Основные понятия квалиметрии

«Квалиметрия» происходит от сочетания латинских терминов «gualitas» — «качество» и «metro» — «мера». Соот­ветственно, квалиметрия — отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества.

В современной практической деятельности менеджеров пред­приятий, связанных с различными направлениями бизнеса, воз­никает широкий круг задач, эффективное решение которых воз­можно на основе оценки качества тех или иных объектов. Чтобы представить их актуальность, достаточно назвать следующие:

оценка вариантов услуг или товаров, которые наиболее целесообразно предлагать определенным рынкам сбыта;

разработка политики продукта;

выбор наиболее выгодных рынков для приобретения необходимых для функционирования фирмы объектов;

отбор рынков для реализации (продаж) услуг или товаров;

прогнозирование доли рынка, оборота, прибыли фирмы на основе сравнения конкурентоспособности продуктов-конкурентов;

оценка и отбор кандидатур при приеме на работу, продвижениях по службе;

разработка требований к качеству процессов и их оценка;

отбор и оптимизация каналов рекламирования;

оценка уровня продуктов и систем обеспечения качества при их сертификации и многие другие.

Квалиметрия как отрасль науки выступает в виде взаимосвязанной системы теорий.

1. Общая квалиметрия — в ней разрабатываются общетеоретические проблемы:

система понятий (терминология);

теория оценивания (законы и методы);

•аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила); теория квалиметрического шкалирования (методы ранжирования, оценки значимости параметров).

2. Специальные квалиметрии — в них рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок:

•экспертная квалиметрия;

•квалиметрическая таксономия (таксономия — теория класси­фикации и систематизации сложноорганизованных объектов, имеющих обычно иерархическое строение от греческих слов: «taxis»: расположение, строй, порядок, «nomos» —■ закон);

•вероятностно-статистическая квалиметрия (методы оценки на основе теории вероятностей и математической статистики);

•индексная квалиметрия (использование теорий индексов в оценке качества).

3.Предметные квалиметрии — по предмету (объекту) оценивания:

квалиметрия продукции (в том числе услуг) и техники;

квалиметрия труда и деятельности;

квалиметрия решений и проектов;
•квалиметрия процессов;

•субъектная квалиметрия (персонала);

•в квалиметрия спроса;

•квалиметрия информации.

Квалиметрия включает в себя теорию оценки качества любых объектов (создаваемых, используемых, влияющих на субъект). Предмет квалиметрии — как коли­чественные, так и неколичественные методы оценивания каче­ства (вкусно — невкусно, более или менее приятный запах и т.д.).

Оценка уровня качества объектов представляет собой совокупность операций, включающую выбор номенклатуры показателей качества, определение их численных значений, а также значений базовых, относительных и комплексных показателей с целью принятия решений в области управления качеством. Данное определение включает в себя ряд новых понятий, требующих по­яснения.

Уровень качества объектов — это мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству какого-то другого объекта, выбранного за эталон сравнения. Таким образом, в квалиметрии уровень качества является относительной мерой, результатом оценивания, системой значений мер качества объекта, определенной на основе соотнесения с базовыми (эталонными) значениями мер. Показатель качества объекта — количественная характеристика свойств, входящих в состав качества объекта, рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта. Объект, с которым сравнивается оцениваемый объект, носит название базового, а его показатели качества называются базовыми показателями. Показатели качества — одно из важнейших понятий квалиметрии. При оценке качества некоторые из них выступают как аргументы, другие как функции.

Свойство продукции (услуги) — объективная особенность про­дукции (услуги), проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, использовании по назначению или потреблении (оказание услуги). Например, точность, надежность, своевременная поставка.

Для объективной оценки качества объекта необходимо охарак­теризовать его свойства количественно. Для этого по аналогии с показателем качества объекта применяют показатель качества про­дукции (услуги) — количественную характеристику свойства про­дукции (услуги), входящего в состав ее качества, рассматриваемую применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта (для продукции — к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, для услуги — к определенным условиям ее разработки и оказания, для процесса — к определенным условиям его подготовки и проведения).

Показатели качества продуктов по количеству характеризуемых свойств могут быть разделены на единичные и комплексные.

Единичный показатель качества относится только к одному из свойств объекта. Например, коэффициент нелинейных искажений (характеризует линейность); вероятность безотказной работы (бе­зотказность); средний срок хранения (сохрняемость).

Как и при измерении, при любом виде оценивания нужен эталон сравнения (при измерении длины мы обычно используем метр, при измерении веса — килограмм и т.д.). Для этой же цели в квалиметрии используют базовый показатель качества — показатель качества объекта, принятый за эталон при сравнительных оценках качества. Базовые показатели могут быть как единичными, так и комплексными.

Одно из свойств объекта может характеризовать и относительный показатель качества — отношение показателя качества оце­ниваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах.

Комплексный показатель качества — показатель качества объекта, относящийся к нескольким его свойствам. Этот показатель позволяет в целом характеризовать качество объекта или группу его свойств. Например, коэффициент готовности позволяет одновременно оценить и безотказность, и ремонтопригодность изделия. Он определяется по формуле:

Кг=

где:

Т—средняя наработка на отказ;

Тв — среднее время восстановления (математическое ожидание

времени восстановления).

Комплексный показатель качества КГ — это вероятность того, что изделие в любой момент времени будет работоспособно (применяется для оценки качества рейсовых автобусов, такси и т.д.). Это пример одного из видов комплексных показателей качества — так называемого группового комплексного показателя качества, т.е. показателя качества, относящегося к группе свойств объекта.

Разновидностью комплексного показателя качества является интегральный показатель качества, отражающий отношение сум­марного полезного эффекта от использования объекта по назна­чению (П) к затратам на создание и использование объекта по назначению (3):

И= (4-2)

Обобщенный показатель качества— это показатель качества, относящийся к такой совокупности свойств объекта, по которой принято решение оценивать его качество в целом. Как правило, это так называемые существенные свойства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: