ПРИМЕНЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ
Тема 4. КВАЛИМЕТРИЯ КАК НАУКА, ЕЕ РОЛЬ, МЕТОДЫ И
4.1. Сущность,принципы, основные понятия и проблемы квалиметрии. Методология оценки уровня качества.
4.2. Классификация показателей качества. Измерение качества.
4.3. Методы квалиметрии в управлении качеством.
4.4. Метрологическое обеспечение качества продукции и его нормативно-правовая основа. Международные метрологические организации
Слово квалиметрия происходит от сочетания латинских слов «qualis» - качество и «metreo» - измеряю или «metro» - мера. Она представляет собой, в узком смысле слова, область науки, изучающая, объединяющая и реализующая методы количественной оценки качества продукции.
У истоков развития ее на научной основе стояли: К. Комментц (Германия), Дж. Ван Эттингер (США), Дж. Ситтиг (Нидерланды), А.В.Гличев, Г.Г. Азгальдов, А.В. Азгальдов (Россия) и др.
Основные задачи квалиметрии:
- обоснование номенклатуры показателей качества;
- разработка методологии, методов их определения и оптимизации;
- оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий;
- разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством;
- оценка уровня качества продукции, чтобы аналитическими методами сопоставлять продукцию с аналогами, которые присутствуют на предполагаемом рынке сбыта оцениваемой продукции или будут на нем присутствовать и т.п.
Основными методическими принципами квалиметрии являются:
а) принцип измеримости свойств и оцениваемость качества объекта как на уровне отдельно взятых свойств, так и на уровне всей совокупности свойств, образующих качество объекта в целом;
б) принцип сопоставимости качества объекта и качества отдельно взятого эталонного образца или их совокупности;
в) принцип сравнимости качества конкурирующих вариантов различных исполнений объекта одного и того же вида.
Квалиметрия как отрасль науки выступает в виде взаимосвязанной системы теорий.
1. Общая квалиметрия – в ней разрабатываются общетеоретические проблемы:
- система понятий (терминология);
- теория оценивания (законы, методы);
- аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила);
- теория квалиометрического шкалирования (методы ранжирования, оценки значимости и параметров);
2. Специальные квалиметрии – в них рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок. Они представлены следующими видами:
- экспертная квалиметрия;
- квалиметрическая таксономия (таксономия – теория классификации и систематизации сложноорганизованных объектов, имеющих иерархическое строение (происходит от сочетания греческих слов: тахис – расположение, строй, порядок; номос – закон);
- вероятностно-статистическая квалиметрия (методы оценки на основе теории вероятностей и математической статистики);
- индексная квалиметрия (использование теорий индексов в оценке качества).
3. Предметные квалиметрии – по предмету (объекту) оценивания:
- квалиметрия продукции (в том числе услуг) и техники;
- квалиметрия труда и деятельности;
- квалиметрия решений и проектов;
- квалиметрия процессов;
- субъективная квалиметрия (персонала);
- квалиметрия спроса и предложения и других экономических параметров;
- квалиметрия информации и т.п.
Таким образом, квалиметрия включает в себя теорию оценки качества любых объектов (создаваемых, используемых, влияющих на субъект) и ее предметом является, в широком смысле слова, как количественные, так и неколичественные методы оценивания качества (вкусно - невкусно, приятный или неприятный запах и т.п.).
Оценка уровня качества, с точки зрения квалиметрии, представляет собой совокупность операций, включающую выбор номенклатуры показателей качества, определение их численных значений, а также значений базовых, относительных и комплексных показателей с целью принятия решений в области управления качеством.
Уровень качества объектов – это мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству какого-то другого объекта, выбранного за эталон сравнения, т.е. этот уровень качества, является относительной мерой, результатом оценивания, системой значений мер качества объекта, определенной на основе соотнесения с базовыми (эталонными) значениями мер. Уровень качества – это относительная мера качества. Следует различать формальное и неформальное содержание этого понятия. В формальном смысле, уровень качества является результатом оценивания, всегда носящим значительный характер. Сравнительный уровень качества – это система мер качества, определяемая на основе соотношения с базовыми эталонными значениями мер. Абсолютный уровень качества формируется в результате измерения качества техники и характеризуется абсолютным значением оценочных показателей.
Особое значение имеют показатели базового объекта.
Базовый объект – это объект, с которым сравнивается оцениваемый объект, а его показатели качества носят название - базовых показателей.
Показатели качества выражают определенные свойства продукции, которые необходимы потребителям.
Свойство продукции (услуги) – объективная особенность продукции (услуги), проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, использовании или потреблении (оказании услуги). Например, надежность, точность, своевременная поставка и т.п. Задачей квалиметрии и является поэтому – охарактеризовать эти свойства количественно.
У квалиметрии как науки можно выделить следующие статусы: экономический; технико-экономический; общенаучный; систематический.
Систему понятий квалиметрии, в прикладном смысле слова, в основном составляют требования, представленные в ГОСТе 15467 – 79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения», а также в ИСО 8402.
Так, ключевыми понятиями квалиметрии являются измерение и оценивание. Введем для их раскрытия еще ряд важных определений.
Мера качества – отображение качества или его подмножеств, отдельных свойств или групп на множество вещественных чисел. Синонимом меры качества является показатель качества. К основным типам мер качества относятся шкалирование и свертывание.
Шкалированием называется мера качества, вводящая упорядочивающие отношения на измеряемом множестве свойств или мер. Шкалирование на множестве мер называется производным шкалированием. Его синоним – функциональное преобразование шкал.
Типы квалиометрического шкалирования: метрическое (отношений; разности; интервального); порядковое; номинальное; семантическое (вербальное) и их различные сочетания.
К произвольным метрологическим шкалам относят шкалы: линейные; логарифметические; экспозиционные, параболические.
Квалиметрической шкалой называется тройка формальных объектов:
1/ исходное множество измерительных свойств или мер;
2/ множество отображений шкалирования;
3/ множество значений отображений шкалирования.
Свертыванием мер качества называется их объединение, осуществляемое по тому или иному закону. Существует два вида свертывания мер качества: операционное и статистическое.
Операционное свертывание качества – объединение мер (показателей), построенных на разнородных простых или сложных свойствах. На основе этого понятия формируется понятие комплексных, групповых показателей качества продукции.
Статистическое свертывание качества – объединение мер, поостренных на однородных или подмножественных качества, их мерах. На основе этого понятия формируется понятие обобщенных показателей качества продукции.
Теперь на основе раскрытых ранее понятий раскроем, что такое измерение и оценивание качества.