double arrow

Особенности России как Федеративного государства

1. Россия как Федерация была построена не на договорных отношениях, а продекларирована. В Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой всероссийским съез­дом в августе 1918 года, закреплялось учреждение Советской Российской Республики как федерации советских республик.

Россия как Федерация основывалась на автономных началах, автономии не обладали госу­дарственным суверенитетом.

В основу построения Федерации были положены следующие принципы:

а. принцип самоуправления;

б. принцип руководства со стороны центра.

2. Особенность в субъектном составе - наряду с государствами (республиками) в качестве субъектов выступают автономные области, автономные округа, края, области и города Федераль­ного значения.

В соответствии с Конституцией все эти субъекты можно разделить на две группы:

а. национально-государственные образования (республики, автономные области, округа);

б. территориально-государственные образования (края, области, города федерального значе­ния).

Имеются сложносоставные субъекты края или области с входящими в их состав автономными округами.

______________________________________________________________

Билет № 7

1. Структура Конституции.

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

Раздел первый

a. Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)

b. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)

c. Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)

d. Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)

e. Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)

f. Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

g. Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)

h. Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

i. Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137) Раздел второй. Заключительные и переходные положения

2. Республики в составе Российской Федерации.

Статус субъектов РФ - это их государственно-правовое положение в системе устройства РФ, место в отношениях, которые возникают между РФ и ее отдельными субъектами. Ст.66 Конституции устанавливает, что статус субъекта определяется Конституцией РФ и соответ­ствующими нормативными правовыми актами субъектов (Конституцией или уставом). Для наци­онально-государственных образований - субъектов РФ (автономная область, округ) в качества дополнительного нормативного акта, определяющего их статус, может быть Федеральный Закон принятый Федеральным Собранием РФ по представлению законодательного и исполнительного органов данных субъектов.

Республика в составе РФ - есть демократическое государство, входящее в состав РФ на правах ее субъекта. Являясь государством по Конституции России, она обладает определенными признаками как государство.

1. Имеет свою Конституцию.

3. 2. Имеет собственную систему законодательства (ст. 76 К).

4. 3. Имеет свою систему органов государственной власти.

5. 4. В республике может быть свой глава государства - Президент Республики.

6. 5. Имеет свои исключительные предметы ведения (ст. 73 К) и предметы совместного ведения с РФ (ст. 72 К). В данных сферах осуществляют свою компетенцию органы государственной власти республики.

Имеет свою территорию, которая не может быть изменена без ее согласия (ч. 3 ст. 67).

7. Имеет свое гражданство.

8. Имеет свои символы.

9. Может иметь свой государственный язык или языки.

10. Республика обладает международной правосубъектностью, т.е. может подписывать договоры с другими государствами, открывать зарубежные представительства и участвовать в деятельности международных организаций. Данная правосубъектность все же ограничена, она не может противоречить Конституции РФ, законодательству РФ и двусторонним договорам между РФ и республикой. Международная деятельность республики координируется федеральными органами государственной власти совместно с органами власти республики.

Билет № 8

1. Толкование Конституции.

Конституция — исключительный нормативно-правовой акт государства и общества. Это налагает особую ответственность на орган, осуществляющий ее официальное толкование, а также определяет специфику самой интерпретационной деятельности органа конституционной юрисдикции. Конституция Украины: а) является высшим правовым актом государства, основным ис­точником национальной правовой системы; б) базой текущего за­конодательства; в) определяет компетенцию органов государствен­ной власти, в том числе Верховной Рады; г) устанавливает цели, задачи и объекты правового регулирования; д) обладает высшей юридической силой; е) устанавливает соотношение норм внутрен­него и международного права. Конституционные нормы обладают повышенной стабильностью, особо охраняются государством, ока­зывают решающее влияние на общественные отношения, Конституцию, как правило, значительно труднее толковать, чем обычный закон. Это связано прежде всего с тем, что Конституция не только чисто юридический, но и политический документ, име­ющий не только внутригосударственную, но и международно-пра­вовую значимость (с точки зрения имиджа страны). Современные конституции являются компромиссом различных сил, участву­ющих в их разработке. А это значит, что она отражает результа­ты политической борьбы и закрепляет уровень развития обще­ственных отношений, составляющих предмет ее регулирования.

2. Характеристика края и области как субъекта Российской Федерации.

1. Имеет устав.

2. Имеет собственную систему законодательства (ст. 76 К).

3. Имеет свою систему органов государственной власти.

4. Глава субъекта - губернатор.

5. Имеет свои исключительные предметы ведения (ст. 73 К) и предметы совместного ведения с РФ (ст. 72 К).

6. Имеет свою территорию, которая не может быть изменена без согласия субъекта (ч. 3 ст. 67).

7. Имеет свои символы.

8. Обладает ограниченной международной правосубъектностью.

________________________________________________________________

Билет № 9

1. Порядок пересмотра Конституции и принятия конституционных поправок.

Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • Совет федерации;
  • Государственная дума;
  • Правительство Российской Федерации;
  • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
  • группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

1. пересмотр положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;

2. поправки к остальным главам (кроме статьи 65);

3. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;

4. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

2. Характеристика городов федерального значения как субъектов Российской Федерации.

3. 1. Имеют устав.

4. 2. Имеет собственную систему законодательства (ст. 76 К).

5. 3. Имеет свою систему органов государственной власти.

6. 4. Глава субъекта – мер или губернатор.

7. 5. Имеет свои исключительные предметы ведения (ст. 73 К) и предметы совместного ведения с РФ (ст. 72 К).

8. 6. Имеет свою территорию, которая не может быть изменена без согласия субъекта (ч. 3 ст. 67).

9. 7. Имеет свои символы., Обладает ограниченной международной правосубъектностью

___________________________________________________

Билет № 10

1. Демократия как основа конституционного строя Российской Федерации.

Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, а также социальным и светским государством. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя. Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны.,единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;

  • власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
  • власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами - прежде всего посредством свободных выборов и референдума.

2. Характеристика автономного округа и автономной области как субъектов Российской Федерации.

3. Автономная область и автономный округ в составе РФ – национально-государственные образования РФ, обладающие определенной, ограниченной территорией в пределах рФ и осуществляющие полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

4. Правовой статус автономного округа (области) определяется совокупностью полномочий данного субъекта РФ, за исключением вопросов, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению РФ, и представляет собой совокупность прав и обязанностей, возникающих во взаимоотношениях с РФ и с другими субъектами РФ, в состав которых он входит.

5. Черты правового статуса автономного округа (области): 1) конституционно-правовое положение автономного округа (области) является одновременно совокупностью статуса части субъекта рФ и статуса самостоятельного субъекта РФ; 2) конституционно-правовая природа автономных округов (области) такая же, как и у других субъектов РФ, он равноправный субъект РФ; 3) автономный округ (область), как правило, входит в состав края, области, т. е. обладает единой территорией и населением с субъектом РФ, в состав которого входит автономное образование.

6. Двойственный характер правовой природы автономного округа (области) не означает ограничение этих субъектов РФ в правах по отношению к иным субъектам РФ. Автономный округ (область) – равноправный и самостоятельный субъект РФ.

7. Он обладает собственной территорией и объемом полномочий, населением, системой государственных органов, уставом, законодательством, административно-территориальными границами и т. п.

8. Правовое положение автономного округа (области) не может быть изменено без предварительного его согласия.

9. Статус автономного округа (области) такой же, как и всех других субъектов РФ. В связи с этим на них распространяются все права субъектов: право на символику субъекта, на равное положение в отношениях с РФ и т. д.

10. На автономный округ (область) частично распространяется влияние органов государственной власти края, области, в которые они входят, для этого устанавливаются специальные законы субъектов РФ и заключаются договоры между ними о пределах компетенции.

11. Автономный округ (область) самостоятельно регулирует вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами в соответствии с основами законодательства, кодексами, законами РФ.

12. Конституцией РФ и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ (Москва, 31 марта 1992 г.) устанавливается перечень предметов совместного ведения федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти автономной области, автономного округа, которые могут быть ими переданы друг другу по взаимному соглашению.

__________________________________________________________________

Билет № 11

1. Правовое государство и приоритет прав и свобод человека и гражданина как основы конституционного строя Российской Федерации.

Правовое государство - это государство, в котором во всех сферах жизнедеятельности общества обеспечивается верховенство закона. Правовое государство подразумевает, что в нем господствует общество над государством, а не на­оборот, т. е. РФ имеет социальный характер. В таком государстве право является объективным следствием исторических процессов, оно закрепля­ет необходимые рамки свободы и справедливости, обеспечивается государственным аппаратом и вы­ражается в международных нормах, в Конституции РФ, в законах, подзаконных актах и практике реа­лизации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п…признаки, характерные для правового государства.

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Это означает, что сам закон должен быть правовым, т.е. выражать права и свободы человека и гражданина, объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления (ст. 15 Конституции РФ).

2. Абсолютный приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство - это конституционное государство.

Реальность прав и свобод человека и гражданина, обеспечение его свободного развития. Правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Реальное его проявление вы­ражено формулой: «Все, что не запрещено личности, ей дозволено», - и наоборот: «Все, что не дозволено власти, ей запрещено».

РФ как правовое государство обеспечивает на своей территории:

1) народовластие на всех уровнях власти;

2) соблюдение и реализацию прав и свобод человека и гражданина;

3) республиканскую форму правления при уважении иных политических взглядов и мнений;

4) федеративное устройство РФ при соблю­дении прав малочисленных народов России и т. д.

К основам правового положения личности конституционного строя РФ относятся следующие положения:

  • человек, его права и свободы являются высшей цен­ностью (государство обязано признавать права и свободы личности, соблюдать их и защищать);
  • гражданство РФ — единое и равное независимо от оснований приобретения (оно приобретается и прекраща­ется в соответствии с федеральным законом, при этом граж­данин не может быть лишен гражданства или права изме­нить его);
  • равенство конституционных прав граждан РФ и их конституционных обязанностей.

2. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, его компетенция. складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Президента РФ включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

3) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ.

1. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83);

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами;

3) по предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83);

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83);

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83);

6) Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (ч. 3 ст. 115).

__________________________________________________________________

Билет № 12

1. Федеративное государство, суверенное государство и республиканская форма правления как основы конституционного строя Российской Федерации.

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Суверенное государство — государство, которое имеет чётко определённую территорию, на которой оно осуществляет внутренний и внешний суверенитет, имеет постоянное население, правительство, не зависит от других государств, имеет полномочия и способность вступать в международные отношения с другими суверенными государствами[1][2]. Правительство суверенного государства имеет право собственности на всё имущество в государстве

конституционном праве выделяется три разновидности суверенитета:

- суверенитет народа, или народный суверенитет;

- суверенитет государства, или государственный суверенитет;

- суверенитет национальный.

Народный суверенитет означает:

- во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране;- во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Власть народа осуществляется в трех формах:

- государственной;

- общественной;

- власти местного самоуправления.

Суверенность государства означает такое его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами.

Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, т. е. государственно организованной публично-политической власти.Для государственного суверенитета характерны следующие признаки:

1)верховенство;

2)независимость и самостоятельность;

3)единство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: