Консалтинг как процесс коммуникации. Клиент-Агентство

В системе коммуникационного консалтинга консультанту нужно уметь организовать консультационный процесс, помочь клиенту выбрать оптимальную модель, тип, способы осуществления любого вида коммуникации между личностями (межличностная коммуникация); социальными группами (межгрупповая коммуникация); между личностью и группой (организацией); а также личностью или организацией и обществом в целом. Поскольку рынок консалтинговых услуг является продуктом взаимодействия субъекта и объекта рынка консалтинговых услуг, где, с одной стороны, действуют консультанты, производящие услуги, а с другой - клиенты, в виде сельскохозяйственных предприятий, потребляющие эти услуги, то отсюда вытекает несколько специфических принципов, рассмотрение которых следует осуществлять с точки зрения доверия.

Принцип коммуникации в режиме обратной связи в данном случае предполагает, что весь коммуникационный процесс должен сопровождаться ответными реакциями с обеих сторон, и это является обязательным условием успешного функционирования рынка консалтинговых услуг, поскольку лишь коммуникация в режиме обратной связи позволит в полной мере обеспечить взаимопонимание в решениях, адекватность в действиях и стабильность в долгосрочных партнёрских отношениях.

Принцип адекватности рынка консалтинговых услуг научному развитию. Рынок консалтинговых услуг функционирует на основе знаний, опыта, информации и интеллектуальной собственности. Учитывая это обстоятельство, консультанты должны постоянно прослеживать тенденции в различных научных областях, аккумулировать информацию и знания, интегрировать зарубежный опыт и руководствоваться современными управленческими технологиями. Такой подход позволит консультантам обогатить свой интеллектуальный потенциал, поскольку лишь только тогда будут востребованы их услуги и в целом может существовать и развиваться рынок консалтинговых услуг.

Принцип открытых межличностных коммуникаций. Одним из факторов развития рынка консалтинговых услуг является соблюдения консультантами необходимой конфиденциальности. Её отсутствие ведёт к скрытию клиентами многих ключевых проблем своей деятельности, что препятствует консультанту изучать проблемы клиента, что, в свою очередь, может стать причиной недопонимания. Принцип открытого общения на рынке консалтинговых услуг предполагает со стороны клиента полное и детальное информирование консультанта о состоянии дел компании, а со стороны консультанта - обеспечение необходимой конфиденциальности, поскольку успешное развитие рынка консалтинговых услуг возможно лишь при формировании прочных и долгосрочных межличностных коммуникаций между сторонами, участвующими на рынке консалтинговых услуг.

Принцип взаимной выгоды. Данный принцип вытекает из процесса консультирования, поскольку знания приобретаются как консультантом вследствие решения управленческой проблемы клиента, так и клиентом вследствие оказанной помощи консультантом.

Принцип доверия, своевременности и достоверности. Огромное значение в организации консалтинговых услуг имеют основы консультант-клиентских отношения. Эти отношения требуют особого внимания для обеспечения их успеха. Часто клиенты считают, что вручают свою участь в руки консультанта. Процесс консалтинга и консультант-клиентские отношения начинаются с диагностики проблем и влияния на клиента при покупке консалтинговой услуги, то есть её цены и качества. Успешным результатом таких отношений является принятие клиентом рекомендаций консультанта и дальнейшее продолжение работы с ним. Успех зависит от способности консультанта разработать обоюдовыгодные отношения, которые базируются на необходимости консалтинговых услуг, взаимопонимании, открытости, доверии, своевременности и достоверности предоставленной информации.

В качестве иных факторов, повышения эффективности функционирования рынка консалтинговых услуг, может послужить создания следующих стимулов для его участников.

Пропаганда и продвижение. Налицо потребность в систематизации информации о рынке, поскольку специфика рынка консалтинговых услуг предполагает информированность сельскохозяйственных предприятий о консультантах и консалтинговых компаниях, об их специализации, характере, содержании и качестве услуг и т.п. Сегодня же организация консалтингового рынка совершенно неудовлетворительна. Нет справочников о консалтинговых фирмах, только последние два года проводятся выставки, специализированные конференции, представляющие продукты консалтинговых фирм. Очень мало издается в России профессиональных изданий, совершенно неудовлетворительно их качество. Поэтому привлечение руководителями сельскохозяйственных предприятий консультантов носит почти случайный характер. Всё это определяет необходимость создания на рынке консалтинговых услуг системы коммуникационного обеспечения, основанной на обмене информацией, знаниями и опытом, способной обеспечить все аудитории участвующих на рынке консалтинговых услуг в необходимой интеллектуальной поддержке (информация, знания, опыт).

Государственные инвестиции. Для поддержания сферы консалтинга огромное значение играет создание с участием государства консалтинговых структур для проведения доступных обучающих семинаров и индивидуальных консультаций, создание венчурных фондов (государственных и частных) для поддержки малых предприятий, которых не могут финансировать банки, а также стимулирование обращения к рынку консалтинговых услуг с использованием компенсационной системы

Льготное налогообложение. Льготное налогообложение рынка консалтинговых услуг имеет огромное значение, так как нацелено на повышение конкурентоспособности этого вида деятельности за счёт уменьшения стоимости услуг, возможности повышения квалификации консультанта за счёт освободившихся финансовых средств. Раскрытие сущности доверия и коммуникационного обеспечения рынка консалтинговых услуг во многом позволит его участникам осознать важность коммуникационных процессов происходящих на рынке консалтинговых услуг и понять их роль в достижении целей и задач всех участников консалтинговой деятельности, поскольку коммуникационное обеспечение, основанное на доверии призвано обеспечить эффективность развития рынка через обмен знаниями, информацией, интеллектуальной собственностью. Таким образом, можно считать, что доверие, как продукт коммуникационного обеспечения - это системообразующий и стимулирующий фактор в становлении, функционировании и развитии российского рынка консалтинговых услуг, который находится на начальном этапе своего становления.

Определение принципов коммуникационного обеспечения рынка консалтинговых услуг позволит консалтинговым компаниям качественно и оперативно организовывать, планировать, стимулировать и контролировать отношения, возникающие между участниками рынка консалтинговых услуг. В частности, особого внимания требуют отношения, возникающие между консультантами и клиентами, поскольку клиенты (которые являются ключевой аудиторией) считают, что вручают свою участь в руки консультанта и успешным результатом таких отношений является принятие клиентом рекомендаций консультанта и дальнейшее продолжение работы с ним


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: