту из-за возникших трудностей в социальном приспособлении, как правило, по причине внутренних конфликтов личности. Улучшение социального приспособления способен оценить сам клиент, но к оценке можно привлечь друзей клиента, членов семьи, учителей (если мы консультируем ребенка). Личностные критерии охватывают изменение самооценки и множество других параметров, обычно измеряемых тестами. Профессиональная приспособленность включает профессиональные планы, удовлетворенность работой и т.п. Критерии учебной деятельности используются в консультировании учащихся и отражают динамику успеваемости.

Обычно основным источником информации об эффективности консультирования является сам клиент, представляемая им оценка своего состояния. Такая оценка имеет определенные ограничения, но все же объективнее всего отражает истинное положение. Важно, чтобы оценка результатов самим клиентом была достаточно конкретна. Поэтому одна из важнейших задач консультанта — помочь клиенту конкретизировать свои достижения в ходе консультирования.

Оценка результатов терапии консультантом тоже существенна, хотя ее далеко не достаточно для окончательных выводов. Вообще говоря, окончание консультирования и сводится к обсуждению и согласованию оценок достигнутого эффекта, представленных клиентом и консультантом.

В соответствии с приведенным выше определением результативности психологического консультирования его итоги могут оцениваться по-разному:

– во-первых, по самоощущению клиента, по тому, насколько лучше он стал себя чувствовать после проведения психологического консультирования;

– во-вторых, по результатам психологического тестирования состояний и психологических свойств (особенностей личности) клиента;

– в-третьих, по наблюдениям со стороны за поведением клиента. Оценивать итоги проведенного консультирования можно по каждому из названных критериев в отдельности, а лучше – по всем таким критериям, вместе взятым.

Для того чтобы оценка результатов консультирования была достаточно точной, необходимо заранее, до начала психологического консультирования решить, каким образом будут оцениваться его результаты. Возможные способы оценки желательно обговорить с клиентом, причем это касается как основных результатов, так и процедуры оценивания. Это необходимо сделать для того, чтобы еще до начала консультирования клиент определенно знал о том, каким образом можно будет убедиться в том, что консультирование прошло успешно, что, клиент действительно получил от него вполне определенную пользу.

Процедуры, как и критерии оценивания результатов психологического консультирования, могут быть различными. Оценку можно производить, например, в ходе самого консультирования, после его начала, по окончании консультирования. Многократная оценка результатов психологического консультирования позволяет клиенту убедиться в том, что оно проходит успешно.

Итоги психологического консультирования можно оценивать и спустя некоторое время после завершения консультирования, если предполагается, что его позитивные результаты проявятся не сразу и настолько, чтобы их можно было полностью оценить. Последний вариант процедуры оценивания результатов психологического консультирования чаще всего применяется тогда, когда изменяемые в ходе психологического консультирования свойства и формы поведения клиента являются достаточно инертными, устойчивыми и преобразуются медленно, едва заметно. Это могут быть, например, способности, черты характера, привычки клиента.

В практике проведения психологического консультирования можно применять любой из перечисленных способов в отдельности и в любом их сочетании. К первому – текущему – способу оценивания результатов консультирования рекомендуется обращаться тогда, когда клиент не вполне уверен в себе, в возможностях психолога-консультанта или в эффективности проводимого консультирования, нуждается в постоянной психологической поддержке. Предоставление ему скорых и убедительных доказательств того, что психологическое консультирование действительно идет успешно, подкрепит его уверенность, повысит его доверие к психологу-консультанту, усилит веру в возможность достижения положительных результатов и, несомненно, заставит усерднее работать над реализацией рекомендаций, полученных от консультанта.

Второй способ оценки – по окончании консультирования – рекомендуется применять в следующих ситуациях:

– когда как психолог-консультант, так и клиент вполне уверены в успехе психологического консультирования;

– когда ни психолог-консультант, ни клиент не желают тратить время на то, чтобы в ходе консультирования проводить дополнительный анализ и оценку результатов консультирования;

– когда психолог-консультант ожидает, что положительные изменения в психологии и поведении клиента должны будут произойти только по завершении психологического консультирования.

Третий из указанных выше способов оценки результатов – через некоторое время по окончании консультирования – целесообразно применять тогда, когда ожидается, что итоги консультирования проявятся не сразу, а только через определенное время. Кроме того, к данному способу оценки результатов психологического консультирования рекомендуется обращаться тогда, когда психолог-консультант ожидает, что результаты консультирования будут зависеть от того, насколько настойчиво и добросовестно клиент будет следовать полученным рекомендациям уже по окончании психологического консультирования.

В этом случае психолог-консультант, во-первых, должен будет с самого начала предупредить клиента о том, что рассчитывать на положительные результаты консультирования он сможет лишь при обязательном и строгом соблюдении полученных рекомендаций; во-вторых, он должен будет проконтролировать действия клиента с точки зрения следования полученным рекомендациям; в-третьих, ему придется заранее договориться с клиентом о том, когда и каким способом будут практически оцениваться результаты психологического консультирования.

Что же касается выбора средств оценки результатов консультирования, то этот вопрос психолог-консультант обычно решает самостоятельно в зависимости от того, на что было изначально направлено консультирование. Важно, однако, чтобы применяемые средства оценки, если, к примеру, в качестве их выступают психологические тесты, были понятны клиенту.

35. Правила проведения психодиагностического обследования в процессе психологического консультирования

ПСИХОДИАГНОСТИКА - область знаний и умений, связанных с созданием и применением в практике методов психологической диагностики, в частности психологических тестов.

ТЕСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - стандартизированная психодиагностическая методика, позволяющая получать точные количественные и качественные показатели изучаемых психологических свойств.

ТЕСТИРОВАНИЕ КЛИЕНТА - изучение психологических особенностей клиента с помощью психологических тестов.

ТЕСТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА - психодиагностические тесты, с помощью которых оцениваются способности человека, проявляющиеся в его общении с разными людьми.

ТЕСТЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА - психологические тесты, с помощью которых оцениваются свойства темперамента и черты характера человека.

ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ - психологические тесты, с помощью которых количественно и качественно оценивается уровень развития у человека специальных способностей.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - приемы и средства, которые на каждом из основных этапов психологического консультирования

в рамках соответствующих процедур консультирования применяет психолог-консультант для определения и правильного решения проблемы клиента.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ - ошибки, допускаемые в технике проведения психологического консультирования. В результате возникновения т.о. в п.к. неправильно может быть оценена проблема клиента и даны неверные рекомендации по ее практическому решению.

ТОЧНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТА - свойство психологического теста, благодаря которому можно количественно точно и качественно тонко оценивать изучаемые психологические особенности человека.

В психологическом консультировании психодиагностика в начале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в основном должна опираться на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента, когда консультант общается с ним в психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно получаемых от клиента без применения специальных психологических тестов. В психокоррекционной работе психодиагностика играет более заметную роль, проводится обычно в самом начале консультации и на нее отводится гораздо больше времени.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6-8 ч.

Каким требованиям должно отвечать психологическое тестирование! применяемое в психологическом консультировании

Психологическое тестирование, которое организуется и проводится в условиях психологического консультирования, должно отвечать ряду специфических, характерных именно для консультирования, требований. Основные требования этого рода следующие.

1. В психологическом консультировании следует применять только самые простые из всех имеющихся психологических тестов, хорошо известные не только психологу-консультанту, но и достаточно понятные для клиента.

Использование сложных и не очень понятных тестов может вызвать неудовольствие со стороны клиента, его реакцию психологической защиты из-за естественной боязни показаться несостоятельным в глазах психолога-консультанта. Сложные тесты, кроме того, утомляют как психолога-консультанта, так и клиента. Наконец, известна закономерность, в соответствии с которой информативность и практическая полезность психологических тестов растут гораздо медленнее, иногда обратно пропорционально их сложности и трудоемкости.

2. Психологическое тестирование в консультировании должно выступать как его вполне естественная часть и служить исключительно целям диагностики, которая в свою очередь должна быть органически подчинена решению задачи выработки наиболее обоснованных и эффективных рекомендаций клиенту по решению его проблемы.

3. Тестирование в психологическом консультировании не должно занимать слишком много времени. На его проведение следует отводить не более четверти всего времени, предназначенного для проведения консультирования.

4. Тесты, которые применяются в психологическом консультировании, должны иметь сравнительно простую и оперативно выполняемую систему обработки получаемых результатов. Это необходимо для того, чтобы результаты тестирования можно было сразу использовать и тут же, вскоре после тестирования, делать из него необходимые выводы. Наилучшими в этом плане являются такие психологические тесты, результаты которых могут быть известны и практически использованы спустя 5-10 мин после окончания тестирования.

В том случае, если все же приходится применять тест, требующий более длительного времени на работу с ним, на обработку и интерпретацию получаемых результатов, желательно проводить тестирование отдельно от психологического консультирования, не тратя на него время, отводимое на консультацию.

5. По причинам, указанным выше, в психологическом консультировании, за исключением особых случаев, не рекомендуется пользоваться проективными тестами, так как большинство таких тестов имеет указанные выше недостатки: трудоемкость, непонятность для клиента и сложность. Лучше всего обращаться к вопросникам или опросным вариантам проективных тестов.

6. Если психологический тест представляет собой вопросник, то лучше, если имеющиеся в нем вопросы будут закрытыми, а не открытыми, т.е. если возможные ответы на них будут заранее определены и клиенту нужно будет только выбрать один из них. Вопросники, содержащие в себе открытые вопросы, требуют больше времени как для ответов на них, так и для обработки и интерпретации получаемых результатов.

7. Психологу-консультанту рекомендуется заранее продумывать и подбирать необходимый для консультирования минимум психологических тестов, которые могут понадобиться в разных случаях психологического консультирования. Все эти тесты вместе с необходимыми для тестирования материалами желательно заранее заготовить и иметь под рукой, чтобы к ним можно было обратиться в любой момент проведения психологического консультирования.

8. Лучше всего, если минимум необходимых и часто используемых в консультациях психологических тестов будет в программе компьютера, чтобы при необходимости можно было протестировать клиента и сразу же получить требуемые результаты (компьютерные программы должны включать в себя и автоматическую процедуру обработки результатов тестирования).

9. Если объем работы в консультации достаточно велик и если в ней параллельно работает несколько консультантов с несколькими клиентами, то рекомендуется освобождать консультантов от процедуры тестирования и поручать это отдельному специалисту-психологу, профессионально подготовленному в области тестирования.

10. Тестирование рекомендуется проводить в начале или в середине процесса консультирования с расчетом на то, чтобы клиент к окончанию консультации уже знал свои результаты, а также то, какие выводы психолог-консультант делает на основе проведенного тестирования. Не рекомендуется оставлять клиента в конце консультации в неведении о том, зачем проводилось его психологическое тестирование, каковы его результаты и какие выводы на их основе сделаны.

Упражнения

1. Возьмите любой вопросник, содержащий в себе не менее чем 100 вопросов. Установите, каким требованиям, связанным с практикой психологического консультирования, он соответствует и не соответствует.

2. Оцените уровень собственного интеллектуального развития при помощи тестов, рекомендуемых для этой цели.

Практические задания

1. Определите, какое психотерапевтическое воздействие на клиента оказывают проективные методы психодиагностики (для этого необходимо будет взять какой-либо проективный психологический тест и провести с его помощью психологическое обследование человека, который может стать потенциальным клиентом).

2. Предположим, что к вам как к психологу-консультанту обратился родитель с просьбой дать ему практические рекомендации о том, стоит или не стоит отдавать ребенка в школу в возрасте до семи лет. Какие психодиагностические методики вы в данном случае можете использовать для того, чтобы изучить ребенка и дать его родителю обоснованные психологические рекомендации?

3. Какими тестами, предназначенными для диагностики уровня психологического развития ребенка, вы воспользуетесь на практике, если проблема, с которой клиент - родитель ребенка - обратился к вам, состоит в том, что ребенок плохо учится в начальных классах школы?

Ключевые слова

Долгосрочная временная перспектива в психологическом консультировании.

Бессознательные влечения. Неосознаваемые черты характера. Тест психологический. Информативность психологического теста. Практическая полезность теста.

Использование тестов

Вопрос о тестировании противоречив и является предметом таких же дискуссий, как и проблема постановки диагноза. Точка зрения представителей экзистенциальной и роджерианской ориентаций на тестирование соответствует их взглядам на диагностику. Тестирование, по их мнению, инструмент внешнего понимания и не способствует успешному консультированию. Эти доводы ясно сформулировала Arbuckle (1975):

"Если придерживаться традиционной научной парадигмы и рассматривать человека как существо, которое можно измерить, опираясь на внешние критерии, тогда постановка диагноза и тестирование должны быть составной частью процесса консультирования. При рассмотрении человека изнутри, с позиций экзистенциализма, тестирование и диагноз, наоборот, уводят в сторону от понимания человека".

Представители более умеренных взглядов пытаются обосновать использование тестов в процессе консультирования тем, что они позволяют получить больше информации о клиенте и предоставить дополнительную информацию самому клиенту, чтобы тот смог принимать более реалистичные решения. Уже упомянутые Bramer и Shostrom (1982) являются сторонниками активной роли клиентов в тестировании и приглашают их участвовать в выборе тестов. Они внедряют в практику следующие положения:

· клиент и консультант во время беседы решают, какая информация, доступная с помощью тестов, может оказаться необходимой при решении проблем клиента;

· консультант знакомит клиента с разными типами тестов;

· консультант рекомендует клиенту тесты, которые помогут получить искомую информацию, и указывает на бесполезные в данном случае тесты;

· консультант дает возможность клиенту высказать свои сомнения и отрицательные чувства по отношению к отобранным тестам; сомнения и чувства обсуждаются совместно.

Подобной модели участия клиентов в тестировании соответствуют и представленные Corey (1986) соображения:

· клиенты должны участвовать в процедуре отбора тестов и сами решать, какого типа тесты выполнять;

· обсуждаются причины, по которым клиенты выбирают определенные тесты, а также опыт прежнего тестирования;

· консультант обязан знать, для чего предназначены конкретные тесты, и разъяснить клиентам целесообразность их использования и возможные ограничения;

· консультант должен помочь клиентам понять, что тесты не могут дать окончательных ответов, а лишь предоставляют дополнительную информацию, которую следует обсудить в ходе консультирования;

· консультант обязан подробно ознакомить клиентов с результатами тестирования и совместно их обсудить; интерпретируя результаты, консультант должен быть нейтрален, не следует забывать, что тестирование является лишь одним из способов получения сведений о клиентах и полученные результаты следует проверить и подтвердить другими данными;

· представляя результаты, консультант по возможности должен воздерживаться от оценок и позволить клиентам самим делать выводы.

Такой способ использования тестов в консультировании, когда консультант не абсолютизирует их значение, а интерпретацию полученных результатов интегрирует в процесс консультирования, помогает выбирать валидные и надежные тесты в целях улучшения консультативного контакта и повышения эффективности консультирования.

36. Психодиагностика: специфика подбора тестов в ситуации психологического консультирования

ГЛАВА VIII ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ КОГНИТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

В этой главе для типичных случаев психологического консультирования - тогда, когда возникает необходимость проведения когнитивного психологического тестирования, указаны психодиагностические тесты, которые рекомендуется применять для получения нужной информации о клиенте. Эта информация может оказаться полезной для уточнения диагноза проблемы клиента, для выяснения индивидуальных особенностей его когнитивных процессов, для коррекции имеющихся у него недостатков в развитии когнитивных процессов и для более точного формулирования соответствующих практических рекомендаций.

В каждом конкретном случае мы будем указывать, с какой целью проводится психологическое тестирование, а также давать практические рекомендации по применению тех или иных тестов. На протяжении этой и последующих глав учебника мы неоднократно будем отсылать читателя к различным рекомендуемым тестам. Если эти тесты уже опубликованы в литературе, - а таких тестов большинство, - мы будем просто указывать на соответствующие первоисточники. В случае отсутствия публикаций психологический тест будет полностью приводиться в учебнике. Кроме самого теста, будет также даваться обоснование необходимости обращения к нему в том или ином случае психологического консультирования, а также определяться условия оптимального практического использования соответствующего теста.

Тесты когнитивных процессов восприятия, внимания, воображения, речи и общих интеллектуальных способностей

Необходимость в оценке общих интеллектуальных способностей клиента возникает тогда, когда, например, проводится психологическое консультирование, связанное с решением проблем интеллектуального развития детей или общих способностей взрослых людей. В первом из указанных случаев клиенту, - а в его роли обычно выступает кто-либо из близких к ребенку взрослых людей, - требуется подробная информация о том, на каком уровне общего умственного развития находится ребенок и каковы реальные перспективы совершенствования его интеллекта. Во втором случае непосредственно самому клиенту может понадобиться информация о том, каков уровень его интеллектуального развития на данный момент времени.

Когда речь идет о развитости общих способностей людей, то следует иметь в виду, что как у детей, так и у взрослых людей эти способности по объективным и естественным причинам могут находиться на разных уровнях развития. У детей, особенно дошкольников, данные способности еще только развиваются, а у взрослых людей они, как правило, уже являются достаточно развитыми.

Интеллект ребенка и интеллект взрослого человека существенно различаются между собой как в количественном (числовая оценка уровня его развития), так и в качественном отношении (тип интеллекта и его структура). По этой причине для психодиагностики интеллекта детей и взрослых людей рекомендуется применять различные психологические тесты.

Проводя психодиагностику общего уровня интеллектуального развития ребенка, также следует иметь в виду, что в ранние годы интеллект ребенка развивается довольно быстро и уровень его развития может меняться через каждые два-три года. Поэтому те методы его психодиагностики, которые подходят для детей трех-четырех-летнего возраста, уже надо заменять другими, проводя психодиагностику уровня интеллектуального развития четырех-пятилетних и тем более шести-семилетних детей.

Заметим, что существуют два значительно отличающиеся друг от друга представления об уровне развития общих интеллектуальных способностей человека. Одно такое представление включает в содержание понятия «уровень интеллектуального развития» только умение человека решать разного рода интеллектуальные задачи (это - сравнительно узкое понимание интеллекта). Другое представление охватывает все когнитивные процессы и включает в оценку уровня интеллектуального развития не только мышление, но также восприятие, внимание, память, воображение и речь (расширенная трактовка понятия «интеллект»).

В реальной практике психологического консультирования можно опираться как на узкое, так и на расширенное толкование интеллекта, и решение вопроса о том, какое его понимание выбрать, зависит от задачи психологического консультирования. Если она ограничивается тем, чтобы определить только общий уровень интеллектуального развития клиента и дать ему самые общие рекомендации по совершенствованию умственных способностей, то достаточно будет провести лишь общую психодиагностику интеллекта. Если же задача состоит в том, чтобы разносторонне исследовать и оценить интеллект клиента, предложив ему такие рекомендации, которые могут оказаться полезными для развития всех или многих когнитивных процессов, то следует опираться на расширенное толкование интеллекта.

В практике проведения психологического консультирования детей, связанного с развитием их общих интеллектуальных способностей, для психодиагностики интеллекта рекомендуется пользоваться частными методиками, предназначенными для определенной возрастной группы'.

' Здесь и далее ссылки на конкретные методики даются по двум изданиям одного и того же учебника: Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В трех книгах. Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В трех книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.: ВЛАДОС, 1998. В обоих изданиях можно найти полные описания соответствующих методик. Цифры вне скобок указывают на страницы первого из упомянутых изданий учебника, а цифры в скобках - на страницы последнего издания.

Для детей трех четырехлетнего возраста подходят методики с названиями «Нелепицы», «Времена года», «Кому чего недостает?», «Обведи контур», «Воспроизведи рисунки»2.

С помощью методик «Времена года» и «Кому чего недостает?» оценивается уровень развития у детей наглядно-образного мышления, а при помощи методик «Обведи контур» и «Воспроизведи рисунки» можно оценить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Для психодиагностики уровня интеллектуального развития детей четырех-пятилетнего возраста рекомендуется использовать методики с названиями «Что здесь лишнее?», «Раздели на группы», «Пройди через лабиринт» и «Вырежи фигуры»3.

Методики «Что здесь лишнее?» и «Раздели на группы» оценивают уровень развития образно-логического мышления, а такие методики, как «Пройди через лабиринт» и «Вырежи фигуры» - уровень развития наглядно-действенного мышления у детей.

Считается, что интеллектуальные способности ребенка нуждаются в дальнейшем развитии, если показатели интеллекта по указанным выше методикам меньше 7-8 баллов. При оценках 9-10 баллов делается вывод о том, что ребенок для своего возраста находится на очень высоком уровне интеллектуального развития и в специальном внимании в этой связи со стороны родителей и учителей не нуждается (речь в данном случае идет о возможном беспокойстве взрослых людей по поводу отставания ребенка в интеллектуальном развитии).

При средних показателях ниже 4-5 баллов с данным ребенком обязательно необходимо дополнительно заниматься, так как в этом случае его интеллектуальное развитие заметно отстает от среднего уровня (6-7 баллов) 4.

4 Те же рекомендации, основанные на количестве полученных баллов, характеризуют все случаи психодиагностики, где применяется стандартизированная десятибалльная оценочная шкала.

Если кроме диагностики общего уровня интеллектуального развития ребенка необходимо провести отдельную психодиагностику уровня развитости у него основных когнитивных процессов (кроме памяти - о ней особо речь пойдет дальше), то также рекомендуется воспользоваться следующими частными методиками:

для диагностики восприятия пользуются методиками «Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Чем залатать коврик?»5;

- для диагностики внимания - методиками «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки»6;

- для диагностики воображения - методиками «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь», «Придумай игру»7;

- для диагностики речи - методиками «Назови слова», «Расскажи по картинке»8.

Психодиагностику уровня развития интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста, поступающих в школу и только начинающих обучаться в ней, рекомендуется проводить при помощи следующих методик: «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовы


Сейчас читают про: